процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области. Аккредитация осуществляется по определенной системе, располагающей собственными принципами, методами и процедурами.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - оценка состояния СМК и ее соответствия политике в области качества и целям деятельности организации. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - всесторонний разбор, рассмотрение или метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей и компонентов управления качеством; составная часть исследования управления качеством; функция управления качеством.
АУДИТ - «систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Аудиты могут быть внутренние и внешние, совместные (проводимые двумя или более организациями) и комплексные (проверке подвергают менеджмент качества и экологический менеджмент).
БАЗОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - реальное или гипотетическое значение показателя качества продукции, принятое за основу (базу) при сравнительной оценке ее качества.
БЕЗОПАСНОСТЬ - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДС
ВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ и УТИЛИЗАЦИИ - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. БЕЗОТКАЗНОСТЬ - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки без вынужденных перерывов. Безотказность - одна из составляющих свойства надежности.
БРАК - продукция или услуга, передача которых потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Брак может быть исправимым (все дефекты устранимы) и неисправимым (хотя бы один из дефектов является неустранимым). ВАЛИДАЦИЯ - подтверждение на основе представления объективных свидетельств ТОГО, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
1 Словарь составлен с учетом стандарта ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и других нормативных документов.
ВЕРИФИКАЦИЯ - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
ВЕРОЯТНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ в ЗАДАННОЕ ВРЕМЯ - вероятность того, что время восстановления работоспособности объекта не превысит заданного. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ - пригодность для использования одного изделия, процес-са или услуги вместо другого в целях выполнения одних и тех же требований. ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ РЕСУРС - наработка, в которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью гамма-процентов за определенное время. ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ срок СЛУЖБЫ - календарная продолжительность эксплуатации, в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью гамма-процентов.
ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ СРОК СОХРАНЯЕМОСТИ - срок сохраняемости, который достигает объект с заданной вероятностью гамма-процентов.
ГАРАНТИЙНАЯ НАРАБОТКА - время, ограничивающее возможность использования продукции по назначению, в течение которого действуют гарантийные обязательства. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК - время, в течение которого действуют гарантийные обязательства изготовителя (продавца) по гарантии качества продукции. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ХРАНЕНИЯ - время хранения, транспортирования продукции в упаковке поставщика, а также ее монтажа, в течение которого действуют гарантийные обязательства.
ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ - время эксплуатации, в течение которого действуют гарантийные обязательства.
ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА - обязательства поставщика или подрядчика перед заказчиком или потребителем гарантировать в течение установленного срока и/или наработки соответствие качества поставляемой продукции или проведенных работ установленным требованиям и безвозмездно устранять дефекты, выявляемые в этот период, либо заменять дефектную продукцию при соблюдении заказчиком или потребителем установленных требований к эксплуатации, включая использование, хранение, транспортирование и монтаж продукции.
ГОДНАЯ ПРОДУКЦИЯ - продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ и СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ - осуществляемый специально уполномоченными государственными органами контроль и надзор за соблюдением изготовителями (в том числе продавцами, испытательными лабораториями и центрами, органами по сертификации и др.) правил обязательной сертификации и требований изготовления сертифицированной продукции. ГРУППЫ КАЧЕСТВА и КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - общественные добровольные формирования работников различных подразделений и служб предприятия (организации), образуемые с целью коллективного и индивидуального выявления и использования резервов обеспечения и повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг) в целом. Группы качества и конкурентоспособности являются развитием кружков качества и производительности. Создание и функционирование групп качества и конкурентоспособности активизируют спектр инновационных процессов, в которых работники более полно используют свой творческий потенциал и получают удовлетворенность трудовой деятельностью. ДЕКЛАРАЦИЯ о СООТВЕТСТВИИ - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
ДЕРЖАТЕЛЬ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ - организация или индивидуальный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия; знак соответствия является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведенной сертификации маркированной им продукции.
ДЕФЕКТ - несоответствие продукции установленным требованиям. ДЕФЕКТНОЕ ИЗДЕЛИЕ - изделие, имеющее хотя бы один дефект.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КЛЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - метод оценки качества продукции, основанный на непосредственном сравнении единичных показателей ее качества с соответствующими базовыми показателями. С помощью дифференциального метода рассчитывают относительные показатели качества, позволяющие определить уровень качества оцениваемого объекта относительно базового, по каким конкретным показателям он достигнут и какие из них ниже базовых.
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ - свойство объекта сохранять в течение определенного времени работоспособность до наступления своего предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов.
ДОПУСКАЕМОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - отклонение фактического значения показателя качества продукции от номинального значения, находящееся в пределах, установленных нормативной документацией. ЕВРОПЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ по КАЧЕСТВУ (КОК) - организация, созданная в Европе в 1957 г. в целях разработки, совершенствования, пропаганды и стимулирования применения прогрессивных практических методов и теоретических принципов управления качеством.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки ПРОИЗВОДСТВА - установленная государственными стандартами система организации и управления технологической подготовкой производства, непрерывно совершенствуемая на основе достижений науки и техники и управляющая развитием технологической подготовки производства на федеральном или отраслевом уровнях и уровне предприятия (объединения).
ЖИЗНЕННЫЙ цикл ПРОДУКЦИИ - период времени от зарождения идеи, практического воплощения, производства продукции, ее практического использования до снятия с эксплуатации и замены новой моделью.
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО - затраты, возникающие при установлении, обеспечении, гарантировании и обеспечении требуемого качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто необходимое качество.
ЗАЯВИТЕЛЬ - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;
ЗАЯВЛЕНИЕ о СООТВЕТСТВИИ - заявление поставщика под его полную ответственность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам; процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции (услуги) требованиям, предъявляемым нормативной документацией к данному виду (типу) продукции (услуги).
ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
ИЗМЕРЕНИЕ - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологические свойства. Важнейшая цель измерения - получение результата измерений необходимого качества. Условия возможности применения результатов измерений для правильного и эффективного решения любой измерительной задачи: результаты измерений должны выражаться в установленных единицах и формах, определять показатели точности, обеспечивать приемлемое решение задачи.
имидж ОРГАНИЗАЦИИ - образ организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности.
ИНДЕКС ДЕФЕКТНОСТИ ПРОДУКЦИИ - комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за определенное время, равный средневзвешенному коэффициентов дефектности этой продукции. Индекс.дефектности продукции применяется для оценки уровня качества изготовления продукции.
ИНДЕКС КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - комплексный показатель качества разнородной продукции, изготовленной за определенное время, равный средневзвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Индексы качества продукции составляют основу индексного метода оценки уровня качества. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ - контрольная оценка соответствия продукции заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ (ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ, ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ) -
проверка, осуществляемая с целью установления факта соответствия деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий правилам системы в рассматриваемый период.
ИНСТРУКЦИЯ - нормативный акт, издаваемый органами управления или руководителями; собрание правил, регламентирующих определенную деятельность или работу.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ - условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник.
ИСПОЛНИТЕЛЬ - организация (независимо от ее организационно-правовой формы), а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
ИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ - состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. ИСПЫТАНИЕ - техническая операция, экспериментальное установление одной или нескольких количественных и/или качественных характеристик свойств испытываемого объекта (продукции, процесса или услуги) в соответствии с установленной процедурой. Виды испытаний: государственное, исследовательское, квалификационное, ведомственное, доводочное, межведомственное, периодическое, предварительное, предъявительское, приемопередаточное, приемочное, типовое. ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - лаборатория, которая проводит испытания (отдельные его виды) продукции (услуги). Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа либо в значении и того, и другого.
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - научный труд по управлению качеством; научное изучение управления качеством. Основные компоненты: постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения; формулировка исходных гипотез; планирование и организация экспериментов; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Прикладные исследования управления качеством, как правило, включают этап внедрения полученных результатов. Целью исследования управления качеством является желаемый новый исследовательский результат состояния объекта исследования, выраженный качественно и/или количественно преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
КАЧЕСТВО - практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий; философская категория, выражающая существенную определенность объекта, бла-
годаря которой он является именно таким, а не другим. В зависимости от пели использования и рассмотрения качество может содержать философский, социологический, технический, экономический, правовой и другие аспекты. КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ - определенная совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемым к нему требованиям.
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) - определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. Из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе можно встретить множество его формулировок.
КАЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ - качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за приобретение которой последний производит оплату, соответствующую цене покупаемой продукции. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Качество техническое является одной из важнейших составляющих конкурентоспособности продукции, например качество предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой клиенту гостиничной услуги.
КАЧЕСТВО ТРУДА - совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями.
КВАЛИМЕТРИЯ (от лат. qualitas - качество или qualis - какой по качеству и греч. metreo - измеряю) - научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством.
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ - целевая подсистема в системе управления производственным объединением (промышленным предприятием), являвшаяся в централизованной плановой экономике звеном единой системы государственного управления качеством продукции. Наибольшее распространение получила в СССР в 1970-1980-е гг. и включала совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, товарообращении, эксплуатации или потреблении. КОМПЛЕКСНЫЙ метод ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества. КОНКРЕТНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - функция управления, определяемая по принадлежности задач управления качеством к деятельности предприятия или к конкретным стадиям жизненного цикла продукции, услуги, или по содержанию задач обеспечения и улучшения управления качеством. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ - способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка на рассматриваемый период. КОНСТРУКТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - комплекс документов, подлежащих разработке на всех стадиях проектирования продукции, оформляемых и учитываемых по установленным правилам, самостоятельно или в совокупности с другими документами полностью и однозначно определяющих данную продукцию. В конструкторскую документацию входят схемы и чертежи деталей, узлов, сборки, спецификации, текстовые документы, ведомости, эксплуатационная документация и другие, необходимые для производства, использования по назначению и технического обслуживания продукции.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН СЕРТИФИКАЦИИ - орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации деятельность по контролю сертифицированной продукции, услуги.
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
КОНТРОЛЬ ВЫБОРОЧНЫЙ - применяется: для изделий, если их количество достаточно для получения выборок или проб с установленным риском изготовителей и потребителей; при большой трудоемкости контроля; при контроле, связанном с разрушением изделия или с операциями, выполняемыми на автоматических, полуавтоматических и поточных линиях, на автоматизированных технических комплексах, при обработке на станках с числовым программным управлением. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА входной - проверка соответствия поступивших на предприятие, цех, участок, рабочее место материалов, полуфабрикатов, заготовок, комплектующих деталей и сборочных единиц требованиям качества, установленным в стандартах, технических условиях, договорах о поставках.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - проверка соответствия показателей качества контролируемой продукции установленным в стандартах, чертежах, технических условиях, контрактах и других нормативных документах требованиям. КОНТРОЛЬ ЛЕТУЧИЙ - контроль, проводимый в специальных случаях, регламентированный стандартами производства продукции.
КОНТРОЛЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ - проверка технологических процессов при их нестабильности и необходимости постоянного обеспечения количественных и качественных характеристик контролируемого объекта. Осуществляется, как правило, автоматическими или полуавтоматическими средствами.
КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИОННЫЙ - проверка соответствия деталей и сборочных единиц требованиям, предъявляемым к ним в процессе изготовления или ремонта. Применяется для проверки количественных и качественных характеристик технологических процессов.
КОНТРОЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ - проверка изделий и технологических процессов при установившемся производстве и стабильных технологических процессах. КОНТРОЛЬ ПРИЕМОЧНЫЙ - проверка соответствия качества готовых изделий (деталей, сборочных единиц, комплексов, комплектов) требованиям, установленным в нормативно-технической документации, в том числе к их комплектности, упаковке, консервации, пригодности к транспортированию и использованию. КОНТРОЛЬ сплошной - применяется в следующих случаях: в условиях высоких требований к уровню качества изделий, у которых недопустим пропуск дефектов в дальнейшее производство или эксплуатацию; количество объектов контроля недостаточно для получения выборок или проб с установленными рисками изготовителя и потребителя; качество исполнения нельзя проверить на последующих этапах изготовления и испытания изделия, а также для продукции на стадии ее освоения в производстве; технологический процесс (оборудование) не обеспечивает необходимую стабильность качества изготовленных изделий. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ - проверка соответствия процессов, от которого зависит качество продукции установленным техническим требованиям. КОНТРОЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ - технологическая операция технического контроля. КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов, то или иное понимание ситуации; единый определяющий замысел; ведущая мысль при выработке управленческого решения. КОСВЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА - применение международного стандарта посредством другого нормативного акта, в который этот стандарт был перенесен.
КОЭФФИЦИЕНТ ВЕСОМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.
КОЭФФИЦИЕНТ ДЕФЕКТНОСТИ ПРОДУКЦИИ - средневзвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции.
КОЭФФИЦИЕНТ СОРТНОСТИ ПРОДУКЦИИ - отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за рассматриваемый период, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт.
КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ (лабораторий) - совокупность требований, используемых органом по аккредитации, которым должна удовлетворять лаборатория для того, чтобы быть аккредитованной.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - показатель, характеризующий степень достижения целей в области качества. Представляет собой признак, на основе которого производится определение, оценка или классификация какого-либо явления, процесса и т.п.
ЛУЧШЕЕ МИРОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ (В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА) - ВЫСШИЙ ИЗ ДОСТИГНУТЫ Х В мире показатель качества аналогичной продукции.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ по СТАНДАРТИЗАЦИИ (исо) - организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего органа любой страны. Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мире для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ, - организация, занимающаяся стандартизацией, членство в которой открыто для соответствующего органа любой страны.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Международная стандартизация проводится под методическим руководством таких общепризнанных организаций, как Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международный комитет мер и весов (в части обеспечения единства измерений) и др. На уровне одной страны проводится национальная стандартизация, методическое руководство которой осуществляет национальный орган по стандартизации.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭЛЕК ТРОТЕХНИЧЕСКАЯ комиссия <мэк> - организация, созданная в 1906 г. по решению Международного электротехнического конгресса. Основная цель МЭК - содействие международному сотрудничеству в области стандартизации и смежным с ней проблемам в отраслях электротехники, радиоэлектроники и связи. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ - стандарт, принятый международной организацией. МЕТОД ИСПЫТАНИЯ - установленный порядок проведения испытания. МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - совокупность приемов и правил, применяемых для выполнения операций по оценке уровня качества продукции. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно обоснованные утверждения по выполнению процедур и операций управления качеством. Методика понимается как совокупность приемов, методов практического выполнения определенных процессов, работ и т.п.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - научно обоснованные, сформулированные утверждения о принципах, методах и формах деятельности по управлению качеством.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - у affile о структуре, логической организации, принципах, методах и средствах управления качеством.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях в области качества и системе управления качеством.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - способы, ИСПОЛЬЗуемые при определении значений показателей качества продукции. Их можно подразделить на две группы: по способу и по источникам получения информации о значениях показателей качества.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - способы осуществления воздействия на качество с целью достижения поставленных целей; совокупность приемов и правил, применяемых органами управления при воздействии на объекты управления качеством в интересах достижения поставленных целей в области качества. В практической деятельности наиболее часто применяют административные, экономические исоциалъно-психологические методы управления качеством.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ - методы управления качеством, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний в области качества.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - методы, основанные на использовании социально-психологических факторов, включая морально-этические качества работников, и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед коллективом целей в области качества.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - методы, осуществляемые путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в области качества в соответствии с государственными, коллективными и личными интересами.
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - сеть государственных и ведомственных метрологических органов и их деятельность, направленная на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений в стране (государственная и ведомственная). Важнейшей задачей метрологической службы является обеспечение единства измерений путем надзора за средствами измерений.
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Обеспечение единства и требуемой точности измерений является важной основой повышения качества продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов, обеспечения взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов.
МЕТРОЛОГИЯ (от греч. metron - мера и logike - наука) - наука об измерениях физических величин, методах и средствах достижения необходимой точности и единства измерений. Термин «метрология» обычно употреблялся так же, как название вспомогательной исторической дисциплины, изучающей развитие систем мер, денежного счета и единиц налогового обложения. К основным проблемам, решаемым современной метрологией, относятся: развитие общей теории измерений; образование единиц физических величин и систем единиц; разработка методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (законодательная методология); создание эталонов и образцов средств измерений, проверка мер и средств измерений.
МОТИВАЦИЯ - процесс, активизирующий мотивы совершения действий работником для достижения целей организации.
НАДЕЖНОСТЬ - сложное свойство объекта выполнять установленные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих режимам и условиям их использования,
технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность продукции, например, включает более простые свойства: безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность
НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ - постоянное наблюдение и проверка состояния процедур, методов, условий выполнения технологических процессов обеспечения качества, продукции и услуг, а также полученных результатов в сравнении с установленными в нормативно-технической документации и/или договорах в целях удостоверения того, что обусловленные требования в области качества выполняются. НАЗНАЧЕННЫЙ РЕСУРС - суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. НАРАБОТКА на ОТКАЗ - отношение наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ - стандартизация, которая проводится на уровне одной страны. Внутри страны может осуществляться на уровнях: отрасли или сектора экономики (например, на уровне министерств), провинций или местном, ассоциаций или фирм в промышленности, а также на отдельных предприятиях. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН по СТАНДАРТИЗАЦИИ - признанный на национальном уровне орган по стандартизации, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ - продукция с улучшенными или принципиально новыми свойствами, созданная на основе современных научных исследований, опытно-конструкторских и проектных работ.
НОВОЕ ИЗДАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА - новое печатное издание акта с изменениями к предыдущему изданию. Даже если в текст нормативного документа внесено только содержание имеющихся листков поправок или изменений, новый текст является новым изданием нормативного документа.
НОМИНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отсчитывается допускаемое отклонение.
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ - документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты.
НОРМОКОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ - проводимый по определенным правилам контроль соответствия качества составления, оформления и учета технической документации порядку, установленному системой стандартизации. НОУ-ХАУ (В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА) - полностью или частично конфиденциальное знание по обеспечению и повышению качества продукции (услуги, процесса) и/или управления им, включая сведения технического, экономического, административного и финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА - совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству; совокупность планируемых и систематически проводимых способов, методов и действий, направленных на формирование требуемого качества продукции или услуги и создание уверенности в том, что оно удовлетворяет определенным требованиям.
ОБРАЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРООБРАЩЕНИЕ) - часть жизненного цикла продукции от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем.
ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ - аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фирмы. Включает оперативное планирование, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества (планирование, организацию, координацию и контроль).
ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ - предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий стандартизации. К объекту стандартизации относятся как элементы материального производства (средства, технология и организация производства), так и элементы нематериальной сферы (термины, символы, величины, системы документации, нормы техники безопасности и т.д.). В широком смысле понятие «объект стандартизации» означает продукцию, которую следует понимать как относящуюся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.
ОПТИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - значение показателя качества продукции, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ РАБОТА - комплекс работ по созданию конструкторской и технологической документации, изготовлению и испытаниям опытных или головных образцов изделий или изделий единичного производства. ОПЫТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и/или технологических процессов и технической документации на них. ОРГАН по СЕРТИФИКАЦИИ - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации; орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции: сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов; формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации; представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
ОРГАН по СТАНДАРТИЗАЦИИ - орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого согласно его статусу заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей. Орган по стандартизации может иметь и другие основные функции.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - упорядоченная совокупность органов и подразделений, управляющих деятельностью предприятия (организации) в области качества.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - совокупность исходных, фундаментальных, организационных и экономических звеньев управления качеством, включающих цели, принципы, методы осуществления, функции и их основные взаимосвязи.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки ПРОИЗВОДСТВА - формирование ИЛИ совершенствование структуры служб технологической подготовки производства и подготовка информационного математического и технического обеспечения, необходимого для выполнения функций подготовки производства. ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (отк) - самостоятельное структурное подразделение предприятия, осуществляющее технический контроль. Основными функциями
ОТК являются контроль за качеством поступающего сырья, материалов и комплектующих изделий, выпускаемой продукции, соответствием ее нормативно-технической документации и соблюдением технологии производства. ОТКАЗ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта. Под отказом технологической системы понимается любое нерегламентированное нарушение факторов, влияющих на качество изготавливаемой продукции, ритм выпуска или условия производства, а также связанных с увеличением материальных и трудовых затрат выше их нормативного значения.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - отношение значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; совокупность операций по определению степени соблюдения всех установленных требований, предъявляемых к продукции, процессу или услуге.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. При проведении оценки технического уровня качества выбирают только те показатели, которые характеризуют техническое совершенство оцениваемой продукции. ПАРАМЕТР ПОТОКА ОТКАЗОВ - условная плотность вероятности возникновения отказа восстанавливаемого объекта за определенное время.
ПАРАМЕТР ПРОДУКЦИИ - признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния.
ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА - свойство объекта техники, свободное использование в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права.
ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА (СПИРАЛЬ КАЧЕСТВА) - графическая модель взаимосвязанных видов деятельности в области обеспечения качества продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла. Петля качества включает: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработку технических требований; разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж и эксплуатацию; технические помощь и обслуживание; утилизацию после обследования.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующихся (детально определяющих), как это будет достигнуто; установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.
ПОВРЕЖДЕНИЕ - событие, заключающееся в нарушении исправности объекта или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации.