Цель работы: Научиться составлять уравнения ОВР, пользуясь методом электронного баланса, вычислять ЭДС гальванического элемента, записывать схему электродных процессов на катоде и аноде при электролизе.
Опыт 1. Восстановление иона MnO4 - в различных средах.
В три отдельные пробирки с раствором перманганата калия KMnO4 добавьте разбавленную серную кислоту H2SO4, такой же объем воды и концентрированный раствор щелочи KOH. Затем в каждую из пробирок прибавьте раствор сульфита натрия Na2SO3.
Реакции протекают по схемам:
KMnO4 + Na2SO3 + … = MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O (исчезновение окраски).
KMnO4 + Na2SO3 +… = MnO2 + Na2SO4 + KOH (выпадает бурый осадок).
KMnO4 + Na2SO3 + …= K2MnO4 + Na2SO4 + H2O (изумрудный цвет).
Закончите уравнения реакций, укажите окислитель и восстановитель.
Сделайте вывод об изменении степени окисления марганца в зависимости от реакции среды (кислая, нейтральная, щелочная).
Опыт 2. Окислительно-восстановительная двойственность
а) К подкисленному разбавленной серной кислотой раствору иодида калия добавьте раствор нитрита натрия NaNO2. Отметьте выделение газа, его побурение под действием кислорода воздуха, а также окраску образовавшегося раствора. Напишите уравнения реакции, укажите окислитель и восстановитель;
|
|
б) раствор перманганата калия KMnO4 подкислите разбавленной серной кислотой и прилейте раствор нитрита натрия NaNO2, наблюдается изменение окраски. Составьте уравнение реакции, укажите окислитель и восстановитель.
Опыт 3. Ряд напряжений металлов.
3.1.Вытеснение одних металлов другими
а) в пробирку с раствором ацетата свинца внесите кусочек цинка;
б) в пробирку с раствором сульфата меди погрузите железный гвоздь;
в) пробирку с раствором нитрата ртути (II) опустите медную проволоку.
Что наблюдается? Напишите уравнения реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса. Расположите изученные металлы в порядке убывания их активности, включив сюда и водород.
3.2. Взаимодействие металлов с кислотами
а) в пробирку с раствором соляной кислоты опустите медную проволоку;
б) в пробирку с раствором соляной кислоты внесите кусочек цинка;
в) в пробирку с раствором разбавленной азотной кислоты опустите медную проволоку, нагрейте раствор (под тягой),
г) в пробирку с раствором концентрированной азотной кислоты опустите медную проволоку (под тягой).
Следует учитывать, что разбавленная азотная кислота восстанавливается в оксид азота (II), концентрированная азотная кислота – в оксид азота (IV).
Что наблюдается? Напишите уравнения происходящих реакций с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.
Опыт 4. Электролиз водных растворов солей.
|
|
В U-образную трубку налейте раствор йодида калия, так, чтобы электроды были погружены в раствор. Подключите электроды к источнику постоянного тока, через 5-10 мин. отметьте наблюдения. Какой газ выделяется на катоде? Чем вызвано изменение окраски раствора у анода?
Повторить опыт, залив в U-образную трубку раствор сульфата меди CuSO4. Какой газ выделяется на аноде? Чем вызвано изменение окраски катода? Составьте схемы электролиза.
Контрольные вопросы
Вариант 1
1.Дайте определение степени окисления атома элемента.
2.Выберите из предложенных веществ те, которые могут быть только окислителями: KMnO4, H2O2, H2SO4, KNO2, Al, O2.
3.Рассчитайте ЭДС данного гальванического элемента
(-): Al/ AlCl3(0,1 моль/л)//CrCl3(0,1 моль/л)/Cr: (+)
4. Какие металлы, могут вытеснять водород из воды: Li, Mn, Na, Pb, Sn.
5.Составьте схему электролиза водного раствора LiCl.
Вариант 2
1.Дайте определение процессам окисления и восстановления.
2.Выберите вещества, в которых азот проявляет низшую степень окисления:
N2O, NH3, NF3, (NH4)2SO4 , NO2.
3.Рассчитайте ЭДС гальванического элемента
(-)Mn/ MnSO4 (0,01моль/л)//PbSO4(0,01моль/л)/Pb(+)
4.Какие металлы, могут вытеснять медь из раствора CuSO4: Ca, Co, Sn, Au.
5.Составьте схему электролиза водного раствора Ag2SO4.
Вариант 3
1.Что называется окислителем и восстановителем? Приведите примеры простых и сложных веществ выступающих в качестве окислителей и восстановителей.
2.Определите, к какому типу ОВР, относится данная реакция:
Pb(NO3)2 → PbO + NO2+ O2
3.Рассчитайте ЭДС гальванического элемента
(-)Ni / Ni(NO3)2 (0,001моль/л) // Pt(NO3)2 (0,001моль/л) /Pt(+)
4.Выберите металлы, которые могут вытеснять из разбавленного раствора соляной кислоты водород: Mg, Zn, Hg, K, Fe, Cu, Pt.
5.Составьте схему электролиза водного раствора CaSO4.
Вариант 4
1.Высшая, низшая и промежуточные степени окисления. Приведите примеры.
2.Определите, к какому типу ОВР относится данная реакция:
I2 + AgNO3 → AgIO3 + AgI + HNO3 + H2O
3.Рассчитайте ЭДС гальванического элемента
(-)Bi / BiCl3 (1моль/л) // AuCl3 (1 моль/л) / Au(+)
4.Выберите металлы, которые могут вытеснять из разбавленного раствора серной кислоты водород: Be, Ti, Zn, Cd, Sn, Cu, Ag.
5.Составьте схему электролиза водного раствора PtCl2.
Вариант 5
1.Окислительно-восстановительная двойственность. Приведите примеры веществ, в которых атомы обладают этой двойственностью.
2.Определите, в каких соединениях хлор проявляет высшую степень окисления: KCl, PCl5, Cl2O, Cl2O7, Ca(ClO)2, KClO4, Cl2.
3.Рассчитайте ЭДС гальванического элемента
(-)Zn / ZnSO4(0,0001моль/л)// HgSO4(0,001 моль/л) / Hg(+)
4.Выберите металлы, способные замещать железо в растворах его солей:
Al, K, Au, Zn, Ni, Cu, Li, Mg, Ag.
5.Составьте схему электролиза водного раствора Al2(SO4)3.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 2002.
2. Коровин Н.В. Общая химия. – М.: Высшая школа, 1998.
3. Лучинский Г.П. Курс химии: учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1985.
4. Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2001.
5. Воробьев А.Ф. Практикум по неорганической химии / А.Ф. Воробьев, С.И. Дракин, В.М. Лазарев, К.К. Власенко – М.: Химия, 1984.
6. Семешин В.И. Практикум по общей химии. – М.: Химия, 1987.