Технология сварочных работ, антикоррозийной защиты сварных соединений, замоноличивания и герметизации стыков и швов сборных конструкций

Сварные соединениявыполняют электродуговой сваркой. Руч­ную сварку выполняют постоянным или переменным током. По­стоянный ток, обеспечивающий большую стабильность дуги, а следовательно, и лучшую устойчивость сварочного процесса, ис­пользуют для сварки ответственных конструкций, преимущественно из низколегированных сталей, а также для сварки листовых конст­рукций, работающих под давлением или имеющих малую толщину. В последнем случае сварку производят на токе обратной полярности (изделие—катод, электрод—анод). Температура катода всегда меньше температуры анода, что предохраняет свариваемое изделие от прожога. Во всех остальных случаях для сварки используют переменный ток, при котором требуется более простая аппаратура.

Подготовка стыков к сварке заключается в их зачистке, а также в проверке точности обработки кромок стыкуемых элементов и зазоров согласно нормативным допускам. Стыкуемые кромки сталь­ных конструкций зачищают на участке, превышающем ширину шва на 20...30 мм в каждую сторону по всей его длине. Монтажные соединения собирают при помощи прихваток или сборочных при­способлений. Количество, размер и длину прихваток в сварных соединениях, воспринимающих монтажные нагрузки, определяют расчетом и указывают в рабочих чертежах. В прочих соединениях общая длина прихваток должна составлять не менее 10% длины монтажного шва и быть не менее 50 мм. Наложение шва поверх прихваток допускается только после очистки последних, а каждого слоя при многослойной сварке — после очистки предыдущего слоя от шлака, брызг металла и вырубки из него участков с порами, раковинами и трещинами. При двусторонних швах (в соединениях листовых конструкций) корень основного шва вырубают до чистого металла и очищают перед наложением подварочного шва.

В процессе подготовки стыков и сварки важно соблюдать усло­вия, способствующие снижению остаточных напряжений и, следо­вательно, вероятности появления деформаций и трещин в сварных соединениях. К этим условиям относятся обеспечение проектных зазоров при сборке (увеличенные зазоры приводят к повышению усадки шва в результате роста объема наплавленного металла); соблюдение последовательности наложения швов, способствующей максимальной свободе температурных деформаций; соблюдение режима остывания шва (предварительный подогрев стали в зоне стыка) и др. Для снижения влияний сварочных напряжений на прочность конструкции монтажные соединения сваривают в определенной последовательности. В стыке двутавровой колонны с опорной пли­той вначале сваривают стенку с плитой с одной стороны, а затем с другой. Полки с внутренних сторон сваривают с плитой на диаго­нально противоположных частях соединения в одном и другом направлениях, а затем последовательно сваривают каждую из полок с наружной стороны. Швы в узлах примыкания ригелей с колоннами накладывают поочередно в диагонально противоположных секторах соединения. При длине шва до 300 мм сварку ведут в одном направлении, а при длине шва до 1000 мм —от середины к краям в двух направлениях. Сварку каждого стыка производят до полного окончания без перерывов.

Высокое качество сварного соединения достигается строгим соблюдением технологического процесса, режимов сварки, приме­нением материалов с необходимыми свойствами.

Качество сварных соединений проверяют наружным осмотром (трещины, подрезы, маломерность, поры), гамма-рентгенографиро-ванием, ультразвуком (трещины, непровары, поры). Число мест и протяженность швов, подвергающихся контролю, устанавливается СНиПом и проектом.

Плотность сварных соединений контролируют различными спо­собами, например с помощью вакуумной камеры, создания внутри ее разрежения. Дефектный шов, смазанный пенообразу-ющим составом (например, мыльным раствором), под действием вакуума пропускает воздух, и по наличию пузырей судят о месте и величине дефектов. Иногда плотность швов контролируют химиче­ским методом. Для этого с одной стороны сварного соединения под небольшим избыточным давлением создают среду из смеси аммиака с воздухом, а с другой — соединение промазывают индикатором (водно-спиртовым раствором фенолфталеина) или наклеивают ма­терчатые ленты, пропитанные 5%-ным раствором азотнокислой ртути. Аммиак, пройдя через не­плотности сварного соединения, окрашивает раствор фенолфта­леина в ярко-рыжий цвет или вызывает потемнение азотно­кислой ртути; таким образом вы­является дефект.

Сведения о сварке записыва­ют в журнал: указывают дату вы­полнения сварки, расположение узла, характеристику шва, марку электрода, фамилию сварщика, данные о погоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: