Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) История науки и техники

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Содержание программы

Введение

Роль и значение истории науки. Историография истории науки. В.И.Вернадский. История науки: рефлексия на науку и саморефлексия науки. Наука и другие формы познания мира: философия, религия, искусство.

Тема 1. Методологические основы истории науки и техники как учебной и исследовательской дисциплины.

Цели и задачи истории науки: в научном исследовании; в учебном процессе; в создании музейной (вообще, исторической) экспозиции. Место истории науки в системе других наук, как гуманитарных, так и естественных и технических. Понимание нового знания в истории науки. Предмет истории науки. Когнитивная и социальная история науки. Понимание истории, науки, техники. Условность разделения науки и техники. Соотношение понятий науки и знания. Понятие рационального знания. Историко-культурная обусловленность любой понятийной системы. История науки как лингвистическая проблема; как семиотическая проблема. Методы истории наук. Источниковая база истории науки. Памятники науки. Пределы рациональной реконструкции. История науки как сопереживание, как погружение. Новая информационная среда истории науки. Понимание и ограничения интерактивности.

Тема 2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке. Историческая обусловленность этих представлений.

Соотношение креационизма и эволюционизма как научная проблема. Проблема локализации мышления. Ноосфера как полевая структура информации. Многомерность информации. Развитие общества, науки и человека как информационный процесс. Космическая “включенность” человека. “Сакральное ядро” современных научных теорий. Современные представления о структуре и динамике Вселенной. Философское, физическое и историческое понимание времени и пространства. Пространство как метрика времени. Понимание обратимости времени. Понятие самовоспроизводящих сложных структур. Соотношение понятий “хаоса” и “порядка”: от термодинамики до социологии и психологии. Основные положения синергетики; понимание принципиально нелинейной, неравновесной Среды (открытой системы). Научность прогнозирования, его предмет. Некоторые прогнозные оценки развития человечества, науки, техники. Возможность и допустимость расширительного толкования понятия “конец истории”. На пути к новой философии истории.

Тема 3. Возможности региональной оценки уровня знаний и технологических возможностей доцивилизованного развития человека.

Неадекватность классической схемы истории появления человека и общества. Наиболее острые несоответствия. “Агинский жезл”, Стоунхендж и др. - современные интерпретации. Возможность существования в древности иной информационной системы. Роль знания в традиционном обществе. Мифологическая форма знания. Современные традиционные общества как “историческая” лаборатория. Возможности датировки и реконструкции появления сложных орудий. Неолитическая революция. Освоение первых технологических процессов; современная оценка их эффективности.

Тема 4. Знание о мире и человеке в древних цивилизациях. Уровень их технологического развития. (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Крито-микенская культура, цивилизации доколумбовой Америки).

Источниковая база изучения истории научных и технических знаний древних цивилизаций. Проблемы уверенной датировки. Существующие хронологии и переодизации. Концептуальные модели мира, характерные для древних цивилизаций. Сакральность знания, сакральность власти. Знание как путь, как откровение, как посвящение. Постижение знания. Системы кодирования знания, механизмы его передачи. Возможность современной интерпретации древнего знания. Реконструкция древнеегипетского канона. Геометрическая версия “золотого сечения”. “Внезапность” древнеегипетского знания и технологий. Проблема языка: происхождение, развитие, понимание. Современные версии реконструкции древнеегипетского знания и отдельных технологических решений (пирамиды, ирригация, медицина и т.д.). Специфика знания и технологического уровня других древних цивилизаций. Понимание времени; цикличность - как форма жизни. Пространство как метрика времени. Особая роль календаря. Типы календарей. Уникальность календаря майя. Предсказание астрономических явлений в древности - высшая форма рационального знания.

Тема 5. Научная и техническая культура Античности. География, этапы, достижения, специфика.

Периодизация Античности, основные центры культуры и науки. Принципиально новое концептуальное видение мира: “понижение уровня” сакральность и “повышение уровня” личности. Пантеон античных богов. Культурный герой. Семантическая нагруженность мифа о Прометее. Основные коды и знаковая система Античности. Переход от Мифа к Логосу. Фиксируемый процесс развития научных представлений - появление собственно истории. Источниковая база истории науки и техники Античности. Основная особенность интеллектуальной жизни Античности - новая культура мышления и обоснования знания. Взаимосвязь полисной демократии и возникновение науки. Десакрализация знания, его доказательность. Особое положение математики (математика = знание). От пифогорейско-платоновского понимания числа как богословия до “чистого” числа Диофанта. Фундаментальность античного понимания “проявления”. Техника (тэхне) как искусство сочетания (поиска) Эйдоса и материальной формы его воплощения (отрицания). Понятие “природы” (Фюше) у древних греков. Понятие гармонии, форм ее проявления в мире и человеке, методов ее поиска как смысла существования. Проблемы взаимосвязи греческой науки со знанием Востока, характерные мотивы и формы заимствований. Греческие “посвященные”.

Основные античные школы, мыслители, научные направления и достижения. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. “Пифагорейский союз”; фундаментальные пары противоположностей. Гераклит; идея всеобщей изменчивости. Эмпедокл; концепция четырех элементов. Эволюционная космология “строение космоса”. Теория материи и космология у атомистов. Роль принципа причинности. Концепция множественности миров. Платон и его картина мира. Афинская Академия. Принципы античного образования. Система Аристотеля. Учение о материи и форме, градация причин. Создание классификации как научного принципа. Александрийская школа; музей, библиотека. Особенности эллинистической науки в целом. Измерение видимого мира. Эратосфен. Аристарх. “Начала” Евклида. Архимед - новый тип ученого. Евдокс - Гиппарх - Птолемей - вершина геометризации античной картины мира. Наука как синоним предсказательности.

Особенности научного знания и образования в эпоху Римской империи; технологические достижения.

Тема 6. Освоение античного наследия, пути и специфика. Научное знание и технические достижения средневековой Европы. “Восточная ветвь” античной науки и становление рационального знания древней Руси.

Общая оценка Судьбы античного наследия. Ассимиляция греческой науки арабской культурой. Возникновение ислама. Расцвет арабской науки Ал-Фазари. Ал-Хорезми. Ал-Баттони. Омар Хайам. Ал-Бируни. Ибн-Сина (Авиценна). Химия и медицина, астрономия и география. Математика. Специфика православия. Византийская наука. Лев Математик. Иоанн Дамаскин. Михаил Пселл. Школы и образование. Тривиум и квадривиум. Ретрансляция античного знания в древнюю Русь. Сохранение и усиление эзотерических составляющих античного наследия.

Понятие и периодизация Средневековья в европейской культуре. “Остатки” греко-римской культуры на территории Европы. “Последний римлянин” Боэцкий. Симпликсий. Плотин. Прокл. Христианство в Европе. Роль мавританской культуры. Конфессиональное, интеллектуальное, лингвистическое и этническое многообразие с “перекресток” трех культур кордовского халифата. Толедская школа переводчиков - основной канал ретрансляции эллинистической науки и греческой философии на христианский Запад (в переводе на латынь с арабского) в ХП - ХШ веках. Ибн-Рушд (Аверроэс). Мозес Маймонид. Джерардо из Кремоны. Майкл Скот. Специфика концептуально-познавательной модели. Две формы откровения. Текст как Бог. Текст как истина, (сказанная), Текст как учитель. Теория - толкования текста; в опыте и наблюдениях нет необходимости. Комментирование, “раскрытие” текста вплоть до каждой буквы - суть средневековой учености. Суть схоластики - постоянное “схватывание” истины. Филология - “плоть” богословия; Латынь - фундаментальная наука. Культура университетов - культура диспутов. Основная цель - адаптация знания к самому массовому потребителю. Вторичная сакрализация знания через процедуру его десакрализации.

Алхимия как альтернативная “диссиденствующая” модель познания в средневековье. Алхимия как источник и как граница рационального знания: феномен средневековой культуры. Алхимия как исторический транслятор различных фрагментов эзотерического и оккультного знания. Многоуровневая структура алхимического трактата. Трактат как знаковая система средневековья.

Возобновление интереса к рациональному знанию в Европе в Х1 - ХП вв. Возникновение университетов и научных школ. Программа университетов, их цели и специфика учебного процесса. Номинализм и реализм. Проблема примирения веры и разума. Фома Аквинский. Доминиканцы: Альберт Великий, Вильем Мербеке. Францисканцы: Бонавентура, Дунс Скот, Роджер Бэкон. Оксфордская школа: Т.Брадвардин, Рсуиссет. Парижская школа: Н.Орем, Ж.Буоидан. Многоплановая критика Аристотеля. Создание теории импетуса. Возникновение финансовой науки и осознание объективности массовых (статистических законов). Обоснование понятий риска и вероятности. Экономическая модель средневековой Европы. Оценка влияния заимствования изобретений пороха, часов, бумаги, компаса, лошадиной упряжи на формирование европейской цивилизации. Технологический уровень средневековой Европы.

Тема 7. Европейское Возрождение. Становление новой картины мира. Леонардо да Винчи как предвестник новой научной культуры.

Понимание Возрождение. Не столько к античности, сколько от религиозного тоталитаризма. Роль городов. Технические изобретения. Книгопечатание. Латынь и национальные языки в науке. Великие географические открытия и их влияние на развитие естествознания. Наукометрические оценки периода: рост населения городов; рост тоннажа судов; рост освоенной территории; рост числа представителей флоры и фауны и т.д. Первые коллекции и ботанические сады как новые типы научных образований и систематизаций. Аристотелизм и неоплатонизм. Николай Кузанский. Гуманизм и итальянская натурфилософия. Проблема “реабилитация материи”. Искусство Возрождения как форма познания, как точка роста новой науки. Проблема перспективы в живописи. Естественнонаучная и инженерная деятельность Леонардо да Винчи. Универсализм Леонардо. Идея казуальной картины мира. Роль наблюдения, эксперимента, специального языка науки. Причины творческой трагедии Леонардо. Мистические стороны деятельности Леонардо. Реформация. Новая мотивация к труду, научному и техническому творчеству.

Тема 8. Научная революция ХVII века: истоки, этапы, структура, герои, результаты. Сциентизация европейского общества.

Культурологическая и цивилизационная особенность периода, его хронология, география (общая и локальная). Новая концептуальная ориентация европейской цивилизации: дальнейшая десакрализация жизни - от Бога, но вместе с Богом, к человеку. Самодостаточность человека, его Права и Обязанности. Возрастание роли научности и расширение границ ее применимости. “Общественный договор” как форма научности, Парламент как социальная лаборатория, Право как пространство научного метода Институализация науки. “Республики ученых” - академии: типы, ориентации, развитие. Лондонское королевское общество, Французская Академия, Прусская академия, Санкт-Петербургская императорская Академия. История возникновения и развития; цели и структуры, особенности функционирования; характер финансирования; инфраструктура академий: экспериментальная база, научные публикации, организация научной жизни. Тип “среднего” ученого и научного лидера. Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон, Г.Лейбниц, М.Ломоносов. Коллективизация и индивидуализация научной деятельности, ее психологические особенности. Споры о приоритетах, Ньютон и Лейбниц. Величие Ньютона. Персонификация новой научной картины мира. Научное мировоззрение как идеология. Ньютон - Вольтер и идеология Просвещения. Идеи научного конструирования социума. Мир как механизм, общество как конвенциалистское сообщество. Новые принципы образования и новые типы учебных заведений. Идеологизация “научных героев”. “Запреты” и борьба с учением Коперника. Трагичное и комичное в судьбе Дж. Бруно. Мировоззренческая фундаментальность проблемы множественности обитаемых миров. Фарсов ость процесса Галилея и его полная реабилитация в 1992 году.

Конкретные предпосылки научной революции XVII в. Наука как форма диссидентства. Практичность Т.Браге и Кеплера и идеологичность Н.Коперника. Галилей и окончательное разрушение аристотелевской картины мира. Астрономические открытия Галилея. “Звездный вестник”. Эксперименты по выяснению законов движения тел. Мысленный эксперимент. Геометризация движения. Основные результаты новой механики: принцип инерции, принцип относительности движения, закон падения и закон параболической траектории снаряда. Методология новой науки: Ф.Бэкон, Рене Декарт. Картезианская картина мира, ключевое понятие развитие мира и первая модель процесса. Оптика и механика. Аналитическая геометрия. Ньютон “Математические начала натуральной философии” и завершение создания новой картины мира: пространство и время независимы и абсолютны; время необратимо; материя имеет атомарное строение; движение определяется тяготением. Другие работы Ньютона. Механика Ньютона как образец системы научного знания. Правомерность концепции оккультных корней науки Нового времени. Личные оккультные и алхимические пристрастия Бруно, Кеплера, Ньютона и возможность логического обоснования следов эзотерического знания в завершенной системе науки Нового времени.

Тема 9. Промышленная революция. Формирование нового интеллектуального и деятельностного пространства в Старом и Новом свете.

Глобальные изменения в мире в 18 веке. Взаимосвязь (единство): изменений религиозной ориентации; научного мышления и смены картины мира; социального устройства и появления нового типа государства; изменение типа экономики и ее технологического уровня.

Понятие промышленной революции. Структура, предпосылки и история создания промышленной базы Запада. Рабочие машины. Универсальный паровой двигатель. Дж. Уатт. Новый транспорт, новая связь. Новая организация пространства и общества. Новая философия истории. Концепция прогресса.

Изменение социальной роли науки. “Модность” науки. “Энциклопедия наук, искусств и ремесел.”

Новый тип ученого и научного сообщества. “Лунное общество” в Англии. Новые принципы образования и новые типы учебных заведений. Медицинская и Политехническая школы во Франции. Становление инженерной профессии. Становление дисциплинарной организации науки. Специфика создания, структуры и деятельности Петербургской Академии Наук.

Освоение ньютоновского пространства. Особенности методологии новой науки. Новые научные проблемы.^ Математика и аналитическая механик��: Л. Эйлер, семья Бернулли, Даламбер, Лагранж, Лаплас; Дифференциальные уравнения движения, вариационные (интегральные) принципы механики; общие уравнения статики и динамики; создание основ механики сплошной Среды. Астрономия: открытые абберрации света; открытие Урана; ахрометические линзы. Химия: проблема превращения материи и теории флогистона Г. Шталя; Дж.Пристли и открытие кислорода; А. Ла Буассе и создание научной химии; закон сохранения вещества. Электричество и магнетизм: В.Франклин и начало теоретических и экспериментальных исследований; Гальвани и Вольта; опыт Эрстеда - первый пример ньютоновых взаимодействий; электродинамика Ампера; М.Фарадей и открытие электроиндукции; понимание связи электрических и магнитных, химических и оптических явлений. Теплота: континуальное представление о материи; теплород и “вещественная” теория теплоты; С.Карно и создание термодинамики; математизация идей Карно; Э. Клайперон; проблема сводимости теплоты и механической работы, Дж.Джоуль, Р.Майер, А. Реньо; закон сохранения энергии, Дж. и У. Томсоны, Г.Гельмгольц; введение понятия энтропии, Р. Клаузиус. Биология: классификация Бюффона и Линнея; проблема изменчивости и этапы создания эволюционной теории; Ламарк, Ч.Дарвин; влияние дарвинизма на мировоззрение общества; дарвинизм и марксизм.

Тема 10. Осознание границ применения классического естествознания. Начало формирования квантово-механических представлений о мире. Взаимосвязь процессов в науке, технике, искусстве, социальной жизни.

Окончательное формирование индустриальной технофетишизированной концепции цивилизационного развития. Будущее как инженерный проект. Взрывной характер технического развития: техническое и промышленное освоение электричества (“свободно-конвертируемой энергии”); электропривод; двигатель внутреннего сгорания и возникновение автомобилестроения и авиастроения; первые работы в области ракетной техники; глобальные системы транспорта и связи. Масштабная организация научной и инженерной деятельности, массовость инженерной профессии. Стандартизация и унификация измерений и производства, международное научно-техническое сотрудничество, международные промышленные выставки.

Представления о полноте и завершенности научной картины мира. Основные предметно-содержательные направления научного и научно-технического исследования мира к концу 19 века. Атомизм и физико-технические представления о строении вещества. Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Органическая химия. Представления о химических и химико-органических превращениях, возможности синтезирования новых веществ и материалов. Исследование электромагнитных явлений и осознание возможности полевой организации материи. Дж. Максвелл и создание электромагнитной теории. Электромагнитная теория света. Уравнения Максвелла и их физический смысл. Экспериментальное подтверждение теории Максвелла. Опыты Герца. Проблема эфира. Опыт Майкельсона-Морли и его деятельность для всей системы классического естествознания. Преобразования Лоренца, инвариантность уравнений Максвелла относительно этих преобразований; изменение времени при переходе от одной системы координат к другой. Относительность времени и пространства. А. Эйнштейн и создание специальной и общей теории относительности. Философский и физический смысл теории относительности. Новая геометрия пространства. Новое понимание энергии. Новое понимание “истории мира”, модели Вселенной. Экспериментальные подтверждения теории относительности в научном сообществе, в философии и идеологии. Проблемы вульгаризации и неприятия теории относительности. Смена представлений и микромире. Открытие электрона. Модель атома Резерфорда. Первые опыты по трансмутации элементов. М. Планк и начало квантовой теории. Н. Бор и универсальность “принципа дополнительности”. Неопределенность Гайзенберга. Мир стал вероятным и “субъективным”. Проблема живого. Возникновение генетики.

Изменение философских, социальных и политических ориентаций. Новое художественное видение мира.

Тема 11. Научно-техническое развитие в середине 20 века. Возможности и опасности прямого воздействия на мир и человека. Место науки в современной жизни и социальная ответственность ученого.

Принципиально новая мировая ситуация. Техносфера обеспечения “сокращения” времени и полное “упразднение” пространства. Мир как единая техносистема: ресурсы, энергетика, технологии, транспорт, коммуникации. Унификация систем образования. Масс-медиа как интегральный интеллект. Слияние науки и техники. Возможности практически неограниченного синтеза, генная инженерия. Государство и наука. Тоталитаризм и наука. Наука как власть, информация как власть. Исчерпывание ресурсов. Пределы роста. Проблема выбора цели и смены приоритетов цивилизационного развития. Новое понимание человека и его места в мире.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Появление письменности.

2. Начала математических знаний.

3. Развитие географических представлений.

4. Наука и техника Индии.

5. Наука и техника Китая.

Методические указания

Первый вопрос: Шумерская письменность. Египетская иероглифика. Китайская письменность. Появление алфавита. Писцы и писцовые школы.

Второй вопрос: Шумерская система счисления. Египетская система счисления. Появление цифр. Практическая необходимость математических знаний. Задачи, связанные с измерением площадей и вычислением процентов. Зарождение астрономии и появление календаря. Определение сезонов сельскохозяйственных работ и практическая необходимость календаря. Шумерский лунный календарь. Коррекция лунного календаря путем вставки високосных дней. Создание солнечного календаря в Египте. Организация астрономических наблюдений. Звездные таблицы.

Третий вопрос. Географические представления шумеров. Потребности торговли. Плавания в Индию. Географические представления египтян. Плавания в Пунт. Финикийцы – народ мореходов. Появление «таршишских кораблей». Плавания за «Геракловы столпы» и вокруг Африки. Финикийская колонизация в Средиземноморье.

Четвертый вопрос. Влияние ближневосточной культуры. Письменность и календарь. Ступы и начало каменного строительства. Хлопчатые ткани. Математические знания, позиционная система счисления. Арьябхата. Греческое влияние. Индийское мореплавание. Освоение культуры заливного риса. Колонизация Индокитая.

Пятый вопрос. Влияние ближневосточной культуры. Появление в Китае колесниц и металлургии бронзы. Календарь. Иероглифическая письменность. Изобретение бумаги. Шелководство. Культура чая. Появление железа и «великая распашка» в долине Хуанхэ. Китайские строительные технологии. «Великая стена». Достижения в металлургии: создание мощных плавильных печей и освоение железного литья. Ветряная мельница. Военная техника: изобретение арбалета. Изобретение бумаги. Географические представления китайцев. Путешествие Чжан Цяня и открытие «западного мира».

Литература

Березкина Э.И. О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 178-197.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980.

Бонгард-Левин Г. М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

Виргинский В. С. Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

Дьяконов И. М. Научные представления на Древнем Востоке. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 59-119.

Очерки по истории техники Древнего Востока, М.—Л., 1940

Коростовцев М. А. Наука древнего Египта. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 120-130.

Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

Очерки истории Китая. – М., 1959.

Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980.

Нефедов С. А. История древнего мира. М., 1996. (https://hist1.narod.ru

Снисаренко А. Б. Эвпатриды удачи. Л., 1990

Стучевский И. А. Научная мысль в древнем Египте. // Культура Древнего Египта. М., 1976. С. 250-278.

Тема 2. НАУКА И ТЕХНИКА В АНТИЧНОМ МИРЕ

1. Технические достижения древних греков

2. Научные достижения древних греков.

3. Научные и технические достижения эллинистического периода.

4. Научные и технические достижения римского периода.

Методические указания

Первый вопрос. Усовершенствование бронзового литья. Панцири и вооружение гоплита. Создание триеры и завоевание греками господства на морях. Потребности войны, торговли и мореплавания определяют развитие науки и техники. Первые механизмы: блок, ворот, полиспаст. Военная техника, баллисты и катапульты. Арсенал Дионисия Сиракузского. Агротехнические новшества. Культура оливковой пальмы. Виноградарство и изготовление вина. Ручная мельница. Минеральные удобрения.

Второй. Заимствования достижений Востока. Пифагор. Задача измерения широты. Евдокс Книдский: доказательство шарообразности земли. Гелиоцентрическая система Аристарха Самосского. Анаксагор и теория бесконечно малых. Измерение объема конуса и шара. Греческая география. Геродот. Плавание Пифея к берегам Британии. Достижения в медицине. Гиппократ. Греческая философия. Софисты. Протагор. Платон и Аристотель. «Академия». Биологические работы Аристотеля. Начало социологии – трактат «Политика».

Третий вопрос. Создание фаланги и завоевание Ближнего Востока Александром Македонским. Эллинистический мир: синтез греческой и восточной культуры. Наука и государство. Александрийский Мусей. Переводы восточных манускриптов. Манефон и Бероэс. Перевод Библии. Эратосфен и измерение радиуса земного шара. Герон и идея паровой турбины. «Геометрия» Евклида. Переворот в морском деле: многоярусные корабли с тысячами гребцов, вооруженные камнеметной артиллерией. «Сиракузянка» Архимеда. Рождение механики. Архимед и начала интегрального исчисления. «Архимедов винт». «Сакие». Фаросский маяк. Открытие муссонов Евдоксом Кизикским. Плавания в Индию.

Четвертый вопрос. Изобретение римлянами маневренной тактики полевых сражений. Римский легион. Завоевание римлянами Средиземноморья. Перенимание римлянами греческой культуры. Витрувий. Строительная техника. Изобретение бетона. Арочные своды и купола. Пантеон. Мост Аполлодора через Дунай. Дорожное строительство. Римские бани. Акведуки. Водяная мельница. Оконное стекло. Римская наука – продолжение эллинистической науки. Юлианский календарь. Геоцентрическая система Клавдия Птолемея. Карта Клавдия Птолемея. Плавания в Индию и в Китай. География Страбона. Достижения математики. Папп и Диофант. Анфимий из Тралл: храм Святой Софии. Успехи медицины. Гален. Начало химии. Перегонный аппарат. Алхимия. Роль христианства. Сожжение александрийской библиотеки. Закрытие Афинской школы. Гонения на астрологов и алхимиков. Христианская картина мира.

Литература

Античная цивилизация. М. 1973.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.. 1956.

Блаватский В. Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3.

Виргинский В. С. Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

Дилъс Г. Античная техника, М.—Л., 1934.

Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки, М.—Л., 1947.

Лурье С. Я. Архимед, М.—Л., 1945.

Нефедов С. А. История древнего мира. М., 1996. (https://hist1.narod.ru

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Рожанский И. Д. Античная наука. М. 1980.

Снисаренко А. Б. Эвпатриды удачи. Л., 1990.

Тема 3. ВИЗАНТИЯ И ВОСТОК В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Эпоха варварских нашествий.

2. Византийское Возрождение.

3. Арабское возрождение.

4. Средневековый Китай.

5. Создание монгольского лука и монгольское нашествие на Евразию.

Методические указания

Первый вопрос требует освещения следующих фактов: Изобретение седла, стремени и сабли; военное превосходство кавалерии кочевников. Волны нашествий кочевых народов. Гибель античного мира. Начало эпохи господства всадников-рыцарей – начало феодализма.

Второй вопрос. Византия – хранительница древних знаний. Изобретение греческого огня. Школа в Магнавском дворце. Грамматик Фотий и работы по восстановлению древних рукописей. Лев Математик и начало алгебры. Географические представления византийцев. Козьма Индикоплов. Распространение конской упряжи и пахоты на лошадях.

Третий вопрос. Халиф Мамун и «Дом науки» в Багдаде. Перевод греческих манускриптов. «Альмагест». Заимствование строительной техники: «Купол Скалы» и мечеть в Дамаске. Ибн Сина и «Канон врачебной науки». Ал-Хорезми и введение десятичных цифр. Новое измерение длины меридиана. Астрономические таблицы ал-Баттани. Обсерватория в Марага. Научная деятельность Бируни. Обсерватория Улугбека. Ар-Рази и получение спирта. Производство хлопчатых и шелковых тканей. Производство бумаги и стекла. Арабское мореплавание. Косой парус. Географические трактаты Масуди. Путешествие ибн-Батуты. Социологическая теория Ибн Халдуна.

Четвертый вопрос. Окончание эпохи господства кочевников и возрождение Китая. Влияние Индии и арабского Востока. Распространение буддизма. Путешествие Сюань Цзяна в Индию. Начало каменного строительства: «Пагода диких гусей». Арочные мосты. Усовершенствование календаря. Великие китайские изобретения: фарфор, компас, книгопечатание, порох. Использование пороха в военном деле, метательная артиллерия. Распространение культуры заливного риса, аграрная революция в Южном Китае.

Пятый вопрос. Монгольский (татарский) лук – «саадак». Переворот в военном деле, новая тактика полевых сражений. Монгольские завоевания. Социальные последствия монгольских завоеваний.

Литература

Виргинский В. С. Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

История Византии. Т. 1-3. М., 1967.

Крюков М. В., Малявин В. В., Сафронов Н. В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984.

Культура Византии. IV- первая половина VII века. М., 1984.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.

Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996. (https://hist1.narod.ru)

Очерки истории арабской культуры. М., 1982.

Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988.

Тема 4. ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Европа в раннее Средневековье.

2. Восстановление экономики Европы в XI-XIII веках.

Методические указания

Отвечая на 1-й вопрос студент, показывает роль варварских нашествий и культурный упадок в Европе. Изобретение драккара и нашествия норманнов. Новшества, принесенные кочевниками: конская упряжь, седло, стремена, подкова, распространение верховой езды, пахота на лошадях. Церковь – хранительница античной образованности. Монастырские школы. Исидор Севильский. Беда Достопочтенный. «Академия» Карла Великого. Сильвестр II. Изобретение механических часов. Раймунду Толедский и переводы арабских рукописей.

2 вопрос включает следующие подпункты: «Великая распашка». Распространение водяных и ветряных мельниц. Сукновалки и лесопилки. Заимствование византийской техники. Святая София Киевская и собор Святого Марка в Венеции. Развитие образования. Появление университетов. Роджер Бэкон. Географические представления средневековья. Путешествие Марко Поло.

Литература

Виргинский В. С. Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996. (https://hist1.narod.ru

Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

Тема 5. ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

1. Начало Европейского Возрождения.

2. «Пороховая революция».

3. Великие географические открытия.

Методические указания

Первый вопрос. Византийское культурное влияние. Деятельность переводчиков. Виллем ван Мербеке. Экономический и культурный расцвет Италии. Итальянское сукноделие. Шелкомотальная машина Франческо Боридано. Развитие стеклоделия и изобретение очков. Итальянские университеты. Греческие ученые во Флоренции. Брунеллески и строительство собора «Санта Мария дель фьоре». Тосканелли пытается измерить длину меридиана. Изобретения Леонардо да Винчи. Коперник воскрешает гелиоцентрическую систему Аристарха Самосского. Книгопечатание. Политическая теория Макиавелли.

Второй вопрос. Развитие военной техники. Арабская модфа. Бертольд Шварц и распространение огнестрельного оружия в Европе. Аркебузы и мушкеты.

Французские домны и освоение чугунного литья. Усовершенствование артиллерии при Карле VIII. Артиллерийская наука, трактат Тартальи. Социальные последствия появления огнестрельного оружия. Конец эпохи рыцарства. Османская империя: создание регулярной армии, вооруженной огнестрельным оружием. Завоевания османов.

Третий вопрос. Создание каравеллы. Руль и латинский парус. Португальцы учатся плавать против ветра. Колумб и Тосканелли. Последствия открытия Америки: агротехническая революция. Кукуруза, картофель, табак, какао. Открытие морского пути в Индию. Распространение сахарного тростника, чая, кофе, хлопка. Создание плантационного хозяйства в Вест-Индии. Социальные последствия великих географических открытий. Переворот в торговле. Расцвет Антверпена. Роль эмиграции. Распространение кукурузы и картофеля приводит к росту населения Европы.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Богаевский Б. Л. История техники, М.—Л., 1936

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники с XVI-XIX веков. М., 1984.

История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени. М., 1993.

Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. СПБ, 1994.

Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996. (https://hist1.narod.ru

Прочко И. С. История развития артиллерии с древнейших времен до конца XIX века.

Тема 6. РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

1. Научная революция XVII века.

2. Начало академической науки.

3. Распространение науки в Европе.

Методические указания

1. Галилей и его роль в развитии физики и астрономии. Работы Кеплера. Торричелли и начало гидромеханики. Декарт и аналитическая геометрия. Картезианство. Уильям Гарвей и открытие кровообращения. Фрэнсис Бэкон и новая научная философия.

2. Проблема финансирования научной деятельности. «Академия рысьеглазых». Начало финансирования науки. Кольбер и основание Французской Академии. Работы Академии: Гюйгенс, Мариотт, Папен, Пикар. Лейбниц и создание дифференциального исчисления. Карта Франции. Лондонское королевское общество. Открытия Исаака Ньютона. Работы Гука, Бойля, Галлея. Создание хронометра.

3. Вольтер и популяризация научных достижений. Просвещенный абсолютизм. Король-философ Фридрих Великий и создание Берлинской Академии. Петр Великий и учреждение Российской Академии наук. Работы Леонарда Эйлера. Деятельность М. В. Ломоносова.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники с XVI-XIX веков. М., 1984.

Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.

Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.) М., 1934.

Шишаков В. А. Галилео Галилей. М., 1974.

Тема 7. ТЕХНИКА МАНУФАКТУРНОГО ПЕРИОДА

1. Эпоха мануфактурной промышленности.

2. Достижения в судостроении.

3. Военно-технические достижения мануфактурного периода.

Методические указания

1. Верхнебойное водяное колесо – универсальный двигатель мануфактурной промышленности. «Машина Марли». Развитие металлургии. Усовершенствование токарного станка. Строительство дорог и каналов. Паровой котел Папена. «Атмосферическая машина» Ньюкомена. «Огненная машина» Ползунова.

2. Создание голландского флайта. Завоевание Голландией господства на морях. Начало массовых морских перевозок. Социальные последствия изобретения флайта. Голландия – республика купцов и моряков. Появление линейных кораблей. Эпоха войн за преобладание на морях. Победа Англии.

3. Создание французской регулярной армии. Деятельность маркиза Лувуа. Линейная тактика боя. Маршал Вобан и рождение военно-инженерной науки. Луи де Геер и становление шведской металлургии. Создание шведской гаубицы – новый переворот в военном деле. Шведские завоевания в Европе. Петр Великий и создание регулярной русской армии. Уральская металлургия и развитие русской артиллерии. Создание гаубицы-«единорога» и русские завоевания в Восточной Европе. Фридрих Великий и прусская система военного обучения. Победы Пруссии.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники с XVI-XIX веков. М., 1984.

Запарий В. В., Личман Б. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация новой истории России // Регион-Урал, 1999, № 12.

История Европы. Т. 4. Европа нового времени. (XVII-XVIII века).

Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970.

Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. СПБ, 1994.

Прочко И. С. История развития артиллерии с древнейших времен до конца XIX века.

Шершов А. П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. СПБ, 1994.

Тема 8. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1. Механизация текстильной промышленности.

2. Создание паровой машины.

3. Использование паровой машины на транспорте.

4. Достижения в металлургии. Использование каменного угля. Горячее дутье.

5. Достижения в других отраслях промышленности.

6. Развитие военной техники.

7. Социальные последствия промышленной революции. Англия – «мастерская мира».

Методические указания

1. «Летающий челнок» Кея. Прялка «Дженни». «Ватер-машина» Аркрайта. «Мюль-машина» Кромптона. Станок Жаккара.

2. Жизнь и деятельность Джеймса Уатта. Паровая машина одинарного действия. Машина двойного действия. Регулятор Уатта. Машины повышенного давления.

3. Роберт Фултон и изобретение парохода. Изобретение паровоза. Р. Тревитик и Дж. Стефенсон. Развитие железнодорожного транспорта.

4. Использование каменного угля. Горячее дутье. Пудлингование. Конвертер Бессмера. Мартеновская печь. Наступление века стали.

5. Токарный станок Модсли. Строгальные и фрезерные станки. Производство соды и серной кислоты.

6. Создание казнозарядной винтовки. Игольчатое ружье Дрезе. Ружье Шаспо. Новые взрывчатые вещества – пироксилин и нитроглицерин. Нарезные артиллерийские орудия. Стальные пушки Круппа. Раздел мира между промышленными державами. Создание колониальных систем.

7. Англия – «мастерская мира». Промышленные города. Урбанизация. Новые общественные классы: промышленники и рабочие. Роль железных дорог: развитие торговли. Массовые перевозки зерна.

Литература

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники с XVI-XIX веков. М., 1984.

Виргинский В. С. История техники железнодорожного транспорта. Вып. I. М., 1938.

Данилевский В. В. Очерки истории техники XVIII-XIX вв. М.-Л., 1934.

Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники. М., 1962.

Зомбарт В. Техника эпохи раннего капитализма. М. 1925.

Манту П. Промышленная революция в Англии в конце XVIII в., М., 1937.

Пионеры машинной индустрии. М.-Л., 1937.

Прочко И. С. История развития артиллерии с древнейших времен до конца XIX века.

Тема 9. РАЗВИТИЕ НАУКИ XVIII-XIX ВЕКАХ

1. Физика и механика.

2. Создание новой химической науки.

3. Достижения биологии.

4. Развитие математики. Математический аппарат механики и физики.

Методические указания

1. «Аналитическая механика» Лагранжа. Разработка теории механизмов.

Развитие термодинамики. Сади Карно: принцип обратимости тепла и работы. Рождение электродинамики. Фарадей и Максвелл – основоположники учения об электрическом и магнитном поле. Практические применения электричества. Телеграф, гальванопластика, дуговая лампа, лампа накаливания.

2. Лавуазье и закон сохранения вещества. Разработка атомистической теории. Дж. Дальтон. Закон Авогардо. Основание органической химии. Д. И. Менделеев и периодическая система элементов.

3. Систематизация видов: Линней и Бюффон. Первые эволюционисты. Ламарк. Чарлз Дарвин и учение о происхождении видов. Естественный отбор. Клеточная теория. Пастер и бактериология. Основание научной медицины. Рождение генетики. Г. Мендель.

4. Математический аппарат механики и физики. Развитие дифференциального и интегрального исчисления. Теория вероятностей. Численные методы.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники с XVI-XIX веков. М., 1984.

Кириллин Л. Л. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники. М., 1962.

Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.) М., 1934.

Тема 10. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦА XIX-НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Занятие 1.

1. Машиностроение, металлургия и горное дело.

2. Энергетика.

3. Химические технологии.

4. Прочие отрасли промышленности.

5. Строительная техника.

6. Железнодорожный транспорт.

Занятие 2.

7. Появление автотранспорта.

8. Судостроение.

9. Появление авиации.

10. Средства связи.

Занятие 3.

11. Средства массовой информации.

12. Техника и технология сельского хозяйства.

13. Военная техника.

14. Роль технических средств в Первой мировой войне.

Методические указания

Занятие 1.

1. Специализированные станки. Токарный автомат Х. Спенсера. Измерительная машина Уитворта. Томасовский способ производства стали. Механические прессы. Паровой молот. Прокатные станы. Сварка металлов. Бурильные машины. Добыча нефти.

2. Наступление века электричества. Динамо-машины, электродвигатели и электропередачи. Электростанции. Усовершенствование паровой машины – компаунд-машины. Паровые турбины. Двигатели внутреннего сгорания.

3. Производство бумаги из целлюлозы. Искусственные материалы. Целлулоид, карболит, искусственный шелк. Синтетический каучук. Синтез аммиака. Синтетические красители. Переработка нефти.

4. Производство стекла. Керамическая промышленность. Деревообработка. Новая техника в текстильной промышленности.

5. Портландский цемент. Железобетон. Использование железных и стальных конструкций. «Кристаллпалас». Эйфелева башня. Бруклинский мост. Американские небоскребы. Водопровод, канализация и электрическое освещение.

6. Железнодорожное строительство. Магистраль Берлин-Багдад. Транссибирская магистраль. Американские железные дороги. Прокладка туннелей. Паровозы системы компаунд. Первые электровозы.

Занятие 2.

7. Первые автомобили Бенца и Даймлера. Начало массового производства автомобилей. Г. Форд.

8. Борьба за моря. Строительство кораблей их металла. Увеличение размеров судов. Трансатлантические лайнеры. Судьба «Титаника». Использование паровых турбин. Первые теплоходы. Специализированные корабли: танкеры и ледоколы.

9. Дирижабли. Самолет Можайского. Аэропланы с двигателями внутреннего сгорания. Братья Райт. Фарман и Блерио. Самолеты Сикорского.

10. Развитие телеграфа. Изобретение телефона. Юз и Эдисон. Изобретение радио. Попов и Маркони.

Занятие 3.

11. Ротационная печатная машина. Наборные машины. Линотип. Пишущие машинки. Развитие фотографии. Граммофон. Возникновение кинематографа.

12. Плодосеменная система земледелия. Минеральные удобрения. Опытно-селекционные станции. Механические культиваторы, сеялки и жатки. Локомобили. Паровые тракторы.

13. Пулемет Максима. Скорострельная артиллерия. Гонка морских вооружений. Броненосцы и дредноуты. Изобретение торпеды. Миноносцы. Подводные лодки.

14. Массовое применение автомобильного транспорта. Сверхдальнобойная артиллерия. Использование дирижаблей и авиации. Подводная война. Отравляющие вещества. Танки.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Белъкинд Л. Д., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А., Веселовский О. Н. История энергетической техники. М., 1960.

Богаевский Б. Л. История техники. М.—Л., 1936.

Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники. 1870-1917. М., 1988.

Данилевский В. В. Очерки истории техники XVIII—XIX вв. М.—Л., 1934.

История первой мировой войны. Т. 1-2. М., 1975.

Кузнецов Б. Г. История энергетической техники, М.—Л., 1937.

Кириллин Л. Л. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники. М., 1962.

Шершов А. П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. СПБ, 1994.

Задание 1. Студенты заполняет хронологическую таблицу «Развитие науки и техники в Античности и в Средние века. Критерии оценки: самостоятельность и точность представленных фактов в таблице. Оценка: 15 баллов

Государство или область и дата открытия Достижение научное и имя ученого (открытый закон, явление, новшество) Насколько своевременно, опередило ли открытие свое время Каковы последствия, практическая значимость
         
         

Задание 2. Посмотреть список научных открытий 20 -21 века (можно выбрать научные достижения, отмеченные Нобелевскими премиями) и сделать доклад с презентацией на данную тему. Презентация должна содержать не менее 20 слайдов. Критерии оценки: красноречивое выступление, убедительность выступающего, грамотность оформления презентации. Оценка: 15 баллов.

а) основная литература:

б) дополнительная литература:

1) Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). - М.: Наука, 1988. - 208 с.

2) Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии: Пер. с англ. / Под ред. А.А.Гурштейна. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат, лит., 1991. - 384 с.

3) Всеобщая история химии. - М.: Наука, 1980, 399 с.

4) Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. - М.: Наука, 1989. - 352 с.

5) Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М.: Наука. 1980.

6) Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. - 400 с.

7) Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М.: Наука, 1982.

8) Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991. - 480 с.

9) История биологии. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972 - 1975 гг., Т. 1-2.

10) Капра Ф. Дао физики. Спб.: «Орис» “Яна - Принт”, 1994. - 304 с.

11) Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. - М.: Наука, 1987.

12) Книжный минимум. Orbis Humanitatis. Под общей редакцией Афанасьева Ю.Н. М.: РГГУ, 1996.

1) Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

2) Кузаков В.К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X - XVII вв. - М.: Наука, 1976.

3) Лейзер Д. Создавая картину Вселенной: Пер. с англ./Под. Ред. и с предисл. Л.П. Грищука. - М.: Мир, 1988. - 324 с., ил.

4) Наука. История и историография XIX-XX вв. - М.: Наука, 1987.

5) Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. фирма, 1992. - Т.1,2.

6) Очерки истории и теории развития науки. М.: Наука, 1969.

7) Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Энштейна: Пер. с англ. (Под ред. акад. А.А.Логунова). - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.-568 с.

8) Памятники науки и техники. Ежегодник. М.: Наука, издается с 1981.

9) Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр./ Под ред. Л.С.Понтрягина. - 2-е изд., стер. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. - 736 с.

10) Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979.

11) Развитие физико-географических наук XVII - XX вв. М.: Наука, 1975.

12) Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. - М.: Наука, 1988. - 448 с.

13) Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М.: Наука, 1979.

14) Соколовская З.К. 400 биографий ученых: О серии “Научно-биографическая литература”. 1959-1986: Библиографический справочник. Отв. ред. и авт. предисл.

15) А.Л.Яншин. - М.: Наука, 1988. - 510 с.

16) Становление химии как науки. Всеобщая история химии.- М.: Наука, 1983. – 464 с.

17) Старостин Б.А. Параметры развития науки. - М.: Наука, 1980

18) Стройк Д.Я. Краткий очерк истории науки математики. Пер. с нем. - 5-е изд., испр. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990 - 256 с.

19) Черняк В.С. История. Логика. Наука. - М.: Наука, 1986.

20) Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - Новосибирск: ВО “Наука”.

21) Хрестоматия по истории науки и техники. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 701с.

22) Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. - М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.; ил.

23) Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М.: Прогресс, 1970.

24) Бируля П. Ядерный штурм. М., 1980.

25) Боген Т. Современная биология. М., 1974.

26) Из истории советской космонавтики. // Памяти академика С. П. Королева. М., 1983.

27) Кедров Б. М. О великих переворотах в науке. М., 1986.

28) Кикоин И. К. Рассказы о физике и физиках. М., 1965.

29) Кириллин Л. Л. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

30) Манн Л. Транспорт, энергия, будущее. М., 1987.

31) Микроэлектронная технология и ее влияние на общество. М., 1987.

32) Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

33) Современная научно-техническая революция. Историческое исследование. М., 1974.

34) Чернин Л. С. Первые шаги в будущее: генная инженерия растений. М., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: