Целевые программы качества (ЦПК), хотя и являются самостоятельным видом документации системного управления качеством, но условно их можно отнести к разновидности планов качества; ЦПК — адресный документ, содержащий цели и задачи по обеспечению требуемого потребителями качества, достижение которых должно обеспечиваться взаимосвязанными по срокам, ресурсам и исполнителям заданиями и комплексом мероприятий маркетингового, социального, организационного, экономического, финансового, научно-технического и производственного характера. Основным в программе должен быть целевой подход, направленный на обеспечение необходимого уровня качества по удовлетворению потребностей и спроса на продукцию. В такие программы следует включать для каждого вида объекта программы (продукции, услуг и т.п.) мероприятия превентивно-перманентного характера, т.е. планы качества.
Программы в целом способны определенным образом осуществлять необходимые воздействия на условия, влияющие на качество функционирующих элементов системы управления качеством. При этом необходимо обеспечить требуемое качество всех элементов этой системы и, в конечном итоге, ликвидировать наметившиеся отклонения и улучшить качество результатов предприятия. Очень важно то, чтобы в механизме определение и устранение отклонений фактического качества функционирования элементов системы от требуемого было постоянно опережающим и оперативным. Выполнение этого принципа может быть осуществлено, как минимум, при следующих условиях.
|
|
1) заинтересованном отношении всех участников процессов принятия решений по повышению и обеспечению качества и их исполнения. Для инициирования и поддержания на требуемом уровне такого интереса следует шире использовать методы, присущие рыночным экономикам, например экономические методы, не исключая всех других;
2) повсеместном использовании современных технических средств и автоматизированных систем управления качеством на базе новейших достижений науки и техники, в частности современной микроэлектроники. Применение технических средств обусловливает возможность осуществления «прослеживаемое™» продукции (сырья, материалов и т.п.) и регистрации всех данных о качестве на базе идентификации. Оперативность принятия решений во многом зависит от организации «прослеживаемое™» и выполнения процедур идентификации, сбора, индексирования, заполнения, хранения, ведения и изъятия зарегистрированных данных, связанных с качеством.
В механизме систем управления качеством для условий рынка главным должен являться «человеческий фактор». Поэтому центральное место в ЦПК представляется необходимым отвести мероприятиям, направленным на улучшение тех условий, которые влияют на человека, на его созидательные свойства в области качества. Именно это должно пронизывать весь механизм на основе использования экономических методов управления со всеми другими.
|
|
Целевые программы качества следует разрабатывать для различного иерархического уровня (от уровня предприятия до федерального включительно).
Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, отраслей и предприятий. Однако он не только не учитывал рыночные условия в отношении маркетинга, но и представлял неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач, в частности программы разрабатывались для предприятий в целом, а не для конкретного вида продукции; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их достаточность; не раскрывался механизм реализации программы; не указывалась необходимость и не предусматривались мероприятия по сертификации продукции. Имелись также следующие типичные недостатки: не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации работников; не предусматривались мероприятия по повышению квалификации руководящих работников; не планировалась подготовка специалистов-организаторов управления качеством; мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одноименных разделов других программ «Качество»; при разработке программ недостаточно обоснованно прогнозировались потребности и квалификационный уровень работников; при оценке качества подготовки и повышения квалификации не использовались количественные показатели; учебные планы и программы курсов были оторваны от целей программ «Качество» и носили общий характер; методиче-
ское и профессиональное обеспечение учебного процесса при повышении квалификации имело низкий уровень качества; при разработке мероприятий недостаточно использовался передовой опыт разработки программ «Качество»; среди всех разделов программ «Качество» разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации по управлению качеством уделялось меньше всего внимания. Р а з р а б о т к у ЦПК с л е д у е т осуществлять поэтапно, включая:
1) подготовку к разработке;
2) определение целей, задач и заданий;
3) разработку мероприятий программы.
Для предприятий программы целесообразно разрабатывать и реа-лизовывать для каждого конкретного вида новой или модернизируемой продукции, подлежащей изготовлению на предприятии.
В ЦПК необходимо включать:
• цели и задания в области качества, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на различных стадиях разработки, производства, реализации и эксплуатации продукции;
• все необходимые мероприятия и процедуры их выполнения, обеспечивающие достижение целей и выполнение заданий программы.
При подготовке целевой программы следует использовать «дерево ц е л е й». Важнейшие положения построения «дерева целей»:
1. Каждая цель должна описываться не только словесно, но и обязательно количественно.
2. Цели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указывать срок их достижения с промежуточными контрольными точками.
3. Для всех целей должны быть установлены коэффициенты их важности.
4. Процесс составления «дерева целей» — итерационный процесс.
5. Цели с низким коэффициентом следует исключать.
По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: например, по федеральным программам — указ президента РФ или постановление Правительства РФ; по целевым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.
|
|
На каждую программу при необходимости (в большей части это относится к федеральным программам) следует составлять Паспорт программы.
С учетом накопленного опыта и современных воззрений системного управления качеством рекомендуется в состав Паспорта и непосредственно в ЦПК включать (на основе анализа и прогнозов) соответствующие разделы (рис. 3.3.2).
целевой программы
1. Наименование программы.
2. Основание для разработки программы
3. Заказчик программы.
4. Исполнители.
5. Соисполнители.
6. Сроки реализации.
7. Основные программные задания
8. Цель программы.
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
10. Объемы и источники финансирования и материального обеспечения.
11. Контроль за исполнением программы
(ы качества
1. Цели и задачи программы.
2. Задания и показатели по повышению и обеспечению уровня качества и конкурентоспособности (на всех стадиях жизненного цикла и уровня управления, включая задания по сертификации).
3. Мероприятия по реализации заданий (включая комплекс социальных, организационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе на этапе маркетинга, сертификации, и т.п., на всех уровнях управления, по всем элементам управляемой и управляющей подсистем).
4. Механизм реализации программы.
5. Обеспечение программы (материальное, финансовое, персоналом и др.).
6. Оценка эффективности программы.
7. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Рис. 3.3.2. Типовой состав разделов целевой программы качества
Повышение уровня качества продукции, услуг и работ в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. Аналогичные программы были реализованы, например, в Японии. Другим примером может служить Программа качества (EQP) ЕС.
Разработка и необходимость осуществления ЦПК на федеральном уровне, по существу, определена принципами их подготовки и реализации и это диктует жизненная необходимость России. При ра з ра ботке таких про г р а мм необходимо предусматривать:
|
|
• решение приоритетной важнейшей задачи;
• согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
• комплексность и направленность всех мероприятий программы на обеспечение экономической безопасности страны;
• согласованность решений федеральных и региональных задач;
• достижение позитивногорезульта та в установленные сроки.
Таким образом, на уровне предприятия для обеспечения необходимого качества необходимо разрабатывать системы управления качеством, в рамках которых следует составлять политику в области
качества, ЦПК, целевые программы сокращения издержек (на всех стадиях жизненного цикла продукции), выполнения плана поставок по контрактам (по срокам, объемам), управления охраной окружающей среды и другим целевым подсистемам СУ.
Записи
Записи как документы, содержащие свидетельства выполняемой деятельности и ее результатов, могут использоваться во многих направлениях функционирования систем управления качеством. Например, их следует применять при прослеживаемости, выработке предупреждающих и корректирующих действий, проверках выполнения установленных требований (при верификации). Прослеживаемость здесь понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001), которая предусматривает происхождение материалов и комплектующих, историю их обработки, распределение и местонахождение продукции после поставки потребителям.
По существу, записи содержат информацию о выполненных действиях и результатах в области качества. Они должны вестись четко, быть легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми, чтобы обеспечивать получение заинтересованными лицами достоверной информации о качестве результатов и результативности функционирования системы управления качеством.
Для управления записями целесообразно разработать документированную процедуру. Ответственность за ведение записей должны нести ответственные за соответствующий процесс.
К записям следует отнести документы, связанные с анализом действий руководителей, управлением собственностью, управлением персоналом (подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, аттестацией и т.п.), разработкой и проектированием, выполнением требований удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг, результатами входного контроля (платежные документы, сертификаты на материалы, сырье, комплектующие, журналы, переписка с поставщиками, протоколы разногласий, протоколы урегулирования разногласий), контролем процессов производства (ведомости поставки, маршрутные карты, протоколы испытаний, паспорта на изделия, документы по профилактике, ремонту и списанию основных средств, заключения о качестве, протоколы испытаний и анализа, акты), достоверностью измерений, проведенными аудитами, корректирующими и предупредительными действиями предприятия, распорядительными действиями руководителей по выпуску продукции, порядком управления записями и др.
Одним из наиболее используемых и необходимых для управления документов является штатное расписание подразделений. Из в с е х известных форм данного вида документации следует применять его унифицированную форму:
В системе управления качеством могут также функционировать другие НТД и НМД, например методики, методические инструкции, правила, МС, государственные и иные стандарты, положения о подразделениях и другие положения, должностные инструкции и т.п. (примеры типовых структур Положений о подразделении, Должностной инструкции и Положения об отделе организации управления качеством приведены соответственно в Приложениях 6 и 7).
Главное, чтобы документально или в ином виде в необходимой мере был отражен при системном управления качеством весь комплекс процессов в области обеспечения и улучшения качества. В составе документированных процессов целесообразно иметь документ, регламентирующий вопросы управления документацией в целом (один из примеров такого документа, СТП, приведен в Приложении 8).