Возможность (направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория. На категориальный характер понятия возможности впервые указал Г. Ихгейзер (1933), а затем А. Гелен и В.Камлах. Философские основы категориального толкования были заложены В.Дильтеем.)
Действительность (произв. от слова "действие") - (в философии) осуществленная реальность во всей своей совокупности - реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. В отличие от реальности, действительность включает в себе также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности - мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие "действительности" противоположно не понятиям "иллюзия", "фантазия", которые также могут быть осуществлены, а понятию "возможность". Все возможное может стать действительным.)
|
|
Следствие (вывод, заключение, суждение, выведенное из других суждений)
Причина: 1)основание, предлог для каких-нибудь действий; 2).явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления
Субстанция ((лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм её движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей.)
Отношение (философская категория или научный термин (научное понятие), обозначающие любое относительное понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов)
Становление
Развитие (необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.)
Под развитием обычно понимают:
увеличение сложности системы;
улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;
социальный прогресс.
Категории, выступающие как необходимые элементы стратегии исследования:
Абстрактное (Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»
Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.)
|
|
Конкретное (философский термин, обозначающий содержательное богатство понятия. Понятие конкретно, если оно содержит большое количество признаков. Конкретными, в частности, являются частное и единичное понятие (последнее предполагает пространственно-временно́е положение). Конкретный объект — единичный объект с ясно определёнными признаками.)
Историческое
Логическое
Анализ (от др.-греч. разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.)
Синтез (процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор. Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез — инжиниринговое построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов.)
Индукция (бывает математическая, электромагнитная, магнитная, электростатическая и др).
Дедукция ((лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции.)
22. Категории диалектики и их методологическое значение (еще один J )
Диалектика – сердцевина философии, ядро, сущностный момент философии
Диалектика – первоначально (5-6 в. До н.э., время возникновения философии) искусство ведения спора, «диалего» - диалог; постепенно это понятие, значение диалектики отмерло, потеряло свое значение
Диалектика в более поздний период – такой взгляд на мир, который учитывает универсальную взаимосвязь вещей; исходит из того, что в мире все взаимосвязано и источником развития являются противоречия; противоречия – тот мотор, который приводит в движение все в этом мире
Характеристика структурных элементов диалектики и их методологическое значение:
Принцип – основополагающая идея, которая имеет стратегическое значение, служит основанием для всего построения аргументации; нелогично быть принципиальным в мелочах; понятие принципа близко по значению к понятию кредо
Закон (в целом) –объективная, необходимая, универсальная, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь
Категория – универсальные понятия предельного уровня общности, отражающие все универсальные связи в обществе
Понятия бывают трех типов:
Применяющиеся в одной узкой области
Понятия более широкого спектра, общенаучные понятия
Универсальные понятия предельного уровня общности, филосовские понятия
Принципы, законы и категории существуют не рядом, а выражаются одни через другие
Категории живут парами (причина – следствие, дифференциация – интеграция, добро – зло и др.); это обусловлено тем, что любая философская категория выражается только через ее противоположность
Категории диалектики являются ступенями познания т.к. люди не наследуют соц. опыт биологически
3 принципа диалектики:
Всеобщей связи и развития
Принцип системности
Принцип детерминизма