Философский аспект проблемы сознания. Сознание и язык

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Можно рассматривать сознание как форму регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включённости человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

В качестве главных функций сознания выделяются:

познавательная

коммуникативная (средство общения)

рефлексивная (обращенность сознания на самоё себя)

Кроме того, подчеркивается его историчность (изменчивость), зависимость от общественно-исторической практики общества, связь с предметной и орудийной, [т. е. создающей орудия труда) деятельностью.
Для всех философских направлений характерно понимание активности сознания.
Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношении предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью. Т. о сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности.Оно не только отражает, но и творит мир.
Практический мир вещей существует в сознания человека. в виде мира понятий, слов. На этой основе у человека формируется способность сосредоточиться на себе самом и овладеть собой как особым предметом познания (рефлексия). Благодаря этому все представления человека и его опыт связываются в единое целое и получают способность развиваться в новой сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: