Г л а в а 5. Сверстник тоже учит разговаривать

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение - это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания - все это разные виды речевого общения.

Очевидно, что контакты ребенка со сверстника­ми - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребенку, под­держать и понять его. Они могут отнять игрушку, оби­деть, даже не заметив слез, ударить. И все же обще­ние с детьми приносит дошкольнику ни с чем не срав­нимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитае­мым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед ребенком старше 4 лет стоит выбор - играть или гулять с товарищем или с мамой - боль­шинство детей сделают этот выбор в пользу товарища.

Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, - дети чаще смеются, возятся, сердят­ся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и пр. И конечно, все эти особенности общения отража­ются в речи детей, в результате чего речь, адресован­ная сверстнику, сильно отличается от речи, обращен­ной к родителям.

Чем отличается разговор со взрослым от разговора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: