Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.
Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Например, затраты на возведение и эксплуатацию маяка не зависят от количества проплывающих мимо него судов. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа. Маяк обеспечивает безопасное плавание всем судам, попадающим в радиус действия его сигналов. Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение. Налицо, таким образом, некая особая группа товаров, производство и распределение которых исходя, из самой их природы, подлежит государственному контролю. Их можно было бы назвать «чисто общественными товарами». Например, утверждение ставок «маячного сбора», который платят владельцы судов за каждый кубометр условного объема судна при каждом входе в порт или транзитном проходе. Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо, если выгоду извлекает, прежде всего, владелец порта, речь идет скорее о частном благе.
Опыт постиндустриального общества показывает, что рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создания и реализация общественных благ является задачей государства. Однако общественные блага не являются однородными. Они выступают как чисто и частично общественные блага. Производство чисто общественных благ полностью возлагается на государство (охрана общественного порядка, например). В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом государство гарантирует лишь такой уровень воспроизводства частично общественных благ, который в данный момент может быть обеспечен ресурсами государственного бюджета, определяемого в свою очередь развитием производства.