Почему важно отвечать на вопросы ребенка

Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего делают пи­рожные и пр. Такие знания обогащают представления ребенка об окружающей его действительности, расши­ряют границы его существования. Отвечая на вопро­сы ребенка, взрослый обогащает представления ре­бенка о мире, который он не может взять в руки, по­трогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить.

Разговаривая с ребенком, взрослый не только отве­чает на поставленные им вопросы, но и вызывает по­явление новых. Ведь вопросы могут возникнуть толь­ко тогда, когда уже что-то известно. И чем больше знаешь о каком-нибудь предмете или явлении, тем больше появляется интересных вопросов, на которые хочется получить ответ. Поэтому речевое познаватель­ное общение с ребенком не только дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление понять и объяснить все вокруг.

Между тем, как ни странно, задавая взрослому по­знавательные вопросы, ребенок стремится не только к знаниям об окружающем его мире. В ходе такого взаимодействия не менее, а иногда и значительно бо­лее важным является удовлетворение потребности в уважении взрослого. Потребность в уважении не сво­дится к простому уходу и заботе - эта потребность является важным свидетельством развивающегося у малыша общения с окружающими и потому нужда­ется в особых способах удовлетворения. Потребность в уважении проявляется в том, что дети сильно оби­жаются, если взрослый считает их размышления глу­пыми, если он ругает их за надоедливость, излиш­нюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка его дейст­вий или высказываний вызывает радость, уверенность в себе.

Оказалось, что в разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого.

В одном из наших исследований мы выяснили, как относятся дети разных возрастов к оценкам взрослых.

Для этого дошкольникам 3, 5 и 7 лет предлагали вы­полнить простые задания (построить домик из куби­ков, разложить картинки и пр.), а взрослый, наблю­дая за действиями детей, время от времени хвалил их или делал замечания в очень вежливой форме. В 3 го­да эти замечания особенно не волновали детей, они спокойно продолжали интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрос­лый. У детей 5 лет, напротив, появилась обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Каждое его за­мечание вызывало обиду, дети хмурились, отвора­чивались от взрослого, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказывались выполнять за­дание. К 6-7 годам отношение к оценкам старшего становилось более спокойным и деловым, дети уже не обижались на замечания взрослого, а стремились что-то изменить в своих действиях.

Таким образом, потребность в похвале взрослого наиболее остро проявляется в середине дошколь­ного возраста, и удовлетворить эту потребность можно только серьезным, уважительным отношением к интересам ребенка и подробным ответом на его вопросы.

Итак, отвечать на вопросы дошкольников важно, потому что:

во-первых, ответы на вопросы ребенка обогаща­ют его представления о мире, дают новые знания;

во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка;

в-третьих, отвечая на вопросы дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении.

Однако ответы взрослого не просто отпечатыва­ются в сознании ребенка, а подвергаются определенной обработке. Малыши выделяют в сообщениях взрослых только то, что отвечает их интересам, уровню их понимания, и по-своему преломляют эти сообщения. Кроме того, дети разного возраста воспринимают сообщения взрослого с разной степенью критичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: