1.2.1. Основные парадигмы лингвистических исследований.
Термин «парадигма научного знания» был введен америк. лингвистом Томом Куном, «— это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»
Всё множество лингвистических концепций, школ и течений может быть условно сведено к трем научным парадигмам.
1. Генетическая (историч., эволюционная) | 2. Таксономическая(или - в порядке чередования подходов внутри нее - инвентарная, ссередины XX в. - системная,или системно-структурная) | 3. Антропоцентрическая(коммуникативн., функциональн., коммуникативно-прагматич., просто прагматич., когнитивная) |
Становление в первой четверти XIX в. Объединяет те школы и направления, которые опираются на принцип историзма и рассматривают язык, как и действительность в целом, в его возникновении и развитии, т. е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами самого языка и условиями его функционир-я. Со становления историч. парадигмы сменился ряд подходов; само же историч. яз-ние выступает сегодня лишь как одна из лингв-ких парадигм, уже не считается единственно научным подходом к языку. Принцип историзма в языкознании явился реакцией на спекулятивно-философские построения и конкретно-эмпирические описания предшествующего периода, выступив в качестве универсальной объяснительной и упорядочивающей категории, распростр-ся и на естественно-историч., и на культурно-историч. процессы. Кто? Работы | Объединяет те школы и направления, для которых наряду с эволюционным аспектом языка существен аспект организационный, касающийся внутреннего устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявления и группировки языковых ед-ц, их систематики и классификации, объединения этих единиц в языковую систему. С переходом от конкретно-эмпирического к абстрактно-логическому уровню исследования языка в 20-30-х годах XX в. состоялось оформление действительно научной таксономической парадигмы, опиравшейся сперва на принцип инвариантности, в соответствии с которым утверждается неизменность некоторой совокупности системообразующих соотношений внутри языковой системы, постоянство структуры при тех или иных изменениях системы, а впоследствии на более фундаментальный и более гибкий принцип системности, позволяющий не сводить систему языка только к ее реляционному каркасу, не элиминир. ее субстанциальные и функциональные хар-ки, связи с мышлением, сознанием и обществом, законом-ти ее развития. Принцип системности означал реакцию на эмпиризм и атомизм эволюционного языкознания XIX в. | Оформляется в последние десятилетия, опирается на принцип деятельности и провозглашает приоритет факторов, обеспечивающих успешное использование языка субъектом коммуникативной деятельности для достижения своих целей. Этой парадигме лингв-ка обязана утверждением фактора человека как субъекта деятельности в самом широком смысле, деятельности общения, коммук-ной и речевой деят-ти, более тесным включением в круг человековедческих наук. Принцип деят-ти, в свою очередь, может трактоваться как реакция на умаление в таксономическом, системно-структурном языкознании роли человеческого фактора. Кто? |
Каждая из вышеуп-х лингв-ких парадигм, испытывая воздействие философских и общенаучных принципов определенной эпохи, предлагает свой подход к пониманию границ предметной области языкознания, соотношения частей языкового феномена как сложного и противоречивого целого, их значимости в развертывании лингвистического знания, вырабатывает свой содержательно-концептуальный аппарат, свои методы и процедуры исследования. Эти парадигмы не заменяют друг друга, а лишь поочередно выдвигаются на передний план. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на языковой феномен, на первый план выдвигаются то эволюционная, то организационная, то функциональная стороны этого феномена.
1.2.2. Когнитивная парадигма. Когнитивная лингвистика.
В развитии любой науки, в том числе и яз-ния, происходит поэтапная смена научных парадигм. С равнительно-историческая — системно-структурная — когнитивная (антропоцентрическая).
Сравнительно-историческая парадигма связана с доминированием сравнительно-исторического метода в исследовании языка в ХIХ веке. Системно-структурная парадигма характеризуется акцентированием внимания на объекте познания, слове. Когнитивная парадигма опирается на принцип антропоцентризма и обусловлена осознанием того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем».
Когнитивная наука (КН) была основана в середине 60-х годов ХХ века в результате исследований таких ученых как Ю.Д. Апресян, А.Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, Дж.Лакофф и т.д. Зарубежные исслед-ния по когнитивной лингв-ке на протяжении долгого времени представляли собой совок-ть индивидуальных исследовательских программ, слабо связанных либо вовсе не имеющих связи между собой. Однако большинство исследований были объединены тем, что основное внимание концентрировалось на связи знаний, заложенных в языке, с субъектом восприятия, мышления, поведения и практической деятельности, а также на формах отражения реального мира в языке – в виде понятий, представлений, образов, концептов, обусловленных субъективным и этническим фактором.
Несмотря на многочисленные работы по когнитивной лингвистике, не существует общепринятого определения термина «когнитивный».
Когнитивная лингвистика - направление, главным объектом которого является язык как общий когнитивный механизм. Центральная задача КЛ - описание и объяснение внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего. Говорящий-слушающий рассматривается как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных компонентов (модулей) и соотносящая языковую информацию на различных уровнях. Цель КЛ - исследование такой системы и установлении важнейших принципов ее, а не только в систематическом отражении явлений языка. Для когнитивиста важно понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается, т.е. какова «когнитивная действительность».
Основой теоретич. возникновения когнитивной науки является тот факт, что существование ментальных репрезентаций понимается как определяющее свойство человеческого познания. В когниции репрезентации понимаются как закрытые в сознании информационные сущности, которые хранятся в долговременной памяти в качестве когнитивных структур и позволяют человеку совершать такие операции как категоризация, решение проблем, понимание того или иного языка..
Центральным понятием когнитивной лингвистики является «когниция», отличающаяся от знания тем, что она «оперирует как знанием, так и заблуждениями. Знаниям и мнениям приписываются репрезентации, которые когниция как процедура порождает и использует».
Современный этап развития науки характеризуется процессом глобализации. Глобализация с неизбежностью приводит к формированию нового интегрального подхода (К. Уилбер), целью которого является синтез парадигм научного знания. Современная парадигма лингвистики – парадигма интегральная. В ее основе лежит комплексное междисциплинарное исследование с учетом взаимод-вия различных областей лингв-ки. Когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистического знания (Е. С. Кубрякова) может рассматриваться в качестве одной из моделей интегральной лингвистики.
В развитии любой науки, в том числе и яз-ния, происходит поэтапная смена научных парадигм. Термин «парадигма научного знания» был введен амер. лингвистом Томом Куном, он определяет парадигму как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В истории языкознания выделяются три научные парадигмы – сравнительно-историческая, системно-структурная и когнитивная (антропоцентрическая).
Сравнительно-историческая парадигма связана с доминированием сравнительно-исторического метода в исследовании языка в ХIХ веке. Системно-структурная парадигма характеризуется акцентированием внимания на объекте познания, слове. Когнитивная парадигма опирается на принцип антропоцентризма и обусловлена фактом осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем».
Когнитивная наука была основана в середине 60-х годов ХХ века в результате исследований таких ученых как Ю.Д. Апресян, А.Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, Дж.Лакофф и т.д. Зарубежные исследования по когнитивной лингвистике на протяжении долгого времени представляли собой совокупность индивидуальных исследовательских программ, слабо связанных либо вовсе не имеющих связи между собой. Однако большинство исследований были объединены тем, что основное внимание концентрировалось на связи знаний, заложенных в языке, с субъектом восприятия, мышления, поведения и практической деятельности, а также на формах отражения реального мира в языке – в виде понятий, представлений, образов, концептов, обусловленных субъективным и этническим фактором.
Несмотря на многочисленные работы по когнитивной лингвистике, не существует общепринятого определения термина «когнитивный».
Когнитивная лингвистика - направление, главным объектом которого является язык как общий когнитивный механизм. Центральная задача КЛ - описание и объяснение внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего. Говорящий-слушающий рассматривается как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных компонентов (модулей) и соотносящая языковую информацию на различных уровнях. Цель КЛ - в исследовании такой системы и установлении важнейших принципов ее, а не только в систематическом отражении явлений языка. Важно понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается, т.е. какова «когнитивная действительность.
Основой теоретического возникновения когнитивной науки является тот факт, что существование ментальных репрезентаций понимается как определяющее свойство человеческого познания. В когниции репрезентации понимаются как закрытые в сознании информационные сущности, которые хранятся в долговременной памяти в качестве когнитивных структур и позволяют человеку совершать такие операции как категоризация, решение проблем, понимание того или иного языка.
Когнитивная парадигма символизирует принципиально новый подход к языку, и процесс концептуализации действительности, механизмы формирования концептуальной картины мира и отдельных концептов, а также их объективация в языке являются одной из основных областей исследования современной когнитивной парадигмы. В рамках когнитивной парадигмы особое внимание уделяется исследованию семантики, причем разрабатываются ее разновидности – концептуальная, прототипическая, фреймовая.
Понятие «когниция» отлич. от знания тем, что «оперирует как знанием, так и заблуждениями".