Аккредитация (испытательной лаборатории или органа по сертификации) -

процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертифи­кации конкретных работ в заявленной области. Аккредитация осуществляется по определенной системе, располагающей собственными принципами, методами и процедурами.

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - оценка состояния СМК и ее соответ­ствия политике в области качества и целям деятельности организации. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - всесторонний разбор, рассмотрение или метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, состав­ных частей и компонентов управления качеством; составная часть исследования управления качеством; функция управления качеством.

АУДИТ - «систематический, независимый и документированный процесс получе­ния свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Аудиты могут быть внутренние и внешние, совместные (проводимые двумя или более организациями) и комплексные (проверке подвергают менеджмент каче­ства и экологический менеджмент).

БАЗОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - реальное или гипотетиче­ское значение показателя качества продукции, принятое за основу (базу) при сравнительной оценке ее качества.

БЕЗОПАСНОСТЬ - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДС

ВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ и УТИЛИЗАЦИИ - состояние, при котором отсутствует недопусти­мый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имущест­ву физических или юридических лиц, государственному или муниципальному иму­ществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. БЕЗОТКАЗНОСТЬ - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки без вынужденных перерывов. Безот­казность - одна из составляющих свойства надежности.

БРАК - продукция или услуга, передача которых потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Брак может быть исправимым (все дефекты устранимы) и неисправимым (хотя бы один из дефектов является неустранимым). ВАЛИДАЦИЯ - подтверждение на основе представления объективных свидетельств ТОГО, что требования, предназначенные для конкретного использования или при­менения, выполнены (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

1 Словарь составлен с учетом стандарта ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и других нор­мативных документов.


ВЕРИФИКАЦИЯ - подтверждение на основе представления объективных свиде­тельств того, что установленные требования были выполнены (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

ВЕРОЯТНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ в ЗАДАННОЕ ВРЕМЯ - вероятность того, что время восстановления работоспособности объекта не превысит заданного. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ - пригодность для использования одного изделия, процес-са или услуги вместо другого в целях выполнения одних и тех же требований. ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ РЕСУРС - наработка, в которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью гамма-процентов за определенное время. ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ срок СЛУЖБЫ - календарная продолжительность эксплуата­ции, в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью гамма-процентов.

ГАММА-ПРОЦЕНТНЫЙ СРОК СОХРАНЯЕМОСТИ - срок сохраняемости, который дости­гает объект с заданной вероятностью гамма-процентов.

ГАРАНТИЙНАЯ НАРАБОТКА - время, ограничивающее возможность использования про­дукции по назначению, в течение которого действуют гарантийные обязательства. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК - время, в течение которого действуют гарантийные обяза­тельства изготовителя (продавца) по гарантии качества продукции. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ХРАНЕНИЯ - время хранения, транспортирования продукции в упаковке поставщика, а также ее монтажа, в течение которого действуют гаран­тийные обязательства.

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ - время эксплуатации, в течение которого дей­ствуют гарантийные обязательства.

ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА - обязательства поставщика или подрядчика перед заказчиком или потребителем гарантировать в течение установленного срока и/или наработки соответствие качества поставляемой продукции или проведенных работ установ­ленным требованиям и безвозмездно устранять дефекты, выявляемые в этот пери­од, либо заменять дефектную продукцию при соблюдении заказчиком или потре­бителем установленных требований к эксплуатации, включая использование, хра­нение, транспортирование и монтаж продукции.

ГОДНАЯ ПРОДУКЦИЯ - продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ и СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ - осуществляе­мый специально уполномоченными государственными органами контроль и над­зор за соблюдением изготовителями (в том числе продавцами, испытательными лабораториями и центрами, органами по сертификации и др.) правил обязатель­ной сертификации и требований изготовления сертифицированной продукции. ГРУППЫ КАЧЕСТВА и КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - общественные добровольные формирования работников различных подразделений и служб предприятия (орга­низации), образуемые с целью коллективного и индивидуального выявления и использования резервов обеспечения и повышения качества и конкурентоспособ­ности продукции (услуг) в целом. Группы качества и конкурентоспособности яв­ляются развитием кружков качества и производительности. Создание и функцио­нирование групп качества и конкурентоспособности активизируют спектр инно­вационных процессов, в которых работники более полно используют свой творче­ский потенциал и получают удовлетворенность трудовой деятельностью. ДЕКЛАРАЦИЯ о СООТВЕТСТВИИ - документ, удостоверяющий соответствие выпускае­мой в обращение продукции требованиям технических регламентов. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

ДЕРЖАТЕЛЬ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ - организация или индивидуальный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия; знак соответст­вия является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сто­рон информации о проведенной сертификации маркированной им продукции.


ДЕФЕКТ - несоответствие продукции установленным требованиям. ДЕФЕКТНОЕ ИЗДЕЛИЕ - изделие, имеющее хотя бы один дефект.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КЛЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - метод оценки качества продукции, основанный на непосредственном сравнении единичных показателей ее качества с соответствующими базовыми показателями. С помощью дифференциального метода рассчитывают относительные показатели качества, позволяющие определить уровень качества оцениваемого объекта относительно базового, по каким конкретным показателям он достигнут и какие из них ниже базовых.

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ - свойство объекта сохранять в течение определенного времени работоспособность до наступления своего предельного состояния с необходимы­ми перерывами для технического обслуживания и ремонтов.

ДОПУСКАЕМОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - отклонение факти­ческого значения показателя качества продукции от номинального значения, на­ходящееся в пределах, установленных нормативной документацией. ЕВРОПЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ по КАЧЕСТВУ (КОК) - организация, созданная в Европе в 1957 г. в целях разработки, совершенствования, пропаганды и стимулирования применения прогрессивных практических методов и теоретических принципов управления качеством.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки ПРОИЗВОДСТВА - установленная государственными стандартами система организации и управления технологиче­ской подготовкой производства, непрерывно совершенствуемая на основе дости­жений науки и техники и управляющая развитием технологической подготовки производства на федеральном или отраслевом уровнях и уровне предприятия (объединения).

ЖИЗНЕННЫЙ цикл ПРОДУКЦИИ - период времени от зарождения идеи, практиче­ского воплощения, производства продукции, ее практического использования до снятия с эксплуатации и замены новой моделью.

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО - затраты, возникающие при установлении, обеспечении, гарантировании и обеспечении требуемого качества, а также связанные с потеря­ми, когда не достигнуто необходимое качество.

ЗАЯВИТЕЛЬ - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

ЗАЯВЛЕНИЕ о СООТВЕТСТВИИ - заявление поставщика под его полную ответствен­ность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стан­дарту или другому нормативному документу.

ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ - обозначение, служащее для информирования при­обретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) - установление тождественности характери­стик продукции ее существенным признакам; процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции (услу­ги) требованиям, предъявляемым нормативной документацией к данному виду (типу) продукции (услуги).

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

ИЗМЕРЕНИЕ - нахождение значения физической величины опытным путем с по­мощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологи­ческие свойства. Важнейшая цель измерения - получение результата измерений необходимого качества. Условия возможности применения результатов измерений для правильного и эффективного решения любой измерительной задачи: резуль­таты измерений должны выражаться в установленных единицах и формах, опреде­лять показатели точности, обеспечивать приемлемое решение задачи.


имидж ОРГАНИЗАЦИИ - образ организации, складывающийся у клиентов, партне­ров, общественности.

ИНДЕКС ДЕФЕКТНОСТИ ПРОДУКЦИИ - комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за определенное время, равный средневзвешенному коэф­фициентов дефектности этой продукции. Индекс.дефектности продукции применя­ется для оценки уровня качества изготовления продукции.

ИНДЕКС КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - комплексный показатель качества разнородной продукции, изготовленной за определенное время, равный средневзвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Индексы качества продукции составляют основу индексного метода оценки уровня качества. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ - контрольная оценка соответствия продукции заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ (ЗА ДЕЯТЕЛЬНО­СТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ, ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ) -

проверка, осуществляемая с целью установления факта соответствия деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий правилам системы в рас­сматриваемый период.

ИНСТРУКЦИЯ - нормативный акт, издаваемый органами управления или руково­дителями; собрание правил, регламентирующих определенную деятельность или работу.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ - условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяемая для рассматриваемого момента вре­мени при условии, что до этого момента отказ не возник.

ИСПОЛНИТЕЛЬ - организация (независимо от ее организационно-правовой фор­мы), а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или ока­зывающие услуги потребителям по возмездному договору.

ИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ - состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. ИСПЫТАНИЕ - техническая операция, экспериментальное установление одной или нескольких количественных и/или качественных характеристик свойств испыты­ваемого объекта (продукции, процесса или услуги) в соответствии с установлен­ной процедурой. Виды испытаний: государственное, исследовательское, квалифи­кационное, ведомственное, доводочное, межведомственное, периодическое, предварительное, предъявительское, приемопередаточное, приемочное, типовое. ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - лаборатория, которая проводит испытания (от­дельные его виды) продукции (услуги). Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа либо в значении и того, и другого.

ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - научный труд по управлению качест­вом; научное изучение управления качеством. Основные компоненты: поста­новка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, усло­вий и методов решения; формулировка исходных гипотез; планирование и орга­низация экспериментов; проведение эксперимента; анализ и обобщение полу­ченных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Прикладные исследования управления качеством, как правило, включают этап внедрения полученных результатов. Целью иссле­дования управления качеством является желаемый новый исследовательский результат состояния объекта исследования, выраженный качественно и/или количественно преимущественно с указанием сроков его достижения, исполни­телей и ресурсов.

КАЧЕСТВО - практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий; философская категория, выражающая существенную определенность объекта, бла-


годаря которой он является именно таким, а не другим. В зависимости от пели ис­пользования и рассмотрения качество может содержать философский, социологиче­ский, технический, экономический, правовой и другие аспекты. КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ - определенная совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетво­рять предъявляемым к нему требованиям.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ) - определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетво­рять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. Из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе можно встретить множество его формулировок.

КАЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ - качество конкретной продукции, предлагаемой произ­водителем или посредником потребителю, за приобретение которой последний производит оплату, соответствующую цене покупаемой продукции. Данное поня­тие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Качество техническое является одной из важнейших составляющих конкурентоспособности продукции, например качество предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой клиенту гостиничной услуги.

КАЧЕСТВО ТРУДА - совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обу­словленных способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями.

КВАЛИМЕТРИЯ (от лат. qualitas - качество или qualis - какой по качеству и греч. metreo - измеряю) - научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством.

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ - целевая подсис­тема в системе управления производственным объединением (промышленным предприятием), являвшаяся в централизованной плановой экономике звеном единой системы государственного управления качеством продукции. Наи­большее распространение получила в СССР в 1970-1980-е гг. и включала со­вокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, товарообращении, эксплуатации или потреблении. КОМПЛЕКСНЫЙ метод ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества. КОНКРЕТНАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - функция управления, опреде­ляемая по принадлежности задач управления качеством к деятельности пред­приятия или к конкретным стадиям жизненного цикла продукции, услуги, или по содержанию задач обеспечения и улучшения управления качеством. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ - способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка на рассматриваемый период. КОНСТРУКТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - комплекс документов, подлежащих разработке на всех стадиях проектирования продукции, оформляемых и учитываемых по ус­тановленным правилам, самостоятельно или в совокупности с другими докумен­тами полностью и однозначно определяющих данную продукцию. В конструктор­скую документацию входят схемы и чертежи деталей, узлов, сборки, специфика­ции, текстовые документы, ведомости, эксплуатационная документация и другие, необходимые для производства, использования по назначению и технического обслуживания продукции.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН СЕРТИФИКАЦИИ - орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации деятельность по контролю сертифицированной продук­ции, услуги.


КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ - про­верка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

КОНТРОЛЬ ВЫБОРОЧНЫЙ - применяется: для изделий, если их количество доста­точно для получения выборок или проб с установленным риском изготовителей и потребителей; при большой трудоемкости контроля; при контроле, связанном с разрушением изделия или с операциями, выполняемыми на автоматических, полуавтоматических и поточных линиях, на автоматизированных технических комплексах, при обработке на станках с числовым программным управлением. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА входной - проверка соответствия поступивших на предпри­ятие, цех, участок, рабочее место материалов, полуфабрикатов, заготовок, ком­плектующих деталей и сборочных единиц требованиям качества, установленным в стандартах, технических условиях, договорах о поставках.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - проверка соответствия показателей качества кон­тролируемой продукции установленным в стандартах, чертежах, технических усло­виях, контрактах и других нормативных документах требованиям. КОНТРОЛЬ ЛЕТУЧИЙ - контроль, проводимый в специальных случаях, регламенти­рованный стандартами производства продукции.

КОНТРОЛЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ - проверка технологических процессов при их неста­бильности и необходимости постоянного обеспечения количественных и качест­венных характеристик контролируемого объекта. Осуществляется, как правило, автоматическими или полуавтоматическими средствами.

КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИОННЫЙ - проверка соответствия деталей и сборочных единиц требованиям, предъявляемым к ним в процессе изготовления или ремонта. При­меняется для проверки количественных и качественных характеристик технологи­ческих процессов.

КОНТРОЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ - проверка изделий и технологических процессов при ус­тановившемся производстве и стабильных технологических процессах. КОНТРОЛЬ ПРИЕМОЧНЫЙ - проверка соответствия качества готовых изделий (дета­лей, сборочных единиц, комплексов, комплектов) требованиям, установленным в нормативно-технической документации, в том числе к их комплектности, упаков­ке, консервации, пригодности к транспортированию и использованию. КОНТРОЛЬ сплошной - применяется в следующих случаях: в условиях высоких требований к уровню качества изделий, у которых недопустим пропуск дефектов в дальнейшее производство или эксплуатацию; количество объектов контроля не­достаточно для получения выборок или проб с установленными рисками изгото­вителя и потребителя; качество исполнения нельзя проверить на последующих этапах изготовления и испытания изделия, а также для продукции на стадии ее освоения в производстве; технологический процесс (оборудование) не обеспечи­вает необходимую стабильность качества изготовленных изделий. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ - проверка соответствия процессов, от которого зависит качество продукции установленным техническим требованиям. КОНТРОЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ - технологическая операция технического контроля. КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов, то или иное понимание ситуации; единый опреде­ляющий замысел; ведущая мысль при выработке управленческого решения. КОСВЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА - применение международ­ного стандарта посредством другого нормативного акта, в который этот стандарт был перенесен.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЕСОМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - количественная харак­теристика значимости данного показателя качества продукции среди других показате­лей ее качества.


КОЭФФИЦИЕНТ ДЕФЕКТНОСТИ ПРОДУКЦИИ - средневзвешенное количество дефек­тов, приходящееся на единицу продукции.

КОЭФФИЦИЕНТ СОРТНОСТИ ПРОДУКЦИИ - отношение суммарной стоимости про­дукции, выпущенной за рассматриваемый период, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт.

КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ (лабораторий) - совокупность требований, используе­мых органом по аккредитации, которым должна удовлетворять лаборатория для того, чтобы быть аккредитованной.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - показатель, характеризующий степень достижения целей в области качества. Представляет собой признак, на основе которого производится определение, оценка или классификация какого-либо явления, процесса и т.п.

ЛУЧШЕЕ МИРОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ (В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА) - ВЫСШИЙ ИЗ ДОСТИГНУТЫ Х В мире показатель качества аналогичной продукции.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ по СТАНДАРТИЗАЦИИ (исо) - организация по стан­дартизации, членство в которой открыто для соответствующего органа любой страны. Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мире для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расши­рения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и эко­номической деятельности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ, - организация, занимающаяся стандартизацией, членство в которой открыто для соответствую­щего органа любой страны.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Международная стандартизация прово­дится под методическим руководством таких общепризнанных организаций, как Международная организация по стандартизации, Международная электротехни­ческая комиссия (МЭК), Международный комитет мер и весов (в части обеспече­ния единства измерений) и др. На уровне одной страны проводится национальная стандартизация, методическое руководство которой осуществляет национальный орган по стандартизации.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭЛЕК ТРОТЕХНИЧЕСКАЯ комиссия <мэк> - организация, созданная в 1906 г. по решению Международного электротехнического конгресса. Основная цель МЭК - содействие международному сотрудничеству в области стандартизации и смежным с ней проблемам в отраслях электротехники, радиоэлектроники и связи. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ - стандарт, принятый международной организацией. МЕТОД ИСПЫТАНИЯ - установленный порядок проведения испытания. МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - совокупность приемов и правил, применяемых для выполнения операций по оценке уровня качества продукции. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно обосно­ванные утверждения по выполнению процедур и операций управления качеством. Методика понимается как совокупность приемов, методов практического выпол­нения определенных процессов, работ и т.п.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - научно обоснованные, сформулированные утверждения о принципах, методах и формах деятельности по управлению качеством.

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - у affile о структуре, логической организа­ции, принципах, методах и средствах управления качеством.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях в области качества и системе управления качеством.


МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - способы, ИСПОЛЬЗуемые при определении значений показателей качества продукции. Их можно подразде­лить на две группы: по способу и по источникам получения информации о значени­ях показателей качества.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - способы осуществления воздействия на качест­во с целью достижения поставленных целей; совокупность приемов и правил, применяемых органами управления при воздействии на объекты управления каче­ством в интересах достижения поставленных целей в области качества. В практи­ческой деятельности наиболее часто применяют административные, экономические исоциалъно-психологические методы управления качеством.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ - методы управления качест­вом, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, при­казов и других предписаний в области качества.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - методы, осно­ванные на использовании социально-психологических факторов, включая мо­рально-этические качества работников, и направленные на управление социаль­но-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед коллективом целей в области качества.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - методы, осуществляемые пу­тем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые кол­лективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в области качества в соответствии с государственными, коллек­тивными и личными интересами.

МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - сеть государственных и ведомственных метрологиче­ских органов и их деятельность, направленная на обеспечение единства измере­ний и единообразия средств измерений в стране (государственная и ведомствен­ная). Важнейшей задачей метрологической службы является обеспечение единства измерений путем надзора за средствами измерений.

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - установление и применение научных и орга­низационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Обеспечение единства и требуемой точности измерений является важной основой повышения качества продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов, обеспечения взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов.

МЕТРОЛОГИЯ (от греч. metron - мера и logike - наука) - наука об измерениях фи­зических величин, методах и средствах достижения необходимой точности и единства измерений. Термин «метрология» обычно употреблялся так же, как на­звание вспомогательной исторической дисциплины, изучающей развитие систем мер, денежного счета и единиц налогового обложения. К основным проблемам, решаемым современной метрологией, относятся: развитие общей теории измере­ний; образование единиц физических величин и систем единиц; разработка мето­дов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обес­печения единства измерений и единообразия средств измерений (законодательная методология); создание эталонов и образцов средств измерений, проверка мер и средств измерений.

МОТИВАЦИЯ - процесс, активизирующий мотивы совершения действий работни­ком для достижения целей организации.

НАДЕЖНОСТЬ - сложное свойство объекта выполнять установленные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих режимам и условиям их использования,


технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надеж­ность продукции, например, включает более простые свойства: безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность

НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ - постоянное наблюдение и проверка состояния процедур, методов, условий выполнения технологических процессов обеспечения качества, продукции и услуг, а также полученных результатов в сравнении с установленны­ми в нормативно-технической документации и/или договорах в целях удостовере­ния того, что обусловленные требования в области качества выполняются. НАЗНАЧЕННЫЙ РЕСУРС - суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. НАРАБОТКА на ОТКАЗ - отношение наработки восстанавливаемого объекта к мате­матическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ - стандартизация, которая проводится на уровне одной страны. Внутри страны может осуществляться на уровнях: отрасли или сек­тора экономики (например, на уровне министерств), провинций или местном, ассоциаций или фирм в промышленности, а также на отдельных предприятиях. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН по СТАНДАРТИЗАЦИИ - признанный на национальном уровне орган по стандартизации, который имеет право быть национальным членом соот­ветствующей международной или региональной организации по стандартизации. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - стандарт, принятый национальным органом по стан­дартизации и доступный широкому кругу потребителей.

НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ - продукция с улучшенными или принципиально новыми свойствами, созданная на основе современных научных исследований, опытно-конструкторских и проектных работ.

НОВОЕ ИЗДАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА - новое печатное издание акта с изме­нениями к предыдущему изданию. Даже если в текст нормативного документа внесено только содержание имеющихся листков поправок или изменений, новый текст является новым изданием нормативного документа.

НОМИНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отсчитывается допускаемое отклонение.

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ - документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты.

НОРМОКОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ - проводимый по определенным правилам контроль соответствия качества составления, оформления и учета тех­нической документации порядку, установленному системой стандартизации. НОУ-ХАУ (В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА) - полностью или частично конфиденциальное зна­ние по обеспечению и повышению качества продукции (услуги, процесса) и/или управления им, включая сведения технического, экономического, администра­тивного и финансового характера, использование которых обеспечивает опреде­ленные преимущества лицу, их получившему.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА - совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определен­ным требованиям к качеству; совокупность планируемых и систематически про­водимых способов, методов и действий, направленных на формирование требуе­мого качества продукции или услуги и создание уверенности в том, что оно удов­летворяет определенным требованиям.

ОБРАЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРООБРАЩЕНИЕ) - часть жизненного цикла продукции от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем.


ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ - аспект общей функции управления, опреде­ляющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фир­мы. Включает оперативное планирование, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества (планирование, организацию, коор­динацию и контроль).

ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ - предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий стандартизации. К объекту стандартизации относятся как элементы материально­го производства (средства, технология и организация производства), так и элемен­ты нематериальной сферы (термины, символы, величины, системы документации, нормы техники безопасности и т.д.). В широком смысле понятие «объект стандар­тизации» означает продукцию, которую следует понимать как относящуюся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, пра­вилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

ОПТИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - значение показателя качества продукции, при котором достигается либо наибольший эффект от экс­плуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ РАБОТА - комплекс работ по созданию конструкторской и технологической документации, изготовлению и испытаниям опытных или го­ловных образцов изделий или изделий единичного производства. ОПЫТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и/или технологических процессов и технической документации на них. ОРГАН по СЕРТИФИКАЦИИ - юридическое лицо или индивидуальный предприни­матель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сер­тификации; орган, проводящий сертификацию соответствия определенной про­дукции: сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на примене­ние знака соответствия; осуществляет инспекционный контроль за сертифициро­ванной продукцией; приостанавливает либо отменяет действия выданных им сер­тификатов; формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необхо­димых для сертификации; представляет заявителю по его требованию необходи­мую информацию в пределах своей компетенции.

ОРГАН по СТАНДАРТИЗАЦИИ - орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого согласно его статусу заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей. Орган по стандар­тизации может иметь и другие основные функции.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - упорядоченная совокуп­ность органов и подразделений, управляющих деятельностью предприятия (орга­низации) в области качества.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - совокуп­ность исходных, фундаментальных, организационных и экономических звеньев управления качеством, включающих цели, принципы, методы осуществления, функции и их основные взаимосвязи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки ПРОИЗВОДСТВА - формирование ИЛИ совершенствование структуры служб технологической подготовки производства и подготовка информационного математического и технического обеспечения, необходимого для выполнения функций подготовки производства. ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (отк) - самостоятельное структурное подразделение предприятия, осуществляющее технический контроль. Основными функциями


ОТК являются контроль за качеством поступающего сырья, материалов и комплек­тующих изделий, выпускаемой продукции, соответствием ее нормативно-технической документации и соблюдением технологии производства. ОТКАЗ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта. Под отказом технологической системы понимается любое нерегламентированное на­рушение факторов, влияющих на качество изготавливаемой продукции, ритм вы­пуска или условия производства, а также связанных с увеличением материальных и трудовых затрат выше их нормативного значения.

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - отношение значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ - прямое или косвенное определение соблюдения требова­ний, предъявляемых к объекту; совокупность операций по определению степени соблюдения всех установленных требований, предъявляемых к продукции, про­цессу или услуге.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - совокупность операций, включающая вы­бор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. При проведении оценки технического уровня качества выбирают только те показатели, которые характеризуют техническое совершенство оцениваемой продукции. ПАРАМЕТР ПОТОКА ОТКАЗОВ - условная плотность вероятности возникновения отка­за восстанавливаемого объекта за определенное время.

ПАРАМЕТР ПРОДУКЦИИ - признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния.

ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА - свойство объекта техники, свободное использование в дан­ной стране без опасности нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права.

ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА (СПИРАЛЬ КАЧЕСТВА) - графическая модель взаимосвязанных видов деятельности в области обеспечения качества продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла. Петля качества включает: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработку технических требований; разработку про­дукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производ­ственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследо­ваний; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж и эксплуатацию; технические помощь и обслуживание; утилизацию после обследо­вания.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - часть менеджмента качества, сфокусиро­ванная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующихся (детально определяющих), как это будет достигнуто; установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

ПОВРЕЖДЕНИЕ - событие, заключающееся в нарушении исправности объекта или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: