Первая из перспектив, отмеченных А. Ложье, очевидно, может оказаться полезной лишь в связи с долгосрочными демографическими прогнозами и социальной организацией пропорциональных соотношений полов в каждом поколении. Но уже в отношении этой перспективы возникает вопрос о том, что несет с собой возрастающая зависимость будущего человечества от настоящего состояния людей, их представлений и вкусов; включая моду, капризы которой коснутся и предопределения пола. Вопрос о праве предрешать судьбы будущего приобретает особую остроту в отношении второй перспективы, о которой говорил А. Ложье.
Допустим, что генетика сделает осуществимым произвольное регулирование не только пола, но и всех индивидуальных (физических и психических) свойств человека. Тогда, несомненно, перед всем естествознанием встанет проблема, с которой имели дело только социальная теория и педагогика, — о ценности тех или иных свойств, которыми хотят наделить родившегося человека.
В социальной теории и педагогике проблема формирования ценных для общества и индивида свойств решалась и решается определением целей воспитания, соответственно которым строятся программы и перспективные линии, методы и техника процесса воспитания. Все это очень выразительно было обозначено А. С. Макаренко как «проектирование личности». Но для всякой серьезной социально-педагогической теории сложность этой проблемы заключается именно в том, что люди настоящего времени в сегодняшней ситуации общественного развития должны предопределить общее направление развития (физического, умственного, нравственного и т. д.) людей будущей эпохи.
Необходимо создать для будущей эпохи, руководствуясь идеалами и научными прогнозами, людей всесторонне развитых и с весьма пластичной организацией, способной к изменениям в изменяющемся мире, к активному творческому преобразова- 130 Капица П. Л. Будущее науки // Наука о науке: Сб. — С. 127.
131 Ложье А. Вступительное слово на международном обмене мнениями // Какое будущее ожидает человечество: Сб. — С. 26.
Человек как предмет познания
нию действительности. Напротив, жесткая программа с однозначно заданным и ограниченным кругом свойств, характерная для казенной педагогики и консервативных социальных теорий, всегда таит в себе опасность тормоза общественного и культурного прогресса.
Вполне возможно, что с успехами генетики естествознание столкнется с подобной проблемой проектирования будущего человека. Как оно будет решать эту проблему само, без помощи социальной теории и педагогических наук? Какие свойства желательны и нежелательны для будущего человечества и человека?
Надо полагать, что без определения общественных целей проблема свойств человеческой природы не может быть даже правильно поставлена. Это касается не только сложных нравственных свойств личности, черт ее характера и интеллекта, но и самых элементарных, общих свойств нервной системы, например силы нервных процессов, которая долго считалась абсолютным преимуществом по сравнению со слабостью нервных процессов.
Теперь известно, что слабый тип нервной системы, отличающийся низкой степенью вьщосливости, характеризуется вместе с тем значительно более высоким уровнем чувствительности, чем сильный тип, т. е. такой сенсорной организацией, которая имеет важное положительное значение для многих видов деятельности. Сильный тип с большей работоспособностью корковых клеток обладает несравненно большей выносливостью по отношению к нагрузкам и экстремальным условиям. Относительность каждого из этих свойств и возможности их многообразных компенсаций в зависимости от задач воспитания требуют глубокого комплексного анализа критериев оценки свойств человека с точки зрения медико-биологических и социально-педагогических наук, объединенных марксистско-ленинской теорией общественного прогресса.
Известно, однако, что современная буржуазная социология пытается совместить отрицание понятия общественного прогресса с социальным прогнозированием.' Так, например,, американская научная организация «Рэнд корпорейшн»132, планирующая будущее на 100 лет вперед, представляет это будущее без социальных революций и преобразований, к тому же социальные последствия научных открытий не оцениваются комплексно.
Между тем крупные научно-технические преобразования влекут за собой многообразные социальные и психофизиологические изменения не только в умственном, но также в нравственном и физическом развитии человека. Эти изменения не всегда носят глобальный положительный характер. Нередко с положительным эффектом совмещается отрицательный в какой-либо из сфер развития. Для всестороннего учета эффектов внедряемых в практику новых технических средств (массовых коммуникаций, образования и т. д.) необходимо комплексное прогнозирование. В таком прогнозировании обязательно должны принимать участие представители основных областей прикладного человекознания.
132 По данным Роберта Юнга, в этой организации, финансируемой военно-воздушными силами США, работают почти 300 ученых разных специальностей (математики, инженеры, экономисты, социологи, психологи, логики и др.). Однако в перечне специальностей отсутствуют медики и дидакты, хотя многие прогнозы касаются будущности здравоохранения, общественного воспитания и образования (Юнг Роберт. Электронный оракул // Иностранная литература. — 1967. — № 1).
Глава 2. Становление системы человекознания
В общей картине ожидаемых научных открытий американские ученые из упоминавшейся организации «Рэнд корпорейшн» наметили превращение обучения в приятное времяпрепровождение еще до конца семидесятых годов нашего века. Оснований для такого прогноза у них было достаточно: широкое применение в процессе обучения новых технических средств массовой коммуникации (кино, радио, телевидения, звукотехнических аппаратов), программированного обучения и обучающих машин133, усиливающих обратные связи и индивидуализацию обучения, и т. д. Вполне возможно, что в семидесятых годах будет достигнуто всеобщее применение обучающих машин, созданы автоматизированные библиотеки, общедоступные устройства для скоростного автоматического перевода и т. д. Все это обеспечит, по мнению американских ученых, превращение обучения из долгого и трудного процесса умственной работы в приятное времяпрепровождение.
Имеется в виду далее не только автоматизация средств обучения, но и разработка различных способов непосредственной передачи в мозг обучающихся обобщенной и обработанной информации, ввода и закрепления информации в памяти человека во время естественного сна — так называемой гипнопедии — и т. д. Заметим, кстати, что опыт обучения иностранным языкам методом гипнопедии проводится в ряде советских лабораторий и оказывается результативным при соблюдении некоторых усло-вий134. Допускается также использование более эффективных методов подкрепления и у с и л е н и я мотивации процесса у ч е н и я с помощью психотропных фармакологических веществ и т. д.
Надо признать, что теоретически вполне допустимо изобретение множества подобных средств, благодаря которым станут возможными обучение грамоте чуть ли не с двухлетнего возраста и ликвидация разрыва между сроками становления письменной и устной речи. Теоретически допустима возможность использования в целях обучения биохимических и психофармакологических средств, поскольку имеются важные экспериментальные данные о молекулярных основах памяти135. Все это, повторяем, возможно и как будто бы обеспечивает прием человеком возрастающих масс информации, устраняя вместе с тем долгий и трудоемкий процесс усвоения знаний.
Некоторые ученые полагают, что таким путем будет наиболее полно использован гигантский потенциал человеческого мозга — прием и переработка около миллиона миллиардов единиц информации.
В общем, человек как потребитель информации, вырабатываемой современным человечеством, может быть обучен сравнительно быстро с помощью чудесных достижений радиоэлектроники и молекулярной биологии. Однако все становится куда более сложным, когда мы рассматриваем воспитательные проблемы обучения как средства формирования человека в качестве субъекта познания, производителя новой ин-
133 Некоторые ученые усматривают в этом начало новой эры образования и выход из кризиса систем обра
зования, основанных на письменности (см., например: Miller, NealE. Graphic Communication and the Crisis
in Education // Audio-Visual Communication Review. — Waschington, 1957).
134 См., например: Близниченко Л. Д. Ввод и закрепление информации в памяти человека во время есте
ственного сна. — Киев: Наукова думка, 1966.
135 Биологическая основа следов памяти. Симпозиум № 20/Под ред. К. Прибрама//Материалы XVIII
Междунар. психол. конгр. — Вып. 20. — М., 1966.
Человек как предмет познания
формации, способного созидать новые ценности культуры и техники. Это тем более необходимо, что ученые (например, У. Р. Эшби, Прайс и др.), обсуждающие проблему будущего науки, исходят из постоянства кривой распределения интеллекта и полагают, что, хотя цивилизация стремительно прогрессирует, сила воспитательного воздействия на интеллект человека остается неизменной.
Определение меры полезности для развития человека того или иного средства обучения возможно только при учете целостной системы воспитания, взаимозависимостей между умственной, физической, нравственной и другими частями воспитания. Особенное значение имеет взаимосогласование в процессе воспитания умственного и физического развития. Следует предусматривать, вводя те или иные средства умственного образования, не только их прямые влияния на умственное развитие, но и косвенные — на физическое развитие.
Определение меры полезности вновь вводимого средства обучения неразрывно связано с более общим определением оптимального сочетания различных средств воспитания в целях формирования человека. Умственные способности, необходимые для усвоения знаний, формируются не только в процессе обучения, но и в общем процессе психофизического развития, накопления индивидуального опыта и упражнения всех сенсомоторных систем. Вместе с тем, как известно из современной психофизиологии и геронтологии, постоянная тренируемостъ интеллектуальных функций составляет главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, общего долголетия человека. Умственный труд, обеспеченный необходимым образованием и культурой учения, является ведущей силой, противостоящей инволюционным процессам. Современная геронтология как медико-биологическая дисциплина показала, что физическое долголетие есть интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого человека, но в этом интегральном эффекте для современного человека воспитанность интеллекта и способность к постоянному интеллектуальному напряжению занимают центральное место. Так воспитание и обучение сливаются с гигиеной и профилактикой преждевременного старения, а педагогические задачи становятся неотделимыми от медицинских в широком смысле слова. Как видим, определение полезности того или иного фактора для человеческого развития может быть лишь комплексным. В системе человекознания подобные комплексные прогнозы станут вполне возможными. Взаимодействие медицинских, педагогических и технических наук будет способствовать осуществлению этих прогнозов на практике.
Глава 3
Онтогенез
и жизненный путь
человека
1. Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности (гуморальными и нервными, кортико-ретикулярными и кортикальными, первосигнальными и второсиг-нальными), разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма. Одним из существенных проявлений внутренних противоречий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность развития различных систем и их регуляторов.
Естествознание, психология, медицина и педагогика накопили огромный фонд знаний о неравномерности и гетерохронности роста и диф-ференцировки тканей, костной и мышечной систем, различных желез внутренней секреции, основных отделов центральной нервной системы, анализаторных систем детей и подростков.
Человек как предмет познания
В деталях известны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Даты каждой из этих форм созревания расходятся весьма значительно, и вариативность их возрастает по мере приближения к зрелости.
Первоначально полагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития — явления, специфические только для процессов роста и созревания. Однако опыт морфофизиологического, биохимического и психофизиологического исследования процессов старения показал, что гетерохронность инволюционных процессов и неравномерность старения отдельных систем — капитальные явления позднего онтогенеза человека, имеющие не меньшее значение для онтогенеза в целом, чем гете-рохронность созревания.
Становление целостности организма и стабилизация его на определенном оптимальном для вида уровне в состоянии зрелости, зависящие от общих эффектов созревания, сами определяют инволюционные процессы. Известно, что одним из важных факторов долголетия является наследственность, обнаруживаемая у нескольких поколений долгожителей, однояйцевых близнецов и т. д. Однако этот фактор не единственный, и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций различных органов в зависимости от условий существования организма в среде обитания, от характера воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью под влиянием этих факторов обладают мозговые функции, особенно функции коры головного мозга человека. Среди этих функций, в свою очередь, самыми вариабельными являются вербальные функции больших полушарий головного мозга, инволюция которых относится к числу наиболее поздних. Общее развитие жизнедеятельности связано с такими характеристиками использования, накопления и воспроизведения ресурсов организма, которые определяют долголетие и общую продолжительность жизни человека. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида, выражающие внутренние противоречия развития, следовательно, содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.
Исследование этих возможностей составляет одну из главных задач геронтологии как науки о старении, старости и долголетии человека. Эта новая наука всесторонне изучает геронтогенез и обнаруживает явления старения одних органов и функций в глубокой старости, а некоторых не только в зрелом возрасте, но и в юности. Далеко не всегда, как мы увидим несколько позже, можно объяснить подобную гетерохронность инволюционных процессов генетическими и вообще биологическими причинами. Поэтому геронтология уделяет большое внимание исследованию образа жизни и режима долгожителей, Нравственных привычек (привязанностей и вкусов), взаимоотношений в семье и в других общностях, трудового опыта, профессий и т. д. Все это, конечно, выходит далеко за пределы самого онтогенеза как реализации филогенетической программы в развитии индивида. Можно сказать, что геронтология, хотя и является медико-биологической дисциплиной, принуждена изучать не только онтогенез, но и жизненный путь человека, печать которого накладывается на онтогенетические фазы, особенно на фазы зрелости, старения и старости.
Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими события-
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
ми, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.
В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, прявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.
Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида.
Исходный момент онтогенеза — зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя фазами (эмбриона и плода). Переход филогении в онтогению и есть начало индивида, предысторию которого можно усматривать и в оогенезе, вообще в механизме наследственности и сохранения видового генетического кода. Таким образом, начало индивида не есть одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утробный период жизни. Следовательно, индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития.
До настоящего времени естествознание не располагает точными данными о том, какой сложности достигает функциональное развитие органов (например, отделов центральной нервной системы), морфогенез которых характеризуется высокой степенью готовности к функционированию после рождения (в первые недели жизни). Однако эмбриофизиология высших позвоночных животных дает основание сделать предположение о возникновении на зародышевой стадии некоторых сложных рефлекторных структур и наиболее общих видов чувствительности (хеморецепции, терморецепции,
Человек как предмет познания
барорецепции, возможно, и вибрационной чувствительности). Если это предположение подтвердится, то распространенное в психофизиологии мнение об апсихизме (неодушевленности) всего утробного развития человеческого индивида потребует радикального пересмотра.
Установлено, что с первых недель жизни весьма интенсивно, причем с нарастающей скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми. Однако все это происходит в определенных условиях воспитания, оздоровительно-гигиенических забот о родившемся человеке не только матери и отца, но и близких к ним людей. Одним из показателей социального прогресса является превращение таких забот из частного дела семьи в дело всего общества.
Именно благодаря этому во многих странах понизилась детская смертность (наиболее распространенная в раннем детстве) и, как следствие, увеличилась средняя продолжительность жизни человека. Низкие индексы средней продолжительности жизни человека в колониальных и полуколониальных странах и в странах, недавно сбросивших колониальное иго, являются следствием прежде всего высокой смертности детей в раннем возрасте и отсутствия благоприятных экономических и воспитательно-оздоровительных условий для их развития. С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры и т. д.).
Однако обе эти характеристики — социальная обусловленность развития и наличие сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата поведения — еще недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец — личность, что начало личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека и т. д. Нельзя считать более убедительным доказательством и тот факт, что типологические свойства нервной системы и темперамент, равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой личности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обусловленные свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от того, какая личность, с какими наборами социальных характеристик будет ими обладать. Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же типхарактера, равно как контрастные характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются.
На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни.
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
Человек, родившийся в определенном месте данной страны в семье, занимающей определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным экономическим, политическим и правовым статусом (соотношением прав и обязанностей), формируется в этих социально заданных условиях, определяющих исходный, начальный момент его жизненного пути. Формирование ребенка как личности происходит в зависимости не только от статуса семьи, который он застает сложившимся, но и от освоения его родителями с момента рождения ребенка новых для них семейных ролей. Духовная атмосфера семьи — относительное согласие или напряженность во взаимоотношениях, близость родителей к ребенку, общность стратегии и тактики воспитания зависят в большей степени от этих социальных функций и ролей родителей, чем от статуса семьи, ее положения в обществе.
Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.
Подобно тому как'начало индивида ~ долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.
В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетеро-хронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на ге-терохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.
Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего.
Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.
Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимые для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (непосредственно детерминированных свойствами предметного мира, объективными свойствами и предметной деятельностью) огромное влияние оказывает комплекс социальных связей, из которого берет начало личность.
Человек как предмет познания
Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности — субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека — это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. — это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности.
Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпадениях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями как субъекта познания и деятельности.
Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость»1 с тем, чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми.
Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость все* го организма — его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. ' у
Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития.