1. Прежде всего, стартер является электромеханическим механизмом, назначение которого запуск двигателя. Основные детали в его устройстве - электродвигатель, втягивающее реле и шестеренчатый механизм привода, включающий в себя муфту свободного хода, или бендикс.
Механизм работы стартера состоит в следующем:
- Путем поворачивания ключа замка зажигания производится подача к реле электрического тока, тем самым достигается замыкание электрической цепи. В силу этого, ток поступает и на электродвигатель стартера.
- На данном этапе шестерня находится в состоянии полного сцепления с венцом маховика. После заведения двигателя происходит размыкание возникшей электроцепи посредством вывода шестерни из зацепления.
Для того чтобы избежать работы стартера при заведенном двигателе автомобиля, машины оборудуются блокирующими механизмами. А чтобы сэкономить энергопотребление, некоторые модели стартеров включают в себя планетарные редукторы, за счет которых величина стартера автоматически становится меньше, и, соответственно, требует минимум электроэнергии.
|
|
2. Измери́тельный прибо́р — средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Часто измерительным прибором называют средство измерений для выработки сигнала измерительной информации в форме, доступной для непосредственного восприятия оператора.
3. § 27. Основные неисправности и техническое обслуживание рулевого управления
Основные неисправности. Рулевое управление должно обеспечивать движение автомобиля по заданному направлению в любых дорожных условиях, при различных скоростях движения. Водитель не должен затрачивать большого усилия на управление как при прямолинейном движении, так и при маневрировании.
Рулевой механизм и рулевой привод могут иметь следующие основные неисправности: повышенный свободный ход рулевого колеса, заедание подшипников рулевого механизма, погнутость рулевых тяг, подтекание смазки из картера рулевого механизма нарушение регулировок механизма.
Для гидроусилителя руля характерны следующие неисправности:
ослабление натяжения ремня привода лопастного насоса, понижение уровня масла в бачке насоса, попадание воздуха в систему, заедание золотника клапана управления или перепускного клапана.
Заедание подшипников рулевого колеса вызывает тугое поворачивание рулевого колеса, обычно в результате недостаточной смазки. Устраняют эту неисправность путем добавления масла в картер рулевого механизма.
Погнутые рулевые тяги могут нарушать точность поворачивания колес. Для устранения этого дефекта тяги снимают с автомобиля и выправляют, а при обнаружении трещин — заменяют новыми.
|
|
Подтекание смазки из картера рулевого механизма происходит, вследствие ослабления крепления крышки картера рулевого механизма, повреждения сальника и прокладок.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании рулевого управления. При ежедневном техническом
обслуживании проверяют величину свободного хода рулевого колеса, а также действие рулевого управления на ходу автомобиля и производят наружной осмотр состояния уплотнений картера рулевого механизма для предупреждения вытекания смазки.
Во время первого технического обслуживания контролируют герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого управления и надежность крепления насоса гидроусилителя; проверяют и при необходимости регулируют воздухораспределитель пневматического усилителя; производят подтяжку крепления рулевого механизма к раме автомобиля, шаровых пальцев рулевых тяг, болтов кронштейна двуплечего рычага.
Проверка креплений рулевого управления показана на рис. 36. При проведении ТО-2 выполняют следующие операции:
промывают фильтр насоса гидроусилителя;
проверяют крепление рулевой сошки на валу и шарового пальца к сошке; зазоры в рулевом механизме, и если они выходят за установленные пределы, производят необходимую регулировку.
Ниже приводятся способы выполнения операций по техническому обслуживанию рулевых управлений, характерных для современных грузовых автомобилей.
Регулировка рулевого механизма. У рулевых механизмов с зацеплением типа червяк — ролик, зубчатый сектор и гайка — рейка имеются две регулировки: осевого зазора в подшипниках вала винта и зацепления зубчатого сектора и гайки — рейки.
Осевой зазор в подшипниках проверяют и регулируют следующим образом.
Слив масло из картера рулевого механизма, отсоединяют шарнир, связывающий вал винта рулевого механизма с валом рулевого колеса, а также сошку от гидроусилителя.
Покачивая сошку рукой, проверяют наличие зазора в подшипниках вала винта. При обнаружении зазора, отвернув болты, снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма и снимают одну регулировочную прокладку. Если последующая проверка покажет, что снятие одной прокладки не устранило зазор, снимают еще одну прокладку.
У автомобилей Горьковского автозавода (ГАЗ-53А, ГАЗ-66) для регулировки этого зазора требуется снять рулевое управление (колонку с рулевым механизмом) с автомобиля.
Разобрав рулевой механизм и промыв все детали, устанавливают вал с червяком и подшипником в картер и надевают на шлицы вала
рулевое колесо. Удалив одну тонкую прокладку из-под крышки картера (рис. 37), ставят остальные прокладки на место и туго затягивают болты крепления крышки. После этого проверяют отсутствие осевого перемещения вала и легкость поворота рулевого колеса. Если осевой люфт вала руля не устранен, то снимают одну толстую прокладку и ставят на ее место снятую ранее тонкую прокладку.
Отрегулировав натяг подшипников, проверяют усилие на ободе рулевого колеса, сняв сошку и сектор. Величина усилия, затрачиваемого на поворот рулевого колеса, должна быть равна 0,3—0,6 кгс. Зацепление сектора и гайки — рейки регулируют винтом, ввернутым в торец вала сектора.
'Предварительно проверяют зазор в зацеплении по величине осевого перемещения вала сектора. Сошка при этом должна быть отсоединена от гидроусилителя. Зазор не должен превышать 0,2 мм. В случае если зазор больше этой величины, зацепление регулируют, отвернув контргайку регулировочного винта и вращая винт по часовой стрелке до тех- пор, пока зазор не будет полностью выбран.
|
|
При наличии пружинного динамометра проверяют усилие на ободе рулевого колеса (рис. 38), которое надо приложить для его поворота около среднего положения. Это усилие должно составлять 1 —1,5 кгс и его можно довести до этих пределов подвертыванием регулировочного винта.
Зацепление рулевого механизма типа червяк— ролик регулируют подвертыванием регулировочного винта. Винт повертывают по часовой стрелке на несколько вырезов в стопорной шайбе, приближая вал сошки к червяку.
Проверка рулевого привода и устранение люфта в его сочленениях. Наличие зазоров в сочленениях рулевого привода определяют, резко покачивая сошку руля при поворотах рулевого колеса, охватывая рукой проверяемые сопряжения (рис. 39, а).
Люфт, появляющийся при увеличенных зазорах, устраняют подтягиванием резьбовой пробки соответствующего сочленения (рис. 39, б). Расшплинтовав пробку, завертывают ее до отказа, а затем отпускают до ближайшего совпадения прорези на торце с отверстием для шплинта в головке тяги.
Устранить люфт в самоцентрирующихся сочленениях можно только путем замены изношенных шаровых пальцев и их вкладышей.