Билет №18. Основные принципы диалектики: принцип детерминизма

Детерминизм = закономерность во всем мире (мир существует организовано и закономерно)

Детерминизм = обусловленность (каждое состояние обусловлено предшествующими и само является детерминируют последующую ступень)

Детерминизм = казуальность, причинность (нет областей, которую причинность не охватывала бы); например «весна следует за летом» - связь не причинная, а функциональная

Причинность (отличительные черты):

Причинность – порождающая связь (генетическая)

Причинность однонаправлена:

существует временная асимметрия

Действие (последствие) действует на причину

Причинная связь – связь необходимая

Причинность обладает свойством смежности (между причиной и следствием нет пустоты)

Всеобщность (причинность является всеобщей связью)

Объективность

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип протеворечивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей-источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерменизма (взаимодействия, обусловленность)(мир некоторая система элементов, которые объеденяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)
Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.
Принцип субстанциального единства мира, принцип развития и принцип детерминизма - фундаментальные принципы учения о бытии. Принцип субстанциального единства мира дает ответ на.вопрос о том, является ли мир единым или множественным, что лежит в основе этого единства. Принцип развития отвечает на вопрос, какие изменения претерпевает мир. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный или произвольный, неупорядоченный характер. Ответ на последний вопрос, в связи с двумя первыми, интересовал философов, начиная с античности. В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм. Термин "детерминизм" происходит от латинского "determinare" /"определять", "отделять", "отграничивать"/, что предполагало существование познающего субъекта. В дальнейшем детерминацию понимают в объективном смысле, как обусловливание одних явлений, процессов другими. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективные явлений другими. Понятия связи и взаимодействия - его исходные категории. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей, через взаимодействие которых и реализуются отношения детерминации. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений - предпосылка принципа детерминизма. Детерминизм отрицает существование каких-либо явлений или вещей вне этой связи. Однако философский детерминизм не исчерпывается этим, в его основание включается определенная концепция природы и структура отношении детерминации. Учение о причинности, т.е. необходимости, закономерности в соотношении со случайностью, является ядром детерминации, но не исчерпывает ее. Детерминизм включает в себя и непричинные виды и типы детерминации. Альтернативой детерминизму является индетерминизм, в котором отрицается как объективность при чинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Д.Юму и Э.Канту были свойственно отрицать объективный характер отношений детерминации, они проводили субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности, приписывая их к миру восприятий, а не самому миру. Детерминизм может быть представлен в совокупности следующих тезисов: 1) Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая вещь приобретает и сохраняет свои характерные признака, 2) В основе всего многообразия отношений детерминации /обусловливания/ лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, порождается другим. Процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения, информации. Детерминизм включает в себя принцип развития, 3) Тезис о многообразии видов детерминации и существовании непричинных видов детерминации. Причинная детерминация - основание для других видов детерминации, 4) Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания. Каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе развития. Кажущееся противоречие между вторым и третьим тезисом истолковывается в плане не возможности объяснить все многообразие отношений между явлениями только отношениями причинения, т.к. существуют и другие виды обусловливания. Принцип закономерности шире по своему объему, чем принцип причинности. Отождествление причинности и детерминизма ведет к исключению возможности существования непричинных законов. Исторические формы детерминизма разнообразны. "Номологический детерминизм" / от греч. "nomos"- закон/ распространен в современной западной философии. Его сторонники принимают принцип закономерности и отвергают причинность. Классической формой механистического детерминизма явился лапласовский детерминизм, развитый французским ученым П.Лапласом, который предполагал однозначную /динамическую/ причинную обусловленность одного события другим, а потому возможность абсолютно строгого предсказания. Лаплас полагал, что если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы и точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего для него недостоверного как в прошедшем, так и будущем. Сущность диалектической концепции детерминизма с большей полнотой раскрывается в анализе с опорой на категории - "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность " и "действительность".


Билет №19. Диалектика качественных и количественных изменений.

Закон перехода количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира, говорящий о том, каким образом происходит процесс развития предметов, явлений, каков механизм этого процесса. Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества.

Основателем этого метода можно считать Гегеля. Гегель дал, прежде всего, определение категории качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность.
Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления проявляется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определенным образом соотносится, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство - это проявления качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование (мера - это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения). Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.

непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.

скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое.Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков:

по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные(коренные);

по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);

по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество -это совокупность свойств, указываемых на то,что представляет собой вещь, чем она является. 1. Количество -это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры. 2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. 2. Количество -характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.


Билет №20. Понятие диалектического отрицания. Объективная логика развития.

Отрицание – момент связи в развитии; исчезновение с удержанием некоторых моментов

Отрицание отрицаний – каждый этап развития сам отрицал предыдущий и сам будет отрицанием, следующим этапам

Развитие идет по спирали, никогда не прерывается

В мире все конечно, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и, гибнет в стуже зимы. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания.
В отличии от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменения, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Впервые закон был сформулирован Гегелем. По Гегелю, ЗОО отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов:
1.преодоление старого. 2. частичное сохранение старого, преемственность в развитии. 3.создание, утверждение нового.ОО в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего связывал с прохождением в процессе развития трех стадий:

утверждение или положение (тезис),

отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис),

ОО- снятие противоположностей (синтез).

Эту существенную сторону действия закона ОО Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс ОО, как чисто логический процесс, складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колосится и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло ОО. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность к этой "триаде".
Главное в этой цикличности состоит в том, что развитие осуществляется повторением прошлого, возращение к исходному состоянию, "якобы к старому", но принципиально на новой основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс, развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, "якобы к старому", и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей стадии. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином "снятие". Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции);

3) конструкции (формирования,создания нового). Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России: 1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока. 2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку. 3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад. 4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток. 5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.


Билет №21. Противоречие как универсальный закон развития.

Противоречие – отношение между противоположностями:

Избавиться от противоречий никогда не получится, потому что одни противоречия порождают другие

Если кажется, что противоречий нет, то вопрос не раскрыт (мы скользим по поверхности)

Противоречия объективны, приводят в движение механизмы

Закон диалектической противоречивости ("З-н единства и борьбы противоположностей") всеобщ. Рассматриваемый з-н есть источник развития. Неправильно отвечать на вопрос о всеобщности примером типа "верх и низ стола", т.к. верх и низ не определяют его развитие. Рассматривая же стол в его изменениях физико-химического характера, в течение определенного времени, от момента создания до разрушения, то, очевидно, мы обнаружим в этом предмете тенденцию к устойчивости и тенденцию к изменчивости как взаимопроникающие противоположности, обусловливающие те или иные его состояния, его "движение". Всеобщность данного вопроса следует понимать подобным образом.
Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии.
Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие, от противоречия. Всеобщность закона диалектической противоречивости идентична всеобщности развития, самодвижения. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. "Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития".
В развитии противоречии можно выделить следующие этапы или состояния:

гармонию

дисгармонию

конфликт

Гармонична та структура (например, семья), которая отличается, несмотря на различия, взаимным соответствием коренных интересов и принципов действия. При гармоничном развитии единство системы непрерывно укрепляется, увеличивается её пластичность во взаимоотношении с окружающими системами,ее устойчивость, надежность.
Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Итак, состояние противоречий не является неизменным при развитии систем. Оно может быть гармоничным, но может быть и дисгармоничным и даже конфликтным. Гармония может перерастать в дисгармонию, а последняя преобразовываться в гармонию или переходить в конфликтное состояние. Для разных систем существует своя мера возможностей преодоления противоречий, в том числе только при гармоничном развитии, минуя состояние дисгармонии.
Рассмотренные моменты характеризуют всеобщность противоречий.
Противоречие есть процесс. Во-первых, состояние противоположностей, составляющих противоречие, да и самого противоречия непрерывно меняется. Во-вторых, противоречия преодолеваются для чего требуются затраты вещества, энергии, информации, связанные с дополнительным движением.
Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. Т.о можно утверждать, что развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Основные формы разрешения противоречий действительности:

переход противоположностей друг в друга;

"победа" одной из противоположностей;

исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.

В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые. Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, который, в свою очередь, складывается из противоречий.
Уточним понятия "противоположность", "единство" и "борьба", из которых складывается определение противоречия.
Противоположности - это стороны, или элементы, части системы, имеющие противоположные тенденции изменений, взаимосвязанных в рамках единой системы.
Применяя понятие борьба к неорганической природе и к некоторым биологическим явлениям точнее говорить о взаимодействии противоположностей. Их взаимное проникновение связано с их противоборством, столкновением. Столкновение тенденций означает, что одна их них стремится вытеснить, преодолеть другую.
Единство противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре:

единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы;

единство как равновесие, равнодействие противоположных сторон;

единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе)

единство как возможность временного объединения, "союза" в условиях разнонаправлснности.

Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. В их научном конкретном познании - ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процессами развития.


Билет №22. Категории диалектики и их методологическое значение.

Категории диалектической логики (диалектики) — всеобщие (универсальные) формы и закономерности развития «всех материальных, природных и духовных вещей».

Категории диалектики обладают:

как объективным содержанием (т.е. содержанием, которое независимо не только от мышления, но и от человека вообще),

так и субъективным содержанием (т.е. содержанием со стороны той активной роли, которую эти категории играют в процессе теоретического познания, со стороны их логической функции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: