I. Формирование плавной речи у детей c заиканием
1.Организация специального охранительного режима (режим молчания или режим ограничения речи). Соблюдение охранительного речевого режима исключает из общения те виды речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. Режим ограничения речи благотворно действует на организм в целом и на состояние центральной нервной системы заикающихся, что способствует повышению её адаптивных качеств. В этот период активизируются разные формы невербального общения: жесты, мимика, пантомимика.
2.Обучение детей навыкам релаксации. Для этого используются различные игровые упражнения на напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата. При овладении приемами мышечного расслабления у детей снижается эмоциональное напряжение. Речь на этом фоне протекает, как правило, без судорожных запинок. На занятиях по релаксации логопед вводит формулы правильной речи, например: «Мы говорим неторопливо и спокойно», «Наша речь слитная и плавная», «Мы говорим уверенно, смело» и т.п.
|
|
3. Развитие координации и ритмизации движений в процессе логопедической ритмики. Логоритмика включает в себя разнообразные двигательные упражнения в определенной последовательности:
-- ритмическая разминка (цель: развитие ритмичных движений под музыку);
-- упражнения, регулирующие мышечный тонус (цель: снижение и перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений);
-- упражнения на развитие чувства темпа и ритма (цель: ритмизация
движений от самых простых до самых сложных, т.е. ходьба, бег, отхлопывание, отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы; ритмизация артикуляционных движений, т.е. пропевание слогов и слов на заданные ритмы);
-- упражнения на развитие координации речи с движениями (цель: ритмизация устной речи).
4. Формирование речевого дыхания. Работа по его формированию включает в себя три этапа:
-- расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания);
-- формирование длительного фонационного выдоха;
-- формирование речевого выдоха.
Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно - логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
5. Формирование навыков рациональной голосоподачи. Работа над голосом предполагает:
-- развитие силы и динамического диапазона голоса;
-- формирование мелодических характеристик голоса.
|
|
Точное, четкое и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет них возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения, снять излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани, глотки.
6. Развитие просодической стороны речи. Нормализация этой стороны речи включает в себя:
-- развитие интонационной выразительности;
-- нормализацию процесса речевого паузирования (интонационного оформления высказывания);
-- формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.
7. Планирование речевого высказывания. Обучение заикающихся дошкольников планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом, с использованием материала сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, спонтанной форм речи, а также в пересказе и рассказе.
II. Развитие психологической базы речи (восприятия, памяти, внимания, мышления).