Они не шли на баррикады

Опять про человеческий капитал. Меня часто спрашивали, что я считаю самым главным в своей работе. Вроде бы первым на ум должно прийти управление экономикой, социальной сферой. Конечно, этим нужно заниматься постоянно. Но приоритет следует отдавать изменению психологии людей, их настроя, того, что принято называть менталитетом. Поэтому в школах, скорее всего, бывал даже чаще, чем на заводах или в социальных учреждениях. И с педагогами встречался чаще, чем с командирами производства или сельского хозяйства. Современный прогрессивно мыслящий учитель – это ориентированный в будущее его ученик. Твердо убежден, что воспитание по-настоящему просвещенных, духовно развитых и культурных людей неизбежно приведет к решению любых проблем. А невежество, непрофессионализм, низкая культура таят в себе опасность куда большую для общества, чем СПИД или рак.

Боже, сколько всяких испытаний пришлось пережить нашим педагогам! Вероятно, именно эти люди, всегда работавшие не на сиюминутный момент, а на перспективу, в непростой ситуации оказались самыми мудрыми. Они не бросались ни на баррикады, чтобы удавить там всех и вся за горбушку хлеба, ни на рынок, забыв свою миссию. Они, как мисионеры в обществе, остались стоять у школьной доски и ждать. Так же, кстати, поступили и работники здравоохранения и культуры. Ждали десять лет, когда государство поймет и исправит свою стратегическую ошибку.

И оно начало понимать, жизнь заставила. Во всяком случае, мы у себя в республике без раздумий закладывали необходимые ресурсы в бюджет, чтобы обеспечить повышение зарплаты работникам всей социальной сферы. Конечно, наш бюджет не сравнить ни с московским, ни с татарским, ни с тюменским, но все возможное, чтобы поддержать педагогов, мы у себя делали. В первую очередь выплатили им долги по зарплате. Старались помочь и в другом: строили школы, по 10-12 новых зданий сдавали ежегодно, обеспечивали их компьютерами. Стимулировали различным образом педагогический поиск и творческие подходы в преподавании.

Разумеется, чтобы дать молодежи прочные знания, достойное образование, необходим не только напряженный труд педагогов, но и немалые средства. Республике пришлось заняться глубокой и всесторонней модернизацией всего образовательного пространства. Мало построить в селе новую школу по современному проекту. Необходимо к ней проложить дорогу с твердым покрытием, подвести газ. А про компьютерное оборудование вроде и упоминать неудобно, оно как бы само по себе предполагается. Так же, как и доставка учеников в сельские школы комфортным и безопасным транспортом. Между прочим, беспрецедентный проект «Школьный автобус» в России в полном объеме Чувашия реализовала первой.

И снова вспоминаю удивление на лицах беспристрастных экспертов, опять слышу недоуменный вопрос: а деньги-то откуда на все эти реформы? Во-первых, приоритетно из года в год увеличивали бюджетные расходы на образование. Появилась дополнительная копеечка – пойдет она в дело, а не на рост благосостояния чиновников. А кроме того, Чувашия стала стартовой площадкой для ряда федеральных проектов, что дополнительно привлекало инвестиции в отрасль.

Убеждать тогдашнего министра образования России Владимира Филиппова в серьезности наших намерений не было никакой необходимости. Он с самых высоких трибун называл республику «сильным инновационным субъектом в области образования» и отмечал высокую степень доверия к ее руководству. «Богатых природных ресурсов здесь мало, зато больше инновационного духа и подхода, чем во многих других регионах», - говорил федеральный министр перед всей страной.

Понятно, что осуществлению ряда планов все же препятствовала нехватка бюджетных ассигнований. Была и другая сторона вопроса. Эффективность использования ресурсов, которые направляются в систему образования республикой и муниципалитетами, порой еще оставляла желать лучшего. И мы одними из первых начали переход от финансирования учебных заведений по смете к нормативному финансированию в расчете на одного учащегося. Деньги при этом подходе следуют за тем, кто учится, а не «размываются» в общей смете. Хорошее учебное заведение с педагогами-профессионалами пользуется спросом на рынке, туда идут люди, значит, туда - по количеству учеников и направляются государственные ресурсы. Меньше желающих там учиться - значит, и ресурсы сократятся.

Нелегким шагом в данном направлении стала реструктуризация сельских школ. Приходилось делать это с болью и слезами. Ни одна деревня не хотела расставаться со своей малокомплектной школой. Но при всем желании мы не могли в этих учебных заведениях обеспечить достойный уровень образования для десяти-двадцати, а то и трех-четырех учеников. Дилемма стояла простая: либо мы реструктурируем сельские школы, либо лишаем ребят права быть конкурентоспособными, лишаем их возможности получить качественное современное профессиональное образование, поступить в престижные вузы, по сути, самого главного - лишаем права на осуществление их мечты. Поэтому мы пошли и по пути создания образовательных ресурсных центров.

Школа не могла быть современной без информационных технологий и ресурсов. Мы настолько активно стали внедрять в учебный процесс компьютеры и Интернет, что даже некоторые учителя стали проявлять недовольство. Потому что почувствовали себя отстающими от требований времени. А что делать, если знания накапливаются так стремительно в самых различных областях, что научиться пользоваться ими без современных информационных ресурсов невозможно. Поэтому педагогам пришлось осваивать и внедрять информационные технологии в учебные дисциплины, разработать новые методы и организационные формы работы.

Можно сказать что один из этапов президентской программы (без преувеличения - уже тотальной компьютеризации школ) стартовал в чебоксарской гимназии №4, которая получила в подарок сразу два компьютерных класс-комплекта. Они включали в себя один учительский и 10 ученических компьютеров, оснащенных оборудованием для локальной сети, модемами, принтерами, сетевыми фильтрами и средствами доступа для подключения к телекоммуникационной сети республики и Всемирной сети. Долгое время я не мог позволить себе прийти в эту школу или сделать ей какие-либо подарки, боясь быть обвиненным в особом пристрастии к данному учебному заведению. Ведь в ней учился мой сын. Но после того, как он ее окончил, преграды исчезли. А в качестве компенсации за такое долгое «невнимание» пришлось изыскать возможности и найти спонсоров для оборудования в гимназии еще одного компьютерного класса.

А какой шквал скептицизма пришлось преодолеть, когда мы приняли участие в экспериментах по введению единого государственного экзамена!

В Чебоксарах даже состоялось всероссийское совещание по вопросу о подведении итогов ЕГЭ. И наши гости, и наши чувашские педагоги активно обменивались мнениями по этому вопросу. У нас были министр образования России, его заместители, руководители образовательных органов почти всех субъектов федерации. Единый госэкзамен у многих вызывал большое недоверие. Но, что бы там не говорили, а ЕГЭ дал нашим выпускникам неизмеримо большие возможности учиться в лучших вузах страны. Мы как-то вместе с Владимиром Путиным подсчитывали, насколько выросло число чувашских школьников, поступивших в высшие учебные заведения Москвы и Питера…Цифры произвели сильное впечатление на Президента России.

И ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов мне на одном из совещаний в Правительстве России как-то признался, что его «Вышку» стали «Чувышкой» называть. Очень метко сказано. Между прочим, в этот престижный вуз ежегодно поступают десятки абитуриентов из Чувашии. А один год был рекордным – по результатам ЕГЭ туда поступили сразу 52 выпускника школ Чувашии. А вообще у нас в республике много талантливых детей и педагогов. Горжусь тем, что ежегодно десятки наших ребятишек побеждают на российских олимпиадах. Тем, что ежегодно в десятку лучших педагогов России входят представители из Чувашии. Что у нас много обладателей различных грантов и мы сами давно назначаем более тысячи только президентских стипендий и одаренным детям, и талантливым учителям. Наши педагоги из некоторых районных школ стали участниками пилотных проектов российского Правительства по реформированию системы образования. Опыт многих учителей-новаторов становится достоянием всей педагогической общественности страны.

О платном обучении стоит сказать, что оно должно быть не таким прямолинейным, как у нас сегодня. Возможность получения высшего образования следует дополнить государственной развитой системой адресной и персональной поддержки, позволяющей учиться талантливым, но небогатым молодым людям. Проблема России в том, что вузовское образование у нас уже платное, а система грантов еще не развита. Именно на развитие системы грантов, государственных возвратных субсидий, образовательных кредитов следует работать всем органам власти.

Да, мягко говоря, еще не во всех вузах образовательный процесс соответствует лучшим мировым стандартам. Но общество заинтересовано в росте образовательного уровня населения. Это мировая тенденция. В век информационных технологий побеждает не более сильный, а более быстрый. Кстати, таким заявлением я не оправдываю появление многочисленных филиалов вузов. Все-таки, качество - приоритетная вещь в системе образования.
Вообще-тодолжен быть определенный минимум стандартных знаний, который необходим, допустим, для того, чтобы выпускник школы мог сдать Единый государственный экзамен по данной дисциплине. Он должен быть строго определен государством. И здесь, безусловно, должны быть и государственная политика, и воспитание. Ну а то, что идет сверх сказанного, зависит от преподавателя, от школы, методики преподавания и, конечно, от выбора ученика или его родителей.

Есть еще одна важная проблема, требующая пристального внимания педагогов и управленцев всех уровней, - это здоровье школьников. По статистическим данным, лишь 25 процентов выпускников покидают стены школы здоровыми. Но школа, наше гуманистическое, личностно-ориентированное образование – один из факторов нездоровья молодого поколения. С пятого класса у школьников по 7-8 уроков, рабочая неделя у старшеклассника составляет до 45 часов, плюс – занятия дома. Куда дальше? Тут кивать на кризис в экономике не приходится – дело и в неразумных управленческих решениях.

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом», - сказал однажды Сенека, перефразировав пословицу «Quos dues perdere vult, dementat prius» - «Кого бог хочет погубить, того он прежде всего лишает разума». Хочется думать, что великий философ больше шутил, нежели говорил серьезно. Хотя отчетливо представляю себе, как тяжела миссия педагога. Причем была она нелегка в любые времена, во всех цивилизациях. Глубокий духовный кризис, переживаемый сегодня не только Россией, как ошибочно думают многие, но всем человечеством, - явление в истории не новое. XXI век бросил нам новые вызовы, которым необходимо соответствовать. И в первую очередь это касается Учителя. Потому что в его руках – не просто дети, не просто будущие поколения, но вся будущая судьба этноса, будущее чувашского народа, нашего государства. Глубинные первопричины всех экономических и социальных тягот современного мира – в духовном обнищании, в ортодоксальном зацикливании умов на исторически не оправдавших себя идеях, в катастрофическом разрыве между духовным началом и техническим прогрессом. Поэтому, как никогда ранее, мы все ощущаем необходимость духовного возрождения. И наша республика сегодня, как никогда, нуждается в свежих идеях, в людях, желающих и умеющих внести новые веяния в нашу жизнь, нашу культуру. Если современный ребенок не будет на этом воспитываться, если он будет впитывать остатки тоталитарного и потребительского мышления, иждивенческого пессимизма, социального попрошайничества, то нас ждет печальное будущее, мы снова потеряем поколение.

Так совпало, что 2010 год – завершающий мою работу на посту Президента республики – был объявлен и в Чувашии, и в России Годом учителя. И с полным правом я мог подводить некоторые итоги, прежде всего, на этом направлении. Ведь, несмотря на безусловную ценность каждого из приоритетных нацпроектов, развитие образования мы с самого начала моего президентства ставили на первое место. Повторюсь, все начинается с воспитания и знаний, которые предопределяют как успешное развитие экономики, конкурентоспособности республики, так и рост благосостояния людей и их самочувствие. Очень просто и убедительно об этом сказал Николай Рерих: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но Учитель может совершить больше, чем завоеватель и государственные главы. Учителя могут создавать новое воображение и раскрывать творческие силы на благо человечества».

За прошедшие годы возможности школ республики серьезно возросли. Думаю, ни один педагог не станет отрицать того, что самое главное достижение – это создание современной инфраструктуры образования с достойными условиями и для работы, и для учебы.

Обеспечивать комфортные условия в школах республики мы начали еще с середины 90-х годов, приняв свою президентскую программу «Новая школа». Может быть, поэтому доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям (по оснащенности новым учебным оборудованием, укомплектованности квалифицированными кадрами и соответствию требованиям строительных и санитарных норм), в Чувашии значительно выше, чем в целом по России. В нашей республике она составляет более 92 процентов, в России - 60 процентов. Думаю, не случайно федеральный министр Андрей Фурсенко любил бывать в Чувашии в гостях по несколько раз в год. Он нуждался в нас, в нашем опыте, энергетически и творчески подпитывался нашей работой.

Инфраструктура образования сегодня - это современные школьные здания (за последнее десятилетие их построено более 150). Это современный дизайн учебных кабинетов, здоровьесберегающая среда, новая регулируемая мебель. Это новейшее высокотехнологичное учебное оборудование: цифровые микроскопы, мобильные тренажеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, безграничные возможности Интернета. Это просторные спортивные залы и школьные стадионы. Это школьные автобусы, которые ежедневно подвозят к базовым школам более 13 тысяч детей почти из тысячи деревень.

Много изменений произошло в жизни школы! Но никакая самая современная инфраструктура, насыщенная информационная образовательная среда не заменят Учителя, его общения с ребенком. И для государства, бизнеса, меценатов всегда есть дополнительный стимул инвестировать в развитие образования.

В последние годы мы активно модернизировали систему повышения квалификации,вводили инновационную модель аттестации, создавали целенаправленную систему поддержки лидеров через участие в различных конкурсах, проектах. И, самое главное, поэтапно, более чем на 30 процентов ежегодно, повышали заработную плату учителей. В 2007 году была поставлена задача вдвое увеличить заработную плату учителей к концу 2009 года. Мы справились и с этим. В условиях финансово-экономического кризиса в стране…

К концу 2009 года средняя зарплата педагога была выше на 12 процентов средней зарплаты по экономике в республике. Это стало возможным благодаря введению новой дифференцированной системы оплаты труда, при которой заработная плата зависит от качества и результативности работы.

Мы в республике разработали и реализовали еще один проект поддержки инновационных школ под названием «Образовательная инициатива». Особого внимания заслуживали и личные достижения учителей. Поэтому мной дополнительно к уже имеющимся мерам поддержки, были учреждены еще 200 премий в размере 50 тысяч рублей каждая для лучших учителей республики.

И все же повышение социального статуса учителя не может произойти только через принятие законодательных актов и повышение заработной платы. С появлением реальных возможностей для творчества и профессионального роста учитель должен сам сформировать свою образовательную среду, свою персональную мастерскую – под те образовательные результаты, которые он должен обеспечить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: