Билет № 12. 1. Газораспределительный механизм (другое наименование – система газораспределения, сокращенное наименование – ГРМ) предназначен для обеспечения своевременной

1. Газораспределительный механизм (другое наименование – система газораспределения, сокращенное наименование – ГРМ) предназначен для обеспечения своевременной подачи в цилиндры двигателя воздуха или топливно-воздушной смеси (в зависимости от типа двигателя) и выпуска из цилиндров отработавших газов. Данные функции реализуются за счет своевременного открытия и закрытия клапанов.

На самых распространенных четырехтактных поршневых двигателях внутреннего сгорания применяются клапанные газораспределительные механизмы, поэтому устройство ГРМ рассмотрено именно на его примере.

Газораспределительный механизм имеет следующее общее устройство:

· клапаны;

· привод клапанов;

· распределительный вал;

· привод распределительного вала.

Распределительный вал обеспечивает функционирование газораспределительного механизма в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров и фазами газораспределения. Он представляет собой вал с расположенными кулачками. Форма кулачков определяет фазы газораспределения, а именно моменты открытия-закрытия клапанов и продолжительность их работы. Существенное повышение эффективности ГРМ, а следовательно и улучшение характеристик двигателя дают различные системы изменения фаз газораспределения.

На современных двигателях распределительный вал расположен в головке блока цилиндров. Он вращается в подшипниках скольжения, выполненных в виде опор. Используются как разъемные опоры, так и неразъемные (вал вставляется с торца). В некоторых двигателях в опорах используются тонкостенные вкладыши. От перемещения в продольном направлении распределительный вал удерживается упорным подшипником, который располагается со стороны привода вала. К опорам распределительного вала по индивидуальным каналам и под давлением подается масло из системы смазки.

Схема системы смазки

Различают две схемы расположения распределительного вала в головке блока цилиндров:

· одновальная – SOHC (Single OverHead Camshaft);

· двухвальная - DOHC (Double OverHead Camshaft).

В связи с широким применением четырех клапанов на один цилиндр предпочтение отдается двухвальной схеме ГРМ (один распределительный вал обеспечивает привод впускных клапанов, другой вал – выпускных). В V-образном двигателе устанавливается четыре распределительных вала - по два на каждый ряд цилиндров.

Распределительный вал приводится в действие от коленчатого вала с помощью привода, который осуществляет его вращение в два раза медленнее коленчатого вала (за один цикл работы двигателя конкретный клапан открывается только один раз). В качестве привода распределительного вала используются ременная, цепная и зубчатая передачи.

Ременная и цепная передачи приводят в действие распределительный вал, расположенный в головке блока цилиндров. Зубчатая передача вращает, как правило, распределительный вал в блоке цилиндров. В обиходе зубчатая передача привода распределительного вала носит название "гитара" (по форме двух соединенных шестерен).

Ременная и цепная передачи имеют как достоинства, так и недостатки, поэтому в ГРМ применяются на равных. Цепной привод более надежный и, соответственно, долговечный. Но цепь тяжелее ремня, поэтому требует дополнительных устройств для натяжения (натяжные ролики,) и гашения колебаний (успокоители). Натяжные ролики обеспечивают натяжение с помощью пружины и за счет давления масла в системе смазки. В качестве цепного привода распределительного вала используются одно- и двухрядные роликовые цепи. Постепенно их вытесняют зубчатые цепи, которые взаимодействуют с зубьями звездочки щеками особой формы. Помимо распределительного вала с помощью цепи может осуществляться привод масляного насоса, балансирных валов.

Ременной привод не требует смазки, поэтому на шкивы устанавливается открыто. Вместе с тем, ремень в сравнении с цепью имеет ограниченный ресурс. Правда этот ресурс не такой уж и малый. Современные ремни "пробегают" 100-150 тыс.км. В качестве ременного привода распределительного вала широко используются зубчатые ремни. Выступы на внутренней поверхности зубчатого ремня входят в зацепление с зубьями на шкивах (шестернях), тем самым обеспечивается вращение. Надвигателях TDI используется эллиптическая шестерня привода зубчатого ремня, что позволяет снизить тяговые усилия и крутильные колебания распределительного вала. Наряду с распределительным валом зубчатый ремень может приводить масляный насос, насос охлаждающей жидкости, топливный насос высокого давления.

2.

 
Метод восстановления деталей давлением Одним из свойств многих металлов является пластичность — способность изменять свои размерыи форму под действием внешних сил и сохранять их после действия этих сил. Восстановление деталей давлением основано на использовании пластических свойств металла. Пластическое деформирование металлав отсутствие нагрева происходит без изменения его структуры за счет сдвигов частиц внутри кристаллов металла, из-за чего изменяются механические свойства: снижается вязкость, повышается твердость вследствие наклепа. При восстановлениидеталей с нагревом деформация происходит в результате сдвига целых зерен металла. Нагрев приводит к изменению структуры и механических свойств металла. Поэтому при восстановлении ответственных деталейнеобходимо проводить термическую обработку. Чаще всего для восстановления деталей применяют следующие виды обработки давлением: правку, осадку, раздачу, вытяжку, обжатие, накатку. Правке подвергают балки мостов, коленчатые валы, шатуны, распределительные валы и другие детали. Ее можно выполнять под прессом и наклепом. При холодной правке под прессом обычно устраняют погнутость детали. Для восстановления несущей способности деталивыполняют термообработку. При правке наклепом по нерабочим поверхностям детали наносят удары пневматическим молотком с закругленным бойком. Таким способом, например, выполняют наклеп щек коленчатого вала. Для восстановления наружного и внутреннего диаметров по- i лых деталей, например, втулок и для увеличения наружного диаметра сплошных деталей применяют осадку. В этом случае изменение размеров осуществляется за счет уменьшения длины дета- I ли. Преимуществами способа обработки деталей давлением являются простота, невысокая трудоемкость, не требуется дополнительных материалов. Для уменьшения внутреннего диаметра втулок за счет уменьшения наружного диаметра применяют обжатие. После обжатия наружный диаметр восстанавливают до номинального размера электролитическим наращиванием. Внутренний диаметр втулки также восстанавливают под ремонтный или номинальный размер. Для увеличения длины детали за счет уменьшения наружного диаметра применяют вытяжку. Этим методом восстанавливают длину различных тяг.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: