Целевые программы качества

Целевые программы качества (ЦПК), хотя и являются само­стоятельным видом документации системного управления качест­вом, но условно их можно отнести к разновидности планов каче­ства; ЦПК — адресный документ, содержащий цели и задачи по обеспечению требуемого потребителями качества, достижение ко­торых должно обеспечиваться взаимосвязанными по срокам, ре­сурсам и исполнителям заданиями и комплексом мероприятий маркетингового, социального, организационного, экономическо­го, финансового, научно-технического и производственного ха­рактера. Основным в программе должен быть целевой подход, на­правленный на обеспечение необходимого уровня качества по удовлетворению потребностей и спроса на продукцию. В такие про­граммы следует включать для каждого вида объекта программы (про­дукции, услуг и т.п.) мероприятия превентивно-перманентного характера, т.е. планы качества.

Программы в целом способны определенным образом осуществ­лять необходимые воздействия на условия, влияющие на качество функционирующих элементов системы управления качеством. При этом необходимо обеспечить требуемое качество всех элементов этой системы и, в конечном итоге, ликвидировать наметившиеся откло­нения и улучшить качество результатов предприятия. Очень важно то, чтобы в механизме определение и устранение отклонений факти­ческого качества функционирования элементов системы от требуе­мого было постоянно опережающим и оперативным. Выполнение этого принципа может быть осуществлено, как минимум, при сле­дующих условиях.

1) заинтересованном отношении всех участников процессов принятия решений по повышению и обеспечению качества и их исполнения. Для инициирования и поддержания на требуемом уровне такого интереса следует шире использовать методы, прису­щие рыночным экономикам, например экономические методы, не исключая всех других;


2) повсеместном использовании современных технических средств и автоматизированных систем управления качеством на базе новейших достижений науки и техники, в частности современной микроэлек­троники. Применение технических средств обусловливает воз­можность осуществления «прослеживаемое™» продукции (сырья, материалов и т.п.) и регистрации всех данных о качестве на базе идентификации. Оперативность принятия решений во многом за­висит от организации «прослеживаемое™» и выполнения проце­дур идентификации, сбора, индексирования, заполнения, хране­ния, ведения и изъятия зарегистрированных данных, связанных с качеством.

В механизме систем управления качеством для условий рынка главным должен являться «человеческий фактор». Поэтому цен­тральное место в ЦПК представляется необходимым отвести меро­приятиям, направленным на улучшение тех условий, которые влияют на человека, на его созидательные свойства в области качества. Именно это должно пронизывать весь механизм на основе использо­вания экономических методов управления со всеми другими.

Целевые программы качества следует разрабатывать для различ­ного иерархического уровня (от уровня предприятия до федерально­го включительно).

Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, отраслей и предпри­ятий. Однако он не только не учитывал рыночные условия в отноше­нии маркетинга, но и представлял неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач, в частности программы разра­батывались для предприятий в целом, а не для конкретного вида продукции; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их достаточ­ность; не раскрывался механизм реализации программы; не указыва­лась необходимость и не предусматривались мероприятия по серти­фикации продукции. Имелись также следующие типичные недостат­ки: не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурса­ми для подготовки, обучения и повышения квалификации работни­ков; не предусматривались мероприятия по повышению квалифика­ции руководящих работников; не планировалась подготовка специа­листов-организаторов управления качеством; мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одно­именных разделов других программ «Качество»; при разработке про­грамм недостаточно обоснованно прогнозировались потребности и квалификационный уровень работников; при оценке качества подго­товки и повышения квалификации не использовались количествен­ные показатели; учебные планы и программы курсов были оторваны от целей программ «Качество» и носили общий характер; методиче-


ское и профессиональное обеспечение учебного процесса при повы­шении квалификации имело низкий уровень качества; при разработ­ке мероприятий недостаточно использовался передовой опыт разра­ботки программ «Качество»; среди всех разделов программ «Качест­во» разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации по управлению качеством уделялось меньше всего внимания. Р а з р а б о т к у ЦПК с л е д у е т осуществлять поэтапно, включая:

1) подготовку к разработке;

2) определение целей, задач и заданий;

3) разработку мероприятий программы.

Для предприятий программы целесообразно разрабатывать и реа-лизовывать для каждого конкретного вида новой или модернизируе­мой продукции, подлежащей изготовлению на предприятии.

В ЦПК необходимо включать:

• цели и задания в области качества, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на различных стадиях разработки, производства, реализации и эксплуатации продукции;

• все необходимые мероприятия и процедуры их выполнения, обеспечивающие достижение целей и выполнение заданий про­граммы.

При подготовке целевой программы следует использовать «дере­во ц е л е й». Важнейшие положения построения «дерева целей»:

1. Каждая цель должна описываться не только словесно, но и обязательно количественно.

2. Цели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указывать срок их достижения с промежуточными контрольными точками.

3. Для всех целей должны быть установлены коэффициенты их важности.

4. Процесс составления «дерева целей» — итерационный процесс.

5. Цели с низким коэффициентом следует исключать.

По каждой программе целесообразно издавать соответствую­щий правовой документ: например, по федеральным программам — указ президента РФ или постановление Правительства РФ; по це­левым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.

На каждую программу при необходимости (в большей части это относится к федеральным программам) следует составлять Паспорт программы.

С учетом накопленного опыта и современных воззрений систем­ного управления качеством рекомендуется в состав Паспорта и непо­средственно в ЦПК включать (на основе анализа и прогнозов) соот­ветствующие разделы (рис. 3.3.2).


целевой программы

1. Наименование программы.

2. Основание для разработки программы

3. Заказчик программы.

4. Исполнители.

5. Соисполнители.

6. Сроки реализации.

7. Основные программные задания

8. Цель программы.

9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

10. Объемы и источники финансирования и материального обеспечения.

11. Контроль за исполнением программы

(ы качества

1. Цели и задачи программы.

2. Задания и показатели по повышению и обеспечению уровня качества и конку­рентоспособности (на всех стадиях жизненного цикла и уровня управления, включая задания по сертификации).

3. Мероприятия по реализации заданий (включая комплекс социальных, органи­зационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе на этапе маркетинга, сертификации, и т.п., на всех уровнях управ­ления, по всем элементам управляемой и управляющей подсистем).

4. Механизм реализации программы.

5. Обеспечение программы (материальное, финансовое, персоналом и др.).

6. Оценка эффективности программы.

7. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее вы­полнения

Рис. 3.3.2. Типовой состав разделов целевой программы качества

Повышение уровня качества продукции, услуг и работ в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. Аналогичные программы были реализованы, на­пример, в Японии. Другим примером может служить Программа ка­чества (EQP) ЕС.

Разработка и необходимость осуществления ЦПК на федераль­ном уровне, по существу, определена принципами их подготовки и реализации и это диктует жизненная необходимость России. При ра з ра ботке таких про г р а мм необходимо предусматривать:

• решение приоритетной важнейшей задачи;

• согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

• комплексность и направленность всех мероприятий программы на обеспечение экономической безопасности страны;

• согласованность решений федеральных и региональных задач;

• достижение позитивногорезульта та в установленные сроки.

Таким образом, на уровне предприятия для обеспечения необхо­димого качества необходимо разрабатывать системы управления ка­чеством, в рамках которых следует составлять политику в области


качества, ЦПК, целевые программы сокращения издержек (на всех стадиях жизненного цикла продукции), выполнения плана поставок по контрактам (по срокам, объемам), управления охраной окружаю­щей среды и другим целевым подсистемам СУ.

Записи

Записи как документы, содержащие свидетельства выполняе­мой деятельности и ее результатов, могут использоваться во мно­гих направлениях функционирования систем управления качест­вом. Например, их следует применять при прослеживаемости, вы­работке предупреждающих и корректирующих действий, провер­ках выполнения установленных требований (при верификации). Прослеживаемость здесь понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматрива­ется» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001), которая предусматривает проис­хождение материалов и комплектующих, историю их обработки, распределение и местонахождение продукции после поставки по­требителям.

По существу, записи содержат информацию о выполненных дей­ствиях и результатах в области качества. Они должны вестись четко, быть легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми, чтобы обеспечивать получение заинтересованными лицами достоверной информации о качестве результатов и результативности функциони­рования системы управления качеством.

Для управления записями целесообразно разработать документи­рованную процедуру. Ответственность за ведение записей должны нести ответственные за соответствующий процесс.

К записям следует отнести документы, связанные с анализом действий руководителей, управлением собственностью, управлением персоналом (подготовкой, повышением квалификации, переподго­товкой, аттестацией и т.п.), разработкой и проектированием, выпол­нением требований удовлетворенности потребителей качеством про­дукции и услуг, результатами входного контроля (платежные доку­менты, сертификаты на материалы, сырье, комплектующие, журна­лы, переписка с поставщиками, протоколы разногласий, протоколы урегулирования разногласий), контролем процессов производства (ведомости поставки, маршрутные карты, протоколы испытаний, паспорта на изделия, документы по профилактике, ремонту и списа­нию основных средств, заключения о качестве, протоколы испыта­ний и анализа, акты), достоверностью измерений, проведенными аудитами, корректирующими и предупредительными действиями предприятия, распорядительными действиями руководителей по вы­пуску продукции, порядком управления записями и др.


Одним из наиболее используемых и необходимых для управления документов является штатное расписание подразделений. Из в с е х из­вестных форм данного вида документации следует применять его унифицированную форму:

В системе управления качеством могут также функциониро­вать другие НТД и НМД, например методики, методические инст­рукции, правила, МС, государственные и иные стандарты, поло­жения о подразделениях и другие положения, должностные инст­рукции и т.п. (примеры типовых структур Положений о подразде­лении, Должностной инструкции и Положения об отделе органи­зации управления качеством приведены соответственно в Прило­жениях 6 и 7).

Главное, чтобы документально или в ином виде в необходимой ме­ре был отражен при системном управления качеством весь комплекс процессов в области обеспечения и улучшения качества. В составе до­кументированных процессов целесообразно иметь документ, регла­ментирующий вопросы управления документацией в целом (один из примеров такого документа, СТП, приведен в Приложении 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: