Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Скорость моторной реакции руки и ноги, с




    Возрастные группы  
  10-17 лет 18-29 лет 30-49 лет 50-69 лет 70-89 лет
Скорость реакции руки Скорость реакции ноги 0,23 0,26 0,21 0,21 0,21 0,21 0,20 0,23 0,26 0,28

Приведенные данные свидетельствуют о том, что собственно моторные индикато­ры обнаруживают тенденцию к ускорению реакции даже в 50-69 лет и снижения в 70-89 лет незначительны, если сопоставлять скорость реакции с точностью, которая снижается более резко, как показывают многие исследования. По поводу этих данных С. Пако пишет: «...более поздние исследования Прайса и Майлса обнаружили, что ста­рение в равной степени поражает рецепторные и психомоторные функции»88.

Однако это заключение верно только в отношении самой общей тенденции старе­ния функций. Что касается эволюции даже лишь психомоторных реакций руки на све­товые и звуковые раздражители, то в 1958 г. на Международном конгрессе по при­кладной психологии в Риме М. Гавини сообщила, что в период с 50 до 80 лет снижение точности различения значительно больше характеризует процесс старения, чем сни­жение скорости сенсорных реакций. Надо думать, учитывая все ранее сказанное, что, кроме ослабления тормозного процесса (дифференцировочного торможения) и более легкой возбудимости инерции возбудительного процесса, имеет значение и рассогла­сование билатеральных связей, ослабляющих регуляцию движения в системе зритель­но-моторной координации.

Эволюция точности движений руки (в ответ на зрительные сигналы) является одним из индикаторов состояния зрительно-моторной координации. Другим может считаться эволюция измерительных функций глаза, генетически определяемых совме­стной измерительной работой руки и глаза, особенно линейного глазомера, в том чис­ле и так называемого пассивного глазомера (без включения двигательной координа-

87 Основы геронтологии. — М: Медгиз, 1960. — С. 47.

88 Там же.


Человек как предмет познания

ции руки). Исследования, проведенные под руководством М. Д. Александровой в на­шей лаборатории, показали высокую его сохранность у старых и престарелых людей. Александрова пишет: «Можно предположить, что сохранность точности деления яв­ляется результатом аккумуляции прежнего опыта зрительно-моторной координации. Эта сохранность не коррелирует с другими пространственно-различительными фун­кциями, в частности высокая степень точности деления может иметь место при низ­кой остроте зрения и не всегда коррелирует с границами поля зрения»89.

О значительном прогрессе линейного глазомера в процессе обучения и накопле­ния опыта измерительной практики свидетельствуют данные Е. Ф. Рыбалко, приво­димые здесь в извлечениях (табл. 28).




Таблица 28 Бинокулярный (б) и монокулярный (левый глаз - л; правый - π)

глазомер по возрастным группам

Возраст, лет     Средняя ошибка, см, на расстоянии, м    
      !  
  л π б л π б л π б
4-7 8-15 19-28 5,0 2,0 1,1 5,2 2,1 0,9 4,5 2,1 0,7 4,3 1,6 0,7 4,3 1,7 0,6 3,8 1,8 0,7 3,4 1,6 0,7 3,8 1,6 0,6 3,5 1,5 0,5

На наибольшем расстоянии (9 м) бинокулярный глазомер оказывается более точ­ным (сравнительно с монокулярным) только у взрослых людей. Бинокулярный гла­зомер, впрочем, наиболее точен в этой группе и на наименьшем расстоянии (1 м), что свидетельствует о действии других факторов, помимо угла зрения, особенно о дей­ствии упрочившегося стереотипа индуктивных отношений между обеими монокуляр­ными системами. Это означает, между прочим, что эволюция зрительно-моторной ко­ординации зависит не только от упрочения связей между глазом и рукой в совмест­ных измерительных функциях, но и от установления определенных взаимодействий между монокулярными системами.

Сопоставление разных ошибок правого и левого глаза в глазомерных оценках сви­детельствует о том, что наиболее точным у взрослых является правый глаз на всех расстояниях (от 1 до 9 м), между тем у дошкольников более точен левый глаз (на рас­стоянии 9 и 1 м) или отмечается равенство глазомерных оценок (5 м), что имеет место и у школьников на расстоянии в 1 м. На остальных дистанциях более точным у них оказывается левый глаз.



Правосторонняя латерализация линейного глазомера, явно выраженная у взрос­лых, является продуктом длительного приспособления зрительного аппарата к струк­туре трудовых и графических действий с их ведущей правой рукой. Однако к этому типу латерализации линейного глазомера приводит сложная, противоречивая исто-

89 Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. — Л.: Изд. ЛГУ, 1 9 6 4 . — С. 108.


Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека

рия развития глазомерной функции, проходящая фазы первоначально левосторонней латерализации, а затем симметрии глазомерных функций обоих глаз90.

Для понимания всего процесса сенсорного развития важно проследить влияние левого полушария, доминантного по речи и сложной психомоторике, на зрительную функцию и механизм зрительно-моторной координации. Однако пока еще не найден прямой метод такого изучения, особенно исследования стадий формирования билате­ральных связей в детстве и отрочестве. Но уже в настоящее время для этой цели могут быть использованы сравнительные данные о наружных границах монокулярных сис­тем у детей и подростков с нормальным и аномальным развитием (олигофренов в ста­дии дебильиости). Сопоставим с этой целью данные о нормальных детях, взятые из исследования В. И. Сергеевой, выполненного под нашим руководством, с данными об аномальных детях, заимствованными из исследования В. В. Семеновой, проведенного под руководством проф. А. В. Ярмоленко91 (табл. 29).

Таблица 29





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 230; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8711 - | 7128 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.228.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.