Вопрос 68
Методика воспитания скоростно-силовых способностей(задачи, средства, методы).
Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной
двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Задачи: 1) общее гармоническое развитие всех мышечных групп ОДА человека; 2) разностороннее
развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий
(умений и навыков); 3) создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования
силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане ППФП.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц,
проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со
значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в
ДД, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например,
отталкивание в прыжках в длину и в высоту с теста и с разбега, финальное усилие при метании
|
|
К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая ста характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сгаа отражает способность человека по ходу выполнения ДД достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (при низком старте в беге на короткие дистанции). Воспитание скоростно- силовых способностей с исп ользованием непредел ь ных отягощений. Сущность данной методики заключается в создании максимальной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Непредельное отягощение берется в пределах от 30 до 60 % от максимума. Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы отдыха 3-4 мин между подходами.
При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.
Вопрос 61. Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности
методики).
Цель этапа углубленного разучивания - сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи:
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения ДД на основе сознательного контроля
пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
|
|
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия. Необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом
особенностей изучаемого ДД.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного
действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких
движений изучаемого ДД. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения
имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого
ДД и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно
быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект
воздействия их снизится.
Эффективность использования различных упражнений достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными ДД; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.