Человек – это переходное существо, он не закончен. Он является средним термином эволюции, а не её концом, венцом или законченным шедевром.
Человек – это не конец, он есть переходное существо. За его пределами ожидает своего формирования божественная раса, сверхчеловек.
Бог – это начало, середина и конец всех вещей; но в начале Он скрыт, в середине -частично или постепенно проявляется и в конце - развуалирован.
Вселенная – это некая манифестация Бога, под действием определенных условий и в терминах постепенно развертывающейся гармонии. Эти условия и движения, которые управляют ритмами гармонии, являются универсальными законами.
В этой вселенной двумя элементами являются инволюция и эволюция. Материальная вселенная начинается с инволюции Бога в движение бессознательной Силы и с форм инертной Материи, и она побуждаема божественным импульсом внутри нее к эволюции Бога через нарастающую манифестацию сознания и сознательной силы, которая должна достичь своей кульминации в совершенном и бесконечном само-знании, само-господстве и само-восторге. Под инволюцией мы имеем в виду само-сокрытие Божественного в нисхождении, от которого последней ступенью является Материя, под эволюцией – самопроявление Божественного в восхождении, от которого последней ступенью является Дух.
Поскольку эволюция или постепенное само-развертывание является сущностным движением вселенной, импульсом любой жизни во вселенной должно быть само-осуществление и реализация её наивысших потенциальностей. Позади каждой формы жизни присутствует божественная идея, которая определяет свою форму и свои пределы, и форма ограничивает потенциальности жизни. Следовательно, само-осуществление жизни содержит внутри определенные пределы, фиксированные природой жизни и законом её бытия и действия, которые определяют эту природу. Идея, которая определяется таким образом, является причиной и формой, которая таким образом ограничивает символ Конечного во вселенной. Вселенная – это бесконечность, созданная бесчисленными конечными выражениями себя в идее и форме изнутри своего собственного бесконечного существа. Единое и бесконечное – это душа и реальность любого конечного; множественное конечное – это ритм, движение и гармония бесконечного.
Поэтому в и позади любой конечной жизни во вселенной существует бесконечная реальность, ищущая, чтобы прийти к себе, которая должна в своем само-развертывании создавать конечные формы жизни, которые все же способны в своем сознании и движении проявлять и осуществлять бесконечное. Человек является таким конечно-бесконечным и единственным типом такой формы жизни, которая все же существует на земле.
Любая жизнь и ум на земле – это история Бытия, Сознания, Силы, Радости, которые тайно заключены во внешне бессознательную Материю и борются за освобождение. Ослепшие, связанные, притуплённые, заточённые, они все же стремятся, чтобы выйти из черной клетки, из этого мрака в свой собственный свет, широту, сознательное видение и силу, само-сознающее действие, блаженство, свободу, гармонию, совершенство. Это начинается с маленьких начал, таких как вибрация в металле, как раздувание и привлечение, нащупывание и [? возбуждение] в растениях, как неразвитая или мельчайшая сила чувства жизненного импульса, поднимающаяся к инстинктивному рассудку и уму и целенаправленной силе в насекомых, как более организованное, сознательное и эмоциональное, даже резко и узко мыслящее и планирующее витальное существо в животном и упорно добивающееся до тех пор, пока оно не пробьется в некое полу-открытие себя в думающей, рассуждающей, проявляющей волю и устремляющейся природе человека, Ману, ментального создания. Здесь в настоящее время оно находится, неудовлетворенное какими-либо средствами, но, как кажется, узнаёт несколько более полное я, некое верховное человечество или сверхчеловечество, некое начало божественного, которое было бы, наконец, её истинным само-нахождением и триумфальной манифестацией из материи, даже здесь в этой ограниченной и ограничивающей земной Природе.
Это стремление и медленный выход на поверхность Чего-то, что всегда было скрыто в Материи, в Бессознательном – вот весь смысл Эволюции, - не просто развитие все более и более организованно живущего тела из протоплазмы, как это считают ученые, чьи глаза зафиксированы только, или главным образом, на физических вещах, но борьба Сознания, сомнамбулизированного в Материи, для того, чтобы пробудиться и освободиться, найти и все более полно овладевать собой, высвобождение и медленное само-раскрытие сначала тайной Души в Силе и Форме, рост Духа.
Эта эволюция, это иногда претенциозно, заканчивается в человеке, человек – это средство и завершение; но это от того, что мы упускаем реальные значения процесса. В действительности, поначалу мы видим это Дух, тратящий бесчисленные миллионы лет для того, чтобы развить материальную систему миров, поначалу свободную от жизни; меньшие, но достаточно обширные серии миллионов, чтобы развить землю, которую бы могла заселить жизнь; еще меньшие последовательности миллионов, чтобы сделать возможной, подготовить и поднять саму жизнь, хотя бы и с немощным и ограниченным механизмом ума; но однажды, когда он создал тело, ум, живущий аппарат, хоть и несовершенный, но все же достаточный, то он больше не озабочен главным образом эволюцией тела или [... ] воплощенной жизни, но может наконец заняться своим собственным присущим ему делом. С этого времени эволюция означает эволюцию сознания, ума и, если там есть такая вещь, то и эволюцию того, что находится за пределами ума, - и в этом случае, также как её последним шагом была эволюция ментального существа, человека, из витального существа, животного, аналогично её следующим шагом будет развитие из ментального человека более великого духовного и супраментального существа.
Любой ум и жизнь на земле – это развивающееся проявление Духа, или Существа, которое вовлекает себя в Материю и медленно эволюционирует из Материи вопреки бессознательному сопротивлению сначала жесткой материальной само-формации и под действием её условий, её собственных тайных сил и природы. В Бессознательном, в которое он вовлек себя, эти силы, эта природа кажутся не только скрытыми, но противоречивыми; выбрасывая в свои собственные противоположности, они с трудом проявляются, работают поначалу во вспышках и слабых проблесках, затем растут в более лучшую, но все ещё сильно приуменьшенную фигуру. Но эволюция не может считаться подошедшей к концу до тех пор, пока эти приуменьшенные образы не становятся все более и более свободными, развитыми, мощно достигают своего собственного полного осуществления, раскрытия своей истины, врожденного совершенства, красоты и величия. В этом заключается цель земного существования, - проявить в Материи, в Пространстве-Времени, в фигуре и теле то, что было когда-то само-сдержано только в вечном невоплощенном я и духе.
Для того чтобы эта эволюция могла существовать, было неизбежно это немыслимое погружение верховного Сознания и Бытия во внешне пустую бесчувственность, бессознательность, несуществование; ибо без этого погружения, проявление, кажущееся все же действенной аннигиляцией в своей противоположности, творение этого феномена космической Энергии, который мы называем Материей, было бы невозможно. Все же, как бы ни была действенна эта видимость, - это только видимость. В пустоте этого Не-Существования все силы бытия содержатся вовлеченными и латентными; в непроницаемой тьме этого Бессознательного все возможности сознания лежат готовые к проявлению; в этой бесчувственности есть погруженный Восторг Существования, который проявляясь в противоречивых фигурах удовольствия и боли, может пробиваться вверх к космическому выражению своей собственной истины Блаженства, которая поддерживает все вещи.
Вопрошать почему же вообще было предпринято это погружение, почему такая эволюция, медленная, неблагодарная, болезненная должна когда-либо быть предпринята – естественно для человека, болезненно борющегося со своей собственной временностью, невежеством и страданием, – неизбежными следствиями этого погружения, или падения, – но с космической точки зрения они неуместны и бесполезны. Возможность была там в Бесконечном и очертила себе для проявления линии эволюционирующего мира посреди бесчисленной возможности или исчислимой реальности различных вселенных, и это было предпринято не потому, что Дух в вещах испугался невозможности себя, но скорее был готов своей волей санкционировать все, чтобы проявить существование. Для Космического Духа, который видит вещи как целое, выработка этой вселенной или любой другой вселенной – самооправдано, затемненная работа по проявлению - не меньше, чем слава её завершения и финальное совершенство в еще недостижимом свете, блаженстве и величии.
Во всяком случае, в этом мире эволюции нечто от вечного духа вбросило себя со всем тем в нем, что соглашается на нисхождение; и осуществить мир, а не убежать из него, - вот глубочайшее значение Духа и Божества внутри нас и во вселенной.
Тогда это должно быть нашей волей в земном существовании – будучи умом в материи, расти в Дух, будучи человеком-животным, проявляться в Божественное, расширяться из нашего ограниченного чувства существования в свободу и бесконечную безбрежность, из полу-фигуры сознания мы должны быть озарены в истинное сознание, из слабости – реализовать божественное Мастерство, из дуального существования боли и удовольствия - проявиться во владение космическим Блаженством существования, из тупой куколки наших ограниченных я, распуститься в единство с Божественным Я, которым мы и являемся. Ибо это не эгоистическая воля в нас, но предназначение Божественного Обитателя, ради которого он предпринял телесную жизнь и земное существование.
Прежде, чем здесь могла быть какая-либо эволюция, должна обязательно быть инволюция Божественного Всего, что должно проявиться. Иначе там бы не было эволюции, но последовательное творение новых вещей, не содержащихся в их прошлых жизнях, не их неизбежные последствия или следующие в серии, но произвольно возжеланные или чудесно задуманные необъяснимым Случаем, неуверенным счастливым случаем или внешним Творцом. Долгий процесс земной формации и творения, сомнительное чудо жизни, борьба ума за то, чтобы появиться и расти во внешне обширном Неведении и царить там как интерпретатору, созидателю и господину, намеки более великого чего-то, что уходит за пределы ограниченного чуда ума к бесконечным чудесам Духа, - это не бессмысленный и случайный преходящий результат некого космического Шанса, со своей огромной комбинацией случайных стечений обстоятельств; они не являются случайной игрой некой слепой материальной Силы. Эти вещи существуют и могут существовать только из-за того, что есть нечто вечное и божественное, что скрыло себя в энергии и форме Материи.
Тайна земной эволюции – это медленное и поступательное освобождение этого скрытого постоянно пребывающего там духа, трудное проявление, медленное становление божественного Нечто или Кого-то уже вовлеченного со всеми своими потенциальными силами в первый формальный базис поддерживающей субстанции, его более великие медленные проявляющиеся движения, запертые в единой изначальной выражающей силе Материи.
Мыслитель и искатель, человека не было бы здесь, если бы он не был воплощенной частью все-сознательного Бесконечного, которое является суперсознательным над ним, но также лежит скрыто в бессознательности материальной вселенной.
Развитие форм – это не самая важная или не самая значительная часть эволюционного процесса; это лишь один признак вещи, которая была сделана, но форма не есть её сущность. Материальная форма – это только поддержка и средство для поступательного проявления Духа.
Если бы все было случаем или игрой бессознательной или непоследовательной Силы, тогда бы не было причины, почему бы человеку со всеми своими несовершенствами не быть последним словом этого трюка несознательного интеллекта или этого случайного чуда. Именно из-за того, что Божественный Дух находится там, и его проявление есть значение этого движения, новая сила должна проявиться в сериях, которые начинаются из Материи.
Материальная вселенная была бы напрасным расточительством, если бы чудесная пустыня, не проявила Жизнь, как первый указатель на некую чудесную полезность и максимально глубокий и подвижный смысл. Но жизнь тоже сама по себе была бы движением без следования к своей важной инициации или без какого-то света к своей собственной мистерии, если бы в Жизни не была скрыта интерпретирующая или, по крайней мере, ищущая сила сознания, которая могла бы направлять свои силы и пытаться ухватить их и направить их к их собственному реализованному исходу.
Наша жизнь – это не случайность и не механизм; это не причуда некого широко протяженного само-организующегося Случая, и также не является результатом слепой неисчислимой материальной Необходимости.
То, что мы называем случаем – это игра возможностей Бесконечного; то, что мы называем Необходимостью – это истина вещей, вырабатывающаяся из самой себя в последовательности Времени Бесконечного.
Она [наша жизнь] кажется в действительности была рождена из космического Бессознательного, которое как-то подталкивалось к строительству мира, делало то, что могло или то, что должно, но в обоих случаях ничего не зная ни о себе, ни своем собственном действии. Но все же есть ли смысл в этих работах, сознательное намерение; наша жизнь ведома волей некого тайного Существа (тайного, возможно, в рамках своего собственного феномена) к решению этой упакованной космической Мистерии, к развертыванию желанной и могучей Загадки.
Все, что мы видим в и вокруг нас – это игра Бога, “Лила”. Это организованная сцена, драма, разыгрываемая Единой Личностью со своими собственными множественными персональностями в своем собственном имперсональном существовании, - игра, план, вырабатываемый в обширной и пластичной субстанции его собственного мирового бытия. Он играет с силами и энергиями своей Природы игру проявления из бессознательного Я, из которого все здесь возникло, через смешанное и несовершенное сознание, которое есть все, чего мы сейчас достигли, к верховному сознанию, к божественной природе. Этого мы сейчас не знаем; наш взгляд зафиксирован на частичной внешней манифестации, которую мы видим и называем вселенной (хотя даже сейчас мы видим и знаем очень мало от нее или о ней, возможно, немного знаем её процессы, но ничего не знаем фундаментального, ничего из её реальности) и на внутренней частичной манифестации, которую мы не видим, но переживаем, чувствуем и называем собой. Наш ум заперт в расселине между этими двумя фрагментами и склонен рассматривать их как полноту вещей и единственное осязаемое и реальное существование.
Именно так лягушка рассматривает себя и свой водоем. Но мы должны вырасти из этого лягушачего сознания и превзойти пределы этого водоема. В конце мы начинаем понимать, что мы имеем более истинное и божественное существо, от которого наша мелкая персональность является только поверхностью и искаженным проявлением, более истинное и божественное Сознание, в котором мы должны стать осознающим себя и осознающими мир, сбрасывая наше нынешнее фрагментарное и ограниченное ментальное видение себя и вещей.[3]
Сроки нашей судьбы уже известны нам; мы должны расти из того, чем мы являемся в более озаренное существование, из удовольствия и боли - в более чистое и более обширное и глубокое блаженство, из нашего борющегося знания в неведении - в спонтанный безграничный свет сознания, из нашей нащупывающей силы и слабости - в уверенную и все-понимающую Силу, из разделения и эго - в универсальность и единство. Существует эволюция, и мы должны завершить её: человеческая животность или животная человечность – этого еще не достаточно. Мы должны перейти от неадекватного образа человечества в образ Божественного, от ума - к сверхразуму, от сознания ограниченного - к сознанию Бесконечному, от Природы - к Сверхприроде
*
Это не скачущее воображение, но неизбежный исход для нашего еще неосуществленного существа и незавершенной природы, это необходимость эволюционного мирового импульса: потому что вещи таковы, какими они являются, это тоже должно быть. Ибо вещи таковы, какими они являются, но не такие, какими они были; они не могут вечно оставаться тем, чем они есть, но должны расти в то, чем они могут и должны быть. А то, чем они должны быть, может быть не меньшим, чем превосхождение их нынешнего несовершенства, это полнота того, чем они стали только наполовину; но они могут и должны быть чем-то большим, чем это, они должны расти в свою собственную скрытую реальность, их природа должна проявить то,что ныне скрыто, их реальное я.
Совершенство видов и типов – это не то, на что это нацелено; тип часто совершенен [в пределах своих] границ, ибо это пределы, которые создают вид; виды тоже могут быть совершенны в самих себе, совершенны в своей собственной вариации вида, и вид совершенен количеством, красотой или странностью своих вариаций. Но в Природе мы видим, что она стремится всегда превзойти себя, уйти за пределы того, что уже сделано. Ибо достигая в животном все то, на что способна животность, она в достигающем человека усилии не производит совершенное синтетическое животное, она сразу же начинает вырабатывать нечто большее, чем животное. Человек до определенной степени является синтезом нескольких животных; даже можно сказать, что он синтезировал их все, от червя и скунса, до слона и льва; но как животное он ужасно несовершенен. Его величие в том, чтобы быть больше, чем животное и своей новой природой он превзошел животное и компенсировал все свои недостатки даже в сфере борьбы за жизнь. Относительно беззащитный вначале, он стал владыкой земли; он не просто primus inter pares (?) он есть властелин и другие больше не являются, даже если и были когда-то, равными ему.
Мир, в котором мы живем – это не бессмысленная случайность, которая необъяснимо имела место в пустом Пространстве; это сцена эволюции, в которой воплощается вечная Истина, скрытая в форме вещей и которая тайно присутствует в процессе развертывания сквозь века. Существует смысл в нашем существовании, цель в нашем рождении, смерти и тяжком труде, в завершении всей нашей работы. Все является частями единого плана; ничего не было сделано напрасно во вселенной; ничего нет тщетного в нашей жизни.
Эволюция подготовлена, или подготавливает себя, в соответствии с этим планом. Она начинает здесь с системы миров, которые кажется были мертвыми, но все же находятся в постоянном движении; она продолжается к рождению, жизни и сознанию, оправдывая Материю; она находит оправдание рождения в мыслящем человеке; [? ] к божественности. Медленный [? ] божества в Материи, вот смысл материальной вселенной.
Человек – это переходное существо, он – не финал. Он слишком несовершенен для этого, слишком несовершенен в способности к знанию, слишком несовершенен в воле и действии, слишком несовершенен в своем обращении к радости и красоте, слишком несовершенен в своей воле к свободе и своем инстинкте к порядку. Даже если он мог бы стать совершенным в своем собственном типе, его тип слишком низок и мал, чтобы удовлетворить нужду вселенной. Нужно нечто более огромное, более высокое, более способное достичь всеобъемлющей универсальности, более великое существо, более великое сознание, суммирующее в себе все, чем мир намеревался быть. Он должен, как было указано полу-слепым провидцем, превзойти себя; человек должен развить из себя божественного сверхчеловека: он был рожден для трансценденции. Человечность – этого еще не достаточно, это только прочная ступенька; потребностью мира является сверхчеловеческое совершенство того, чем мир может быть, цель сознания – это божественность.
Самая глубокая нужда человека – это не доведение до совершенства своей человечности, но стать более великим, чем он сам, быть больше, чем человеком, быть божественным, даже быть Божеством.
Отдыхать в человечности означает отдыхать в несовершенстве; совершенный человек был бы само-удовлетворенным финалом незавершенности. Его природа является переходной и поэтому в ней есть врожденная тенденция стремиться к чему-то большему.
Хотя на самом деле он отворачивается от своей судьбы, становится двуногим термитом, удовлетворенным совершенно организованным или достаточно комфортным материальным порядком. Он бы [……] существовал, разрушался или становился стабильным, подобно муравью или навозному жуку, или после достижения полной эффективности исчез бы как ленивец, мамонт, птеродактиль или динозавр. Исчез бы врожденный смысл его существования, а с ним и необходимость существования. Но этого не может быть; в нем есть нечто, что запрещает это. Но это наибольшее – это человечество не сможет реализовать себя, кроме как переходя в сверхчеловечество.
Святой, мудрец, провидец, вдохновенный человек действия, созидатель, - вот его вершины бытия. За пределами его есть супраментальное существо, духовный сверхчеловек.
Наше существование в космическом порядке – это не случайность, не бессмысленная причуда Случая, который произошел для того, чтобы организовать себя в мир или в продукт слепой Силы, которая каким-то образом ухитрилась существовать в том, что мы называем пустым Пространством и осуществляла там [? без души] необъяснимые революции, как будто заставляемая своей собственной беспричинной необходимостью; человек также не является результатом химической комбинации газов под действием Энергии, которая каким-то образом, будучи в своей основе бессознательной, преуспела, без всякого намерения к этому, в создании сознания и начала писать стихи, рисовать картины, создавать цивилизации, выдумывать несуществующего Бога и невидимого Творца. Несомненно, что в ней было нечто большее, чем это; где-то там была Идея [и если она] проявляется, то это потому, что она была [….] и должна проявиться.
Если есть разум, который появился в Материи и постоянно развивает свою высоту и свой уровень, то это может быть только потому, что там уже был разум, пребывающий во сне, вовлеченный, скрытый или каким то образом была возможность в Материи, которая вышла из скрытого состояния, когда вещи и условия стали готовы. Или же еще из-за того, что позади или в мире имманентно находится Интеллект, который создал или проявляет этот мир и в нужное время послал эту силу самого себя [………..]
Природа эволюции, согласно физической Науке, - это развитие форм, все более и более соответствующих все более и более комплексному и тонкому развитию Жизни и только побочно - все более и более комплексному и тонкому сознанию, служащему целям Жизни. Это сознание есть временный феномен, начинающийся в каждой форме вместе с рождением и заканчивающийся со смертью тела. Тогда сознание – это обстоятельство тела и оно не способно пережить тело. Не существует, следовательно, такой вещи как сознание. Поэтому сознание, не зависящее от тела, выражающее себя в нем, как в своем инструменте, душа или дух – это миф, воображение; если бы она существовала, то это было бы непростительное вторжение в природу вещей, как она видится в этой материальной вселенной; или, поскольку все в этой вселенной зависит от Материи, возникает из Материи, является обстоятельством Материи или результатом Материи и возвращается к Материи, то все будет действовать только ей и в ней и будет возвращаться в конце концов к Материи. Сознание, само по себе, – это феномен Материи и есть ни что иное как Материя в действии, комбинация феноменального действия химических или других физических сущностей и операций и не может быть ни чем иным. Это не доказано и недоказуемо, - хотя, может быть, что это также неопровержимо и не опровергаемо. Либо это должно быть оставлено в бесплодном свете, или в отсутствии света, агностицизма или являться по большей части делом веры, а не знания.
Но все это означает только то, что Наука не имеет никаких адекватных средств, чтобы скрупулезно иметь дело с супрафизическим, а также не может собрать и обращаться со всеми необходимыми данными; она может иметь дело только с физическим и с физической стороной супрафизического; а этого не достаточно. Вера и знание сами по себе являются супрафизическими вещами, с которыми Наука не может иметь дело; ибо нынешняя психология – это не наука; это только спор между различными связками гипотез и предположений.
*
Человек – это не финал, он есть переходное существо.
Этот несовершенный мыслитель, стесненный ограничениями своего ума и чувств, этот невежественный ум, ищущий истину самого себя и вещей и никогда не достигающий конкретного знания, этот спотыкающийся логик, способный только на умозрительные и жесткие логические умозаключения, но не на несомненные выводы или не на полное и прямое знание, это несовершенное существо, разрывающийся между своей рассуждающей волей и своими полу-сдержанными импульсами и инстинктивными желаниями, это вещь связок идей и чувств, желаний и стремлений, этот охотник за формами и формулами, это страдающая и скорбная смесь мудрости и слабоумия, которую мы называем человеком – это не конечный продукт Природы, не последнее её слово, не венец её эволюции, не вершина сознания, не её главное творение.
*
Центральный факт, сущностное и главное значение эволюции – это не развитие и совершенство внешней и инструментальной формы, но развитие и нарастающее совершенство сознания. Если бы человеческое сознание было бы чем то полным, законченным, a ne plus ultra [4], тогда бы мы могли уверенно сказать, что здесь была вершина, здесь венец и конец вещей и существ, здесь совершенное творение и высочайшее земное творение. Или же, если его сознание, хотя и несовершенное, показывало бы признаки того, что оно может достичь самую вершину возможности, управлять землей и открывать небеса, тогда мы могли бы поверить, что человек был последним инструментом, посредством которого Природа переходила от земной к высочайшей стадии развития из её первоначального несознания к верховному сознательному бытию.
Но человек, кажется, является по самой структуре своей природы существом с животной жизнью, из которой он растет, и ментальными границами,за пределы которых он не может выйти.
Ибо ум – это человек; ум, втиснутый в тело и запутанный в замысловатую машинерию тяжелого и ненадежного физического организма, который помогает ему меньше, чем вредит. Только умственные данные для знания - это движения земной жизни, движения и процессы физического мира и его собственные процессы и движения. Его мнения относительно других вещей - это просто догадки, предположения, фантазии; он думает о них посредством абстракций, он не может ухватить что-либо конкретное. Он может наблюдать жизнь и знать её через наблюдение и умозаключения из наблюдения, или он может знать через теорию; он может узнать её составные части и её процессы. Его знание себя - того же самого сорта; он набрасывает процессы мышления, разграничивает наблюдаемое строение личности; он оценивает человека по тому, что он говорит и делает, а не потому, чем он является, ибо этого он не может видеть. Он открывает через анализ или делает синтез через сборку воедино фрагментов вещей. В итоге он открывает феномен, но упускает реальность; он знает вещи как объекты, но ничего не знает о вещах самих по себе. Реальность находится за пределами его захвата, он уверен только относительно проявления. Это много для того, кто появился из неведающей Материи и начинал как неведающее животное, но этого не достаточно, чтобы сделать человека венцом творения и последней вершиной эволюции.
Если человеческое знание и его способ знания несовершенен, то еще более несовершенна его жизнь и его дела. Его работы иногда достигают совершенства. Некоторые люди искусны в поэзии, художественном творчестве, ремеслах, но больше людей - не так искусны, а большинство – это обычные копировщики и плохие работники. В науке и работах с научной основой, человек конечно преуспевает и их работы были часто эффективны или совершенны, ибо там все есть метод и правило и там человеческий ум ищет, чтобы овладеть и исполнить то,что он должен сделать, и то, что он всегда может сделать. Немногие имеют проницательность в работах, еще меньше имеют какую-либо оригинальность. Он может делать работу ремесленника, ибо человек в сущности ремесленник. Он искусен в построении вещей, строительстве, работе, мошенничестве. Он совершенен в сносе, разрушитель ne plus ultra [5]. Мир наполнен его конструкциями, но он более всепроникающ в своем разрушении; но это оставляет не много следов. Но все же великих делателей мало, хороших делателей много, а убогих делателей легион, но делателей зла едва ли меньше. Все это показывает, что он является переходным и эволюционирующим животным, редко являясь высоко развитым, много убого развитых и в массе - едва развит.
Житие более трудно, чем делание; хотя оно универсально, и должно становиться легче в результате практики, оно обычно еле сделано, почти универсально сделано небрежно или полу-выработано. Человеческое общество – разваливающееся дело; оно неустойчиво, сверх детально разработано и пышное на вершине, но ниже находится многочисленный уровень. Когда он пытается реформировать свой мир, он сводит все к более низкому уровню вниз или даже к наихудшему. Он может силой спустить все вещи на уровень мирового пролетариата, но он не может сделать пролетариат мировой аристократией.
Существуют два состояния бытия, два уровня или предела, между которыми располагается или движется любое существование: высочайший предел верховного сознания, всеведующее Сверхсознание, нижайший предел верховного несознания, всемогущее Бессознательное. Тайна сознания откроется только когда мы постигнем оба эти предела и движение между ними, которое мы называем вселенной.
Не может быть сознания без существования, ибо сознание Пустоты или Нигила – это пустая фантазия, невозможная вещь. Ибо Ничто не может ничего осознавать, не может сознавать себя; если бы оно осознавало себя, то это одновременно было бы существованием, осознающим себя, оно бы прекратило быть Нигилом; было бы сразу очевидно, что оно все время было Существованием, кажущимся Нигилом, что это было Существом или несознательным Бытием, но сейчас начинающем осознавать свое собственное существование. Пустота, осознающая себя возможна, но тогда это было бы пустое существование, а не Нигил. Там может быть вечное Не-Существование, но это тоже не было бы Нигилом; в итоге это может быть только верховное суперсознательное существование, превосходящее наше представление о Бытии. Истинный Нигил обязательно был бы как не способен на сознание, так и на существование; из него ничего не может прийти, также в нем ничего не может быть, ни духа, ни души, ни ума, ни Материи.
Тогда мы имеем на одном конце вещей верховное суперкосмическое существование и [на другом] – верховное бессознательное существование, а между ними мы имеем сознание во вселенной; но оба являются двумя состояниями единого Бытия; то, что находится между, также является движением этого единого Бытия между его двумя полюсами, его двумя, высочайшим и нижайшим, уровнями самопроявления. Ekam evadvitiyam.
Любое существование на земле – это эволюция того, что спустилось вниз из сверхсознательной Вечности, чтобы быть вовлеченным туда в подсознательную Бесконечность. [6]
Это Вечное и это Бесконечное есть та же самая Сущность в противоположных силах, но первое проявляется как темная тень другой.
Сверхсознательное скрыто от нас потому, что оно завернуто в свое собственное бытие безграничного света; Бессознательное ускользает от нашего поиска потому, что оно погружено в свою собственную вуаль непроницаемой тьмы.
Все, что проявлено из Вечного, уже было организовано в мирах или планах своей собственной природы, планах тонкой Материи, планах Жизни, планах Ума, планах Сверхразума, триединого светящегося Бесконечного. Но эти миры, или планы, не эволюционные, но типические.
Типический мир – это мир, в котором некий управляющий принцип проявляется в своей свободе и полной способности, энергия и форма являются пластичными и подчиненными его цели. Их выражения поэтому являются автоматическими и удовлетворяющими и не нуждаются в том, чтобы развиваться; они существуют до тех пор, пока нужны, и не нуждаются в том, чтобы рождаться, развиваться, приходить в упадок и разрушаться.
Ибо эволюция там с необходимостью должна быть противодействующим средством или сопротивляющимся инструментом или инволюцией вещей в своей противоположности. Это то, что произошло в земном мире. Дух должен развиваться из материи, сознание – из Несознания, жизнь – из безжизненности, ум – из жизни, которая пуста от мыслей; из ума и его фрагментации и трудного складывания из кусочков вещей - к автоматической завершенности супраментального знания.
Существует тайное само-принуждение в Бессознательном, чтобы проявить то, что вовлечено, заключено в тюрьму, подавлено и неактивно внутри него, но также существует огромная Инерция, как некий бездонный космический сон, который сопротивляется воле к проявлению и препятствует эволюции. Таким образом существует направленная вверх левитация к сияющей вечности Духа, которой противостоит направленная вниз гравитация назад к Бессознательному.
Эта Инерция была нужна для того, чтобы эволюция могла быть постепенным эоническим процессом, а не взрывом скрытых элементов либо в быстрые само-обусловленные типические серии, либо в их первичное сверхсознание.
Как следствие этого замедления, сила того, что вовлечено развивается с трудом и медленно. Эволюция – это борьба между настоятельным призывом к манифестации и железной замедляющей, сопротивляющейся Инерцией. Эволюционное существование непрочно из-за направленной вниз гравитации назад к своему источнику, которая мощно препятствует и давлению изнутри к стабильности, и тяге свыше к само-трансценденции. Материя в нашем мире может легко раствориться в своих элементах, жизнь отступает в смерть, ум снова впадает в несознание. Развитый тип, животное или человек, медленно борется, и с большой трудностью, за проявление: для него более легко исчезнуть, как исчезли мастодонт и динозавр. Отсюда закон шаткой нестабильности, наложенный на формы Материи, который нейтрализуется только на время расточительной волей к воспроизводству в Природе.
Поскольку эволюция происходит из Бессознательного, то она является не только ненадежным, но также и невежественным движением, скорее чувствующим свой путь, чем сознательно ищущим его. Но все же её наиболее значительный элемент – это рост сознания, которое должно наконец проявиться из неведения в знание. Когда это произойдет, эволюция станет сознательным и совершаемым под действием воли движением, осознающим свой процесс и свой путь, больше уже не будет спотыкающимся поиском или шатким ростом, но светящимся истечением Божественного.[7]
Призыв к манифестации составлен из двойного потока Силы, движущейся между двумя полюсами. Существует воля, или по крайней мере импульс, в самом Бессознательном, медленная, немая, невежественная, но императивная и неотвратимая, к раскрытию своего вовлеченного содержимого. Но также существует и давление свыше от уже установленных Сил к своему проявлению здесь в Пространстве-Времени и к [проявлению] своих эволюционных возможностей в мире Материи. Мир тонкой Материи давит на бесформенное Бессознательное для манифестации форм; мир внутренне присущей Жизни давит на форму Материи к проявлению воплощенной Жизни; мир внутренне присущего Ума давит на оживленную Жизнь к проявлению ума в живущем теле. Это принуждение на столько сильно, что противоречит и в конце концов сопротивляется отвержению и торможению Инерции.
Вверху на вершинах существования находится все то, что пребывает за пределами Ума и все то, что является полным великолепием Духа. Это тоже ожидает своего часа манифестации, своего поворота к раскрытию во Времени и Пространстве и развивающихся серий сил Вечного.
Любое существование на земле – это эволюция того, что спустилось вниз из сверхсознательной Вечности, чтобы быть вовлеченным здесь в подсознательную Бесконечность.
Сверхсознательная Вечность, к которой мы тяготеем, и подсознательная Бесконечность, из которой мы поднимаемся, – ибо мы являемся частью их обоих, и мы стоим между ними как их развивающаяся связь – являются противоположными силами одного и того же Бытия, являются на самом деле в своей сущности одним и тем же Бытием, но одно -проявляется для нас как темнота и пустая тень другого. Сверхсознание скрыто от нас потому, что оно завернуто в свое собственное бытие безграничного света; Бессознательное ускользает от нас потому, что оно погружено в свою собственную вуаль непроницаемой тьмы.
То, что спускается из Сверхсознательного я, есть я, дух, обширная и все-содержащая Сущность вечного существования. Она погружается, неся свои силы в него, в бесконечный океан бессознательного, apraketam salilam, и скрывает себя там. Оно скрывает себя и свои силы от самого себя – оно проявляется в нас как своя собственная противоположность.
Я – это бессмертная и непостижимая сущность и субстанция всех вещей, это чистое вездесущее всеведающее всемогущее существование. Оно проявляется для нашего существования, когда мы всплываем из подсознательного, как мистическая Пустота или Нигил, неопределимая, но все же от которой существуют все вещи и формы, бессознательная, но все же расцветающая в сознание, инертная, но все же проявляющая гигантские энергии, безжизненная, но все же являющаяся родителем жизни, бесчувственная, но все же источник боли и удовольствия. Эта невозможность, это универсальное противоречие нереально и рождено нашим неведением, которое было наложено на самого себя, как вуаль, вовлеченным Я и Духом. Ибо, если бы этого Бессознательного там не было, то эволюционное проявление Я, которое является законом и объектом этой вселенной, было бы невозможно; все было бы расцветом в манифестацию слишком немедленную, слишком неодолимо могущественную в своем процессе, слишком абсолютную. Я, Дух – это чистое существование, духовная субстанция, которая является само-осознающей и следовательно все-осознающей. Оно по своей природе является абсолютным и всезнающим сознанием, вечно постигая всего себя, всего в себе и будет естественно проявляться как абсолют, неограниченное и неделимое знание. Оно становится бессознательным, из которого сознание в борьбе пробивается к свету, ища и нащупывая самого себя, нащупывая через символы и откровения своей субстанции, но находя поначалу только фрагментарные символы и отделенные формы и объекты, которые, кажется, не имеют я. Сознание в индивидуализированной форме начинает осознавать себя через удары внешних вещей, которые не являются или кажется, что не должны быть им самим. Оно начинает осознавать себя как отделённую форму, и только когда оно становится все более и более глубоко само-осознающим, начинает медленно осознавать всё, что находится вне его, как часть своего собственного продолжающегося неделимого существования.
Природой Духовного сознания является само-существующая Сила, которая в действии становится спонтанно само-проявляющейся или, как это кажется нам, само-творящей и само-определяющей энергией. Она всеведающе всемогуща и создает из самой себя то, что желает, на тех условиях, на которых она желает – ибо её воля является волей бесконечного и бесконечно разнообразного само-осознающего единства, чьи шаги, не важно чем они являются, с необходимостью есть движение совершенной Истины и Знания. Но она под влиянием той же необходимости является прямой противоположность, когда в результате работы пустого Бессознательного проявляется Субстанция вещей. Ибо даже если это Несознание является только внешним, поскольку всезнание и его сила скрыта в нем, все же эта ошибка, это феноменальное Несознание есть и намеренно было предназначено, чтобы быть динамичным и деятельным. Другими словами, все должно рассматриваться и проявляться как нащупывания Бессознательного, результатом чего в заключение было бы все же именно то, что задумано предопределяющим и императивным Интеллектом. Инертная Душа, управляющая со странной и слепой уверенностью шагами сомнамбулистической Природы, не была бы неадекватным образом внешнего Духа этой материальной вселенной. Этот материальный мир, появившийся из подсознательного Бесконечного, проявляется для нас так, будто он был единственной реальной вселенной и даже, возможно, единственным возможным творением. Но это потому, что мы ограничены нашими чувствами, которые, как мы сейчас знаем, должны быть ограничены их сферой и даже их ошибками. Материальные чувства по самой своей природе могут воспринимать только материальные вещи и исходя из итого наш ещё детский внешний рассудок делает вывод, что существуют только материальные вещи и не существует ничего другого. Все формы, которые нематериальны или из другой субстанции, чем наша, являются и не могут не быть иллюзиями, галюцинациями, нереальными образами. Но существо как то по другому созданное в сознании или чувстве могло бы хорошо видеть этот мир в других образах, чем те, которые представляются нам. Другие, возможно, видели бы другие миры, созданные из другой более тонкой материальной или сущностно ментальной или витальной, или духовной субстанции. Мир – это только упорядочивание вещей, как они переживаются сознанием Духа, и это сознание может видеть все виды вещей всеми способами в соответствии с любым планом самого себя, каких бы посредников и каких бы инструментов он ни создавал ради своих космических целей. Мы ничего не поймем в существовании, если мы ограничим наше видение определенным взглядом на вещи нашего первоначального сознания и его инструментами, которые навязаны нам физическим; ибо это сознание есть только поверхностный феномен нас самих и наше всеобщее бытие гораздо глубже, выше и обширнее, чем наше, наши возможности бесконечно расширяются за пределы их нынешних границ, и мир также является гораздо более комплексным, чем то, к чему склоняет нас первая грубая необъяснимая мистерия Материи.
Этот материальный мир, в котором мы живем, – это не единственная реальность, но только одна из неисчислимых потенциальных и существующих вселенных; все они не нуждаются в Материи, как мы знаем её, или в Неведении в качестве своей основы. На самом деле, этот мир материи сам зависит от многих планов сознания и существования, которые нематериальны; ибо они не имеют грубой субстанции в качестве основы или как посредника для их инструментальной энергии и сознания, или как их первичного условия существования. Все силы, которые вовлечены здесь в бессознательную Бесконечность и которые мы видим проявляющимися из нее, - ум, жизнь и то, что находится за пределами ума, не меньше, чем сама материя – имеют свое предшествующее существование и являются не просто эволюционными результатами Природы в этой вселенной. Они не только предсуществуют, но также имеют свои отдельные планы манифестации, в которых по очереди существуют (также как материя является здесь основой), как посредники инструментовки, как первичные условия существования.
Все земное существование – это медленный подъем скрытого Сознания, взбирающегося из внешнего Несознания к своей собственной совершенной и сияющей манифестации. В этом секрет эволюции и её значение. [8]
Даже в вещах неподвижных есть скрытый дух, - существует Все-Сознание, скрытое в Бессознательном. В Материи вкраплена жизнь, в Жизни вкраплен ум, в Уме скрыто еще не проявленное более великое супраментальное и духовное бытие. Это является значением и освещающими элементами загадки. Эволюция – это работа Природы или является, так сказать, сразу и Энергией тайного Духа, работающего снаружи и под действием ограничивающих условий бессознательной Силы для того, чтобы высвободить эти скрытые состояния, каждое по очереди, из их инволюции в первичном Бессознательном.
Работает именно Все-сознание, сила самоосознающего космического Духа и проявление этих скрытых сил подразумевается в самой природе существования; поэтому результат неизбежен.
Наука открыла физическую эволюцию, скрытую в прошлой истории земли, скрытая запись о которой осталась в эмбрионе; но физическая эволюция – это только внешний признак, средства и материальное условие еще более тайной эволюции.
Духовная эволюция, эволюция сознания – это единственный внутренний факт, который освещает проблему земного существования и открывает ему свое истинное решение; вне этого наша жизнь здесь не имеет вразумительного объяснения.
Древняя Индийская мысль открыла эволюцию от жизни к жизни: от жизни дерева или растения, к жизни насекомого и животного, от жизни животного к жизни человека, достигаемую с трудностями сквозь века. Эту медленно достигнутую человеческую жизнь она принимает как ключ к освобождению от сбивающего с толку круга загадки. После примерно восьмидесяти или больше лакхов [миллионов] рождений, говорит Тантра, душа достигает человеческой формы и сознания и раньше или позже находит тайну ухода от рождения во времени в не имеющую ни рождения, ни смерти Вечность, из которой она пришла.
Эти два открытия кажутся на первый взгляд совершенно не связанными и несопоставимыми. В одном – развивается именно физическая Жизнь в космосе, и индивидуальность – это только мимолетный представитель видов, виды являются средствами космической эволюции. На самом же деле, именно ум является элементом и ментальное человеческое существо – это венец этого необъяснимого проявления; когда человеческое развитие закончится, когда раса придет в упадок и разрушится, тогда космическая эволюция подойдет к концу, ибо нет ничего б о льшего, что она смогла бы сделать. В человеке она выпустила свою стрелу; ничего б о льшего невозможно. Сознание проявилось из Бессознательного, достигло этого фальшивого и роскошного, этого летающего и хромого чуда вечно ищущего созидательного Ума Человека и отступает назад в Бессознательное; его появление не имело ощутимого значения, его краткая игра и её прекращение не имеют ни какого значения в бессмысленных кругах бессознательной вселенной.
С точки зрения индийцев, именно индивидуальность развивается от жизни к жизни и иерархия растительного, животного и человеческого является установленной неизменной лестницей для её восхождения. Успешное творение все более и более высоких видов рассматривается в Упанишадах, так же как и в Пуранах, и наследственность утверждалась как средство для сознательного продолжения человеческого воплощения Духа, но все же эволюция является индивидуальной, а не космической, духовной, а не физической. Но и здесь этот устойчивый феномен духовного воплощения, появляющийся от бестелесного Духа и развивающийся назад в бестелесный Дух, тоже кажется лишенным значения.
Если оголить их ограничения, то эти два открытия могут быть рассмотрены скорее как взаимодополняющие, чем как несопоставимые. Очевидно, что существует эволюция; сначала из Бесформенного проявляется Материя, неживая в своем проявлении; в Материи проявляется несознательная в своем проявлении жизнь; в жизни ум проявляется и в животном, но инстинктивный и иррациональный в своем проявлении; в жизненном уме появляется рациональный рассуждающий ум, но все же находящийся в само-невединии в своем проявлении, - ибо он ищет, чтобы знать, но все же не знает тайну и предназначение своего собственного существования. Он еще не бесспорен, но он утверждает, что в думающем человеке дух движется к своей манифестации, дух осознает самого себя и свою собственную тайну и значение. По крайней мере до сих пор, эволюция являлась бесспорной, и мы можем без колебаний утверждать, что здесь есть космическое Существование, которое сначала достигает материальной манифестации самого себя или манифестации в себе, материальная формула; затем на этом базируется формулирование жизни, витальная формула; на этом снова базируется ментальная формулировка, формула ума. Возможно, что на этой основе она опять же подготовит духовную формулировку, или самоутверждение, и самознание, которое будет полным проявлением.
Также очень очевидна эволюция форм, общая и индивидуальная, в роде и видах, которая дает возможность тому, чтобы формулировка была эффективной, каждая на свой собственный манер, организованная так, чтобы выражать все более и более определенные и превосходящие возможности материи, все более и более определенные и превосходящие возможности жизни, все более и более определенные и превосходящие возможности ума, - большее чем это, еще не было позитивно доказано, но это весьма доказуемо. Если мы добавим, что в ментальной формуле, в ментализированной жизни и теле человека духовное проявление находится в процессе, который еще не достиг своей полноты возможности и что возможно появление духовного человека, или супраментального существа, тогда цель физической эволюции и её значение станут ясны. Эволюция тела – это только средство для эволюции сознания и духовная формулировка будет той, в которой космическое Существование найдет свое собственное полное подтверждение, проявит через первичную вуаль Материи свою само-осознанность, само-знание, само-осуществление. Тогда Космический Дух, скрытый в Бессознательном есть Альфа, а его проявление в сознании одухотворенного человека есть Омега.