К сожалению, построение аналитической модели по одной из рассмотренных выше схем удается далеко не всегда. Такая ситуация встречается при рассмотрении весьма сложных объектов или при рассмотрении новых систем, сведений о которых недостаточно для построения аналитической модели. В подобных случаях на помощь приходят так называемые численные методы. Численный метод решения математических задач при помощи моделирования случайных величин называется методом статистических испытаний или методом Монте-Карло. В основе метода лежит следующий факт: если имеется механизм генерирования (розыгрыша) значений равновероятно распределенной на отрезке [0,1] случайной величины, то легко получить случайные значения другой случайной величины, распределенной по любому заданному закону.
Генерирование значений равновероятно распределенной случайной величины обычно осуществляется с помощью так называемых псевдослучайных чисел. Сегодня практически в каждом алгоритмическом языке или пакете прикладных программ имеется стандартная процедура генерирования случайных чисел. В программе достаточно написать
:
и
будет присвоено одно из значений псевдослучайного числа. Рассмотрим механизм метода статистических испытаний.
Генерация значений непрерывной случайной величины.
Поставим задачу получить значения
случайной величины
, распределенной в отрезке
с заданной плотностью
.
При заданном законе распределения вероятность попадания случайной величины
в
находится по известно формуле
(8)
Это выражение можно рассматривать в качестве уравнения относительно неизвестной
. Покажем, что величина
, являющаяся корнем уравнения (8), имеет плотность вероятности
.
Функция распределения случайной величины X

монотонно возрастает от 0 до 1. Следовательно, прямая
(см. рис.3.5) пересекает график
в одной единственной точке, абсциссу которой принимаем за
. Тем самым доказано, что уравнение (8) имеет единственное решение.
Выберем произвольный интервал
, содержащийся в
. В связи с монотонностью функции
, любой точке
соответствует ордината кривой
, удовлетворяющая неравенству
. Поэтому, если
принадлежит
, то
принадлежит интервалу
, и наоборот (см. рис.3.5). Отсюда следует, что
(9)
Предположим, что случайная величина
на интервале (0,1) распределена равномерно. В этом случае вероятность
(10)
Сравнивая это выражение с (1.3), получим
. (11)
Соотношение (11) показывает, что величина
имеет плотность вероятности
. Этот факт является основанием для построения следующей схемы получения случайного значения непрерывной случайной величины
, имеющей заданный закон распределения
:
1. Генерируется
- значение случайной величины, равномерно распределенной в интервале (0,1);
2. Записывается уравнение
=
; (12)
3. Решается уравнение (12) относительно искомой величины
.
Пример 1. Розыгрыш равномерного распределения. Пусть задано распределение
для всех
.
Составляем уравнение

Отсюда легко получить искомый результат
.
Пример 2. Для случайной величины, распределенной по экспоненциальному закону
для
, окончательная формула имеет следующий вид
(13)
Таким образом, чтобы разыграть случайную величину, распределенную по экспоненциальному закону, необходимо разыграть значение равновероятно распределенной на отрезке [0,1] величины
, а затем подставить ее в формулу (13).
Для более сложных распределений не удается аналитически решить уравнение типа (12). Поэтому используют таблицы функций распределений. Так же разыгрывают равномерно распределенную величину
, а затем по таблице ищут величину
, удовлетворяющую условию:
.
Генерация значений дискретной случайной величины.
Пусть заданы значения вероятностей для некоторой дискретной случайной величины
. Ставится задача случайным образом выбрать одно из возможных значений
, учитывая ее распределение.
Идея решения данной задачи основана на попадании случайной точки на один из интервалов, каждый из которых пропорционален величине соответствующей вероятности
.
Вначале, как всегда в методе Монте-Карло, генерируется
- значение равновероятно распределенной в интервале (0,1) случайной величины. Затем находится искомая величина по правилу:
(14)
Логика этого правила заключается в следующем. Случайная точка
попадает в один из возможных интервалов (см. рис.3.6.). Приведенное правило позволяет последовательно просматривать отношения нарастающей суммы вероятностей к их общей сумме. Считается выбранным то значение
, для которого впервые выполнится условие в (14).
Замечание. В целом ряде задач практики встает вопрос о случайном выборе одной из заданного множества альтернатив, каждый из которых имеет определенный вес. Его решить можно по аналогии с описанным выше методом, положив в (14) вместо вероятности нормированную величину соответствующего веса (метод рондомизированного розыгрыша).
Рассмотрим пример. Имеются четыре альтернативы
с весами:
,
,
и
. Какая альтернатива будет выбрана, если выпала
h = 0,73?
Решение. В соответствии с (14) имеем:
k=1 - "13/34 = 0.382 > 0.73?" - нет;
k=2 - "20/34 = 0.588 > 0.73?" - нет;
k=3 - "31/34 = 0.912 > 0.73?" - да!
Таким образом, выбрана третья альтернатива. Если бы выпало h = 0,59, то был бы выбран тот же вариант, а вот если h = 0,27, то первый и т.д.
Рассмотрим пример применения метода статистических испытаний. Пусть в данный прямоугольник вписана некоторая сложная фигура (см. рис.3.7.). Требуется определить площадь вписанной фигуры.
Решение этой задачи при помощи метода статистических испытаний может происходить по следующей схеме. Реализуется механизм попадания в прямоугольник: разыгрываются случайные значения двух равновероятно распределенных случайных чисел из интервала
и
, которые выступают координатами случайной точки. Всего разыгрываются
точек. Из них
попадает во вписанную фигуру, а
- вне ее
. За площадь фигуры
принимается отношение числа точек попавших в фигуру к общему числу разыгранных точек:
.
Сколько розыгрышей (точек
) необходимо произвести, чтобы обеспечить заданную точность
? Обычно поступают следующим образом. Производится серия из достаточно представительного числа точек (
штук), в результате чего получается результат
. Затем серия повторяется и если
,
то
принимается за конечный результат. В противном случае серии повторяются до тех пор, пока два последних результата не дадут отличие менее чем
.
Формальную оценку числа розыгрышей можно получить на основании следующих рассуждений. Пусть требуется вычислить неизвестную величину
. Предположим, что имеется такая случайная величина
, что
и
. Сгенерируем
значений случайной величины
. Согласно центральной предельной теореме, распределение суммы
приближается к нормальному закону с параметрами: математическим ожиданием
и дисперсией
. Применяя правило "трех сигм", получаем приближенное равенство

или в более компактной форме
(15)
Данное соотношение говорит о том, что среднее значение сгенерированной случайной величины с очень высокой вероятностью равно
. При этом ошибка не превосходит величины
, стремящейся к нулю при возрастании
. Важно подчеркнуть, что (15) позволяет оценить число розыгрышей
, которое обеспечивает получение такой точности.