Для заикающихся детей

День недели Первая половина дня Вторая половина дня Кто проводит
Понедельник 1. Развитие речи 2. Музыка   3. Лепка (или конструирование) Логопед Муз.руков. Воспитатель
Вторник 1. Лепка (или конструирование) 2. Физкультурное   3. Аппликация Логопед Физ. руков. Воспитатель
Среда 1. Математика 2. Рисование   3. Аппликация Воспитатель Воспитатель Логопед
Четверг 1. Рисование 2. Музыка   Логопед Муз.руков.
Пятница 1. Развитие речи   2. Физкультурное Логопед Физ. руков.

Фронтальные и подгрупповые логопедические занятия. Они предусматривают нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей (т.е. преодоление специфических при заикании отклонений в процессе устного речевого общения) и совершенствование психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии речи.

Логопед проводит занятия по разным видам учебной деятельности. В связи с этим речевые умения и навыки формируются не методом механического подражания, а в условиях занятий по развитию продуктивных видов деятельности. Собственная речь ребенка в ходе обучения рисованию, лепке, конструированию, аппликации по поводу предметов, действий является самостоятельной по своей сути. И поскольку она опирается на наглядную действительность, то свободна от запинок.

Путем постепенного усложнения заданий от занятия к занятию происходит воспитание правильной, свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Однако завышение требований к высказываниям детей без учета их возможностей может привести к повторному появлению заикания.

На фронтальных и подгрупповых занятиях логопед осуществляет контроль за правильным произношением поставленных звуков.

Индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия приглашаются дети, имеющие тяжелую форму заикания, и дети, у которых не сформированы фонетико-фонематические процессы. На индивидуальных занятиях логопед проводит специальные упражнения на развитие правильной артикуляции, дыхания, голоса, просодики и т.д. При автоматизации звуков в словах, во фразе, в стихах соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, не нарушая темпа дыхания и речи.

Продолжительность занятий 10-15 минут.

Логопедические занятия проводятся по определенной системе с учетом основных дидактических принципов и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с опорой на сознательность, активность детей и согласовываются с требованиями общеобразовательной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Занятия для детей с заиканием организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

На занятиях с заикающимися детьми предусматривается тренировка правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в различных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т.д. С этой целью используется все разнообразие коррекционно-логопедической работы: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка к участию в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном и др.

На логопедических занятиях постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова и др.

В работе с заикающимися детьми следует учитывать их личностные особенности: многие из них легко ранимы, обидчивы, впечатлительны, и поэтому на занятиях необходимо создавать атмосферу доброжелательности, творчества, взаимодействия, взаимопонимания. Если ребенок застенчив, то не следует его спрашивать первым, предоставив ему возможность послушать ответы товарищей. Подвижных, шумных детей необходимо успокоить, подождать, когда возбуждение спадет, и только после этого вступить с ним в диалог. Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

Кроме специальных логопедических занятий, для устранения заикания необходимо использовать режимные моменты: подготовка к занятиям, сборы на прогулку, дежурство в группе и т.п. Конкретным наглядным материалом для разговора с детьми могут служить их одежда, пособия для занятий, посуда, игрушки и др.

Работа по устранению заикания принесет большую пользу в том случае, если логопедические занятия будут интересными, содержательными, наполненными разнообразными играми, творческими заданиями и упражнениями и проходить на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: