Со сверстником?

Первая отличительная особенность речевых контак­тов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмо­циональной насыщенности. Повышенная экспрессив­ность, выразительность и раскованность сильно отли­чают их от речевых контактов со взрослым. Если со взрослым дети обычно разговаривают более или ме­нее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то раз­говоры со сверстником, как правило, сопровождают­ся яркими интонациями, криком, кривляниями, сме­хом и пр. В речевом общении дошкольников, по нашим данным, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркну­то ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния - от негодования «Ты чего бе­решь!?!» до бурной радости «Смотри, что получи­лось! Давай еще попрыгаем!». Эта повышенная эмо­циональность отражает особую свободу, раскован­ность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность речевых контактов дошколь­ников состоит в нестандартности детских высказыва­ний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговари­вая со взрослым, даже самые маленькие дети придер­живаются определенных норм высказываний, обще­принятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и зву­ков: они жужжат, трещат, передразнивают друг дру­га, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бес­смысленное кривляние и жужжание имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. По мнению М.И. Лисиной, самобытное творческое начало ре­бенка раньше всего и лучше всего проявляется имен­но в общении со сверстником, когда ничто не сковы­вает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя - на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требу­ют проявления творческого начала - игра, фанта­зирование и т.д., - значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше. А сейчас о третьей отличительной особенности речи дошкольников, адресованной сверстнику. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ре­бенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получа­ются долгие разговоры - они перебивают друг дру­га, каждый говорит о своем, не слушая партнера, от­веты или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распада­ются.

Совсем по-другому дети воспринимают высказы­вания взрослого. Инициативу и предложения взрос­лого они поддерживают в два раза чаще. Они обыч­но стараются ответить на вопросы взрослого, продол­жить начатый разговор, более или менее вниматель­но слушают рассказы и сообщения старших. Разгова­ривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстни­ком все наоборот: главное, успеть высказаться само­му, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно.

Еще одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему на­значению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста дети решают - значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управление действиями партнера (по­казать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязыва­ние образцов (заставить его сделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) и по­стоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем решает ребенок, ког­да общается со своим сверстником. Именно в обще­нии со сверстником появляются такие сложные, действия, как притворство (т.е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание вы­разить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требо­вания.

Таковы наиболее общие отличия речи детей в об­щении со взрослыми и со сверстниками. Эти отличия говорят о том, что взрослый и сверстник способст­вуют развитию разных сторон речи ребенка. В об­щении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, всту­пать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

Каким образом другой ребенок может научить дошкольника разговаривать!

Может ли другой ребенок, который едва сам-то научился говорить и с трудом понимает речь окру­жающих, способствовать речевому развитию своего сверстника?

Оказывается, может. Специальное сравнительное исследование речи детей в общении со взрослым и со сверстником показало, что речь ребенка, обращен­ная к сверстнику, является более связной, более по­нятной, развернутой и лексически более богатой. Именно в общении со сверстником в словаре ребен­ка появляются наречия образа действия (здорово, плохо, сильно, смело и п.р.) прилагательные, пере­дающие эмоциональное отношение (красивый, доб­рый, вредный), личные местоимения (они, мы, ты). Именно в общении со сверстником дошкольники ча­ще используют разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонение, мо­дальные глаголы, причастия). В разговорах со сверст­ником также впервые начинают появляться сложносочиненные сложноподчиненные предложения, соеди­ненные союзами «а», «потому что», «чтобы» и пр. Все это говорит о том, что в общении со сверстника­ми дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, чем в разговорах со взрослым.

Но почему же так происходит?

Дело в том, что другой ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника, как ни странно, играет важную положительную роль в развитии ре­чи. В общении со взрослым ребенок овладевает ре­чевыми нормами, усваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания. Конечно, все это ребенку может дать только взрослый, умею­щий хорошо говорить сам и активно разговариваю­щий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и никак не использоваться ребенком в его повседнев­ной жизни. Дошкольник может знать много новых важных слов, но не употреблять их, потому что в этом нет особой нужды. Для того чтобы эти потенциаль­ные знания стали настоящими, активными достиже­ниями ребенка, нужна определенная жизненная не­обходимость в этом, нужны специальные условия. Вот эти-то условия и создаются прежде всего в обще­нии со сверстником.

Разговаривая со взрослым, дети не прикладывают особенных усилий для того, чтобы их поняли, поддер­жали или ответили им. Взрослые и без этого все по­нимают. Они легко могут догадаться, о чем говорит ребенок, чего он хочет, чем может быть недоволен. Даже если его речь не слишком понятна, достаточ­но взглянуть на лицо малыша, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и все становится ясным. Нужно просто быть внимательным к ребенку и ста­раться его понять. Сверстник же не будет пытаться угадать желания и настроения своего товарища, при­сматриваться, прислушиваться, вспоминать, что было вчера, и т.д. Чтобы он понял своего товарища, ему надо все четко и ясно выразить. А поскольку дети очень нужны друг другу и им нравится общаться меж­ду собой, они начинают прикладывать усилия к тому, чтобы более связно и четко выразить свои намере­ния, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников со сверстником более связной, пол­ной.

Связность произносимых слов и полнота грамма­тической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо умею­щие говорить и не понимающие друг друга, не мо­гут наладить интересную игру, содержательное обще­ние. Им быстро становится скучно друг с другом, они играют каждый в своем углу, потому что говорить им не о чем. Вместе с тем исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстни­ками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов с ро­весниками, испытывали значительные трудности в ре­чевом общении с другими детьми. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговор­чивее и свободно беседовали с ними.

Вот и получается, что для того, чтобы играть и об­щаться с другими детьми, нужно уметь разговари­вать, стараться, чтобы тебя поняли. Поэтому сверст­ник именно своей непонятливостью, невниманием к другому создает условия для актуализации речевых возможностей ребенка, для превращения его пассив­ной речи в активную.

Итак, мы выяснили, что дошкольники много и час­то разговаривают, что потребность быть понятым за­ставляет их высказываться яснее и правильнее. Но тут возникает следующий вопрос:

О чем разговаривают дошкольники!

Попробуем заглянуть в группу детского сада и прислушаться к разговору детей, когда они предостав­лены сами себе. На первый взгляд дети просто игра­ют - кормят кукол, строят что-то из кубиков и как бы между делом разговаривают:

— Я домик для собачки строю.

— А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж...

— А у меня вон какой домик, вышел, смотри!

— Ну и что, твой от ветра сломается, а мой нет!

Вроде бы разговор идет об игре, о действиях с игрушками. Но в каждой фразе присутствует Я и ТЫ, ТВОЙ и МОЙ. Причем Я и МОЙ занимают большее место. И главное в каждой фразе не то, что это до­мик или собачка, а то, что МОЙ домик или МОЯ со­бачка.

Наши наблюдения за общением дошкольников по­казали, что высказывания дошкольников, адресован­ные сверстнику, так или иначе связаны с собствен­ным Я ребенка. Однако это Я проявляется по-разному у детей разного возраста. Для младших дошкольников (3-4 года) Я - это, прежде всего, то, что у меня есть, или то, что Я вижу:

— Это моя кукла.

— У меня сегодня новые тапочки.

— Смотри, какие у меня кубики интересные...

Это стремление привлечь к себе внимание сверст­ников через свои предметы, поделиться своими впе­чатлениями очень характерно для дошкольников во­обще, но в младшем возрасте оно занимает особо большое место.

С возрастом дети все чаще демонстрируют перед сверстником то, что они умеют делать, свои дости­жения и возможности.

— А я у себя порядок навожу.

— Я буквы умею писать.

— Вот что я сам сделал.

Здесь главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать и как хорошо у него это получается. При этом дети любят поучать своих сверстников и приводить себя в пример:

— Вот смотри, как надо строить.

— Надо куклу одевать вот так, как я.

Гордость за собственные достижения, стремле­ние продемонстрировать свои умения перед товари­щами особенно важны для детей 5 лет, когда у ре­бенка формируется потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям и возмож­ностям особенно значимы для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте репертуар вы­сказываний ребенка о себе значительно расширяется. Здесь по-прежнему встречаются сообщения о своих предметах и действиях, но значительно большее мес­то занимают сообщения о себе, не связанные с тем, что ребенок делает в настоящий момент. Это расска­зы о том, где он был, что видел, о своих планах на близкое и далекое будущее:

— Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.

— Я мультик смотрел про кота Матроскина.

— Я летом в деревню поеду.

— Вырасту - буду солдатом или милиционером.

— Я люблю про машины книжки читать.

Таким образом, на протяжении дошкольного воз­раста сообщения ребенка о себе изменяются от «это мое», «смотри, как я делаю» до «кем я буду, когда вырасту» и «что я люблю».

Однако речевое общение дошкольников не огра­ничивается обменом информацией о себе (хотя она и занимает значительное место). В разговорах дошколь­ников присутствуют самые разные темы и предметы. Дети достаточно часто обмениваются друг с другом познавательными сообщениями, которые не связаны с конкретными действиями и с ситуацией. У малень­ких детей эти познавательные сообщения отрывоч­ные, короткие и тесно переплетены с практическими действиями ребенка. Например, Сережа возит ма­шинку по полу и, обгоняя своего товарища, гово­рит: «У меня «Волга», она быстрее всех машин ездит, у нее мотор очень сильный, она «Запорожец» запрос­то обгонит...»

У старших дошкольников познавательные сообще­ния становятся более продолжительными и развер­нутыми. Дети довольно часто делятся друг с другом своими познаниями, причем их высказывания доста­точно ярко отражают дух нашего времени и интересы родителей. Дошкольники обсуждают самые разные проблемы: «Что такое каратэ», «Чем клеют обои», «Чем костюм космонавта отличается от водолазно­го», «Почему редиску в суп не кладут», «Какие джин­сы самые дорогие» и др. Очевидно, что все эти темы достаточно далеки от реальной жизни дошкольников и могут представлять для них весьма теоретический интерес. Тем не менее, они активно обсуждаются детьми, причем с возрастом такие беседы занимают все большее место в общении дошкольников.

Очевидно, что все вопросы и рассуждения прони­кают в разговоры детей из сферы общения со взрос­лым: дети повторяют взрослые слова, далеко не всег­да понимая смысл того, о чем они говорят. Они с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали дома. Особенно заметно сказывается влия­ние взрослых на моральных суждениях и оценках, которые дошкольники адресуют своим сверстникам: «Играть надо честно. Обманывать нельзя».

— Непослушный озорник. Расскажи о своем пове­дении маме, и она тебя накажет.

— Жадничать нельзя, с жадинами никто не во­дится.

Так «учат» дети своих друзей, повторяя слова взрос­лых, адресованные им самим.

Общение со сверстником приобретает свою спе­цифическую окраску - утверждение своего авто­ритета, демонстрация своих познаний. Настоящего познавательного общения среди дошкольников еще нет: они не стремятся получить от сверстника новые знания, совсем не обращаются к нему с познаватель­ными вопросами. Другой ребенок (в отличие от взрос­лого) еще не является для дошкольников источником информации, и неважно, что он знает, что может рас­сказать. А вот показать ему, что я знаю, очень важно и нужно. И гораздо интереснее сообщать новые зна­ния и моральные сентенции самому, чем выслуши­вать их от своего приятеля. Ребенку очень важно при­влечь к себе внимание другого, продемонстрировать ему свои достоинства. Все это свидетельствует о том, что для детей очень значима оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение.

А как же сам ребенок относится к своему ровес­нику? И что он говорит о нем?

Оказывается, дети достаточно часто оценивают друг друга и даже выделяют некоторые качества своего сверстника. Число высказываний о своем това­рище значительно увеличивается от 3 до 6 лет.

Для детей 3-4 лет другой ребенок - это в основном объект для сравнения с собой, для оценки. Ка­чества сверстника определяются достаточно катего­рично и однозначно:

— Жадина ты какая-то...

— До чего же ты глупый, ничего не понимаешь...

— Все ты неправильно делаешь, ничего не уме­ешь...

Подобного рода оценки дети дают друг другу на основании сиюминутных, чисто ситуативных проявле­ний: не даешь игрушку - значит жадина; делаешь не так, как мне хочется, - значит неправильно. И обо всех своих недовольствах дети охотно и откровенно сообщают своему маленькому товарищу. А ведь това­рищу тоже нужны одобрение и похвала! Оценки ма­леньких детей, как правило, бывают слишком категоричны и субъективны. Они сводятся к противопо­ставлению Я и ТЫ, где Я заведомо лучше, чем ТЫ. Другой ребенок для младших дошкольников - это средство утвердить себя, показать свое преимущест­во, свои способности и возможности.

Но после 4 лет в разговорах детей все чаще появ­ляются высказывания, в которых Я и ТЫ как бы слива­ются в общее МЫ.

— Смотри, что у нас получилось!

— Давай вместе в дочки-матери играть!

— Это у нас будет стол...

— Помнишь, мы эту песню пели...

Здесь уже нет противопоставления Я и ТЫ, нет взаимных оценок, зато у детей есть общее дело, ко­торое увлекает и которое хочется делать вместе. Эти высказывания направлены не на демонстрацию себя и не на сравнение себя с другим, а на организацию об­щего дела, на объединение усилий для достижения общего результата. Здесь уже становится неважно, какой Я и какой ТЫ, важно, чтобы у НАС получилась интересная игра или хороший домик из кубиков, а главное, чтобы МЫ были вместе. Этот поворот от Я к МЫ, от наивного детского «Смотри, какой я хоро­ший» к попыткам объединиться «Давай вместе» про­исходит в дошкольном возрасте. И происходит он в самой главной деятельности дошкольников - в игре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: