Л. Управление качеством

69. Сущность качества и управления качеством.

Развитие менеджмента качества в направлении обеспечения качества выпускаемой продукции. Закономерность изменения подходов к менеджменту качества. Возникновение универсального менеджмента качества. Назначение комплекса международных стандартов на системы качества ИСО. Развитие обеспечения гарантий прав потребителя на информацию о качестве продукции. Многомерность понятия качества. Содержание процесса управления качеством. Методы управления качеством: дифференциальный метод оценки управления качеством, метод комплексной оценки, смешанный метод оценки. Три типа усовершенствования: контроль процесса, реактивное усовершенствование и семь стандартных шагов методологии реактивного усовершенствования, проактивное усовершенствование. Применение методов мозгового штурма и блок схем.

►Развитие менеджмента кач-ва в направлении обеспечения кач-ва выпускаемой продукции. Закономерность изменения подходов к менеджменту кач-ва. Возникновение универсального менеджмента кач-ва. Развитие обеспечения гарантий прав потребителя на информацию о кач-ве продукции. кач-во - 1. Совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу, пригодность к чему-л. (о лицах и вещах). 2. Степень ценности, пригодности, соответствия тому, каким следует быть (о вещах). Развитие принципов управления кач-вом рассматривается с точки зрения эволюции менеджмента и эволюции защиты, прав потребителя на информацию о кач-ве для гарантии соответствия продукции определенным стандартам кач-ва. Первой стадией развития индустриального менеджмента кач-ва явилась система Ф. У. Тейлора (1905 г.), положившая начало управлению кач-вом отдельных деталей и позволившая разделить продукцию на кач-венную и дефектную (брак). В 1924 г. были заложены основы статистических методов управления кач-вом, прежде всего за счет разработки контрольных карт (В. Шухарт), а также ключевых понятий и таблиц выборочного контроля кач-ва (Х. Додж и Х. Роминг). В 50-е гг. стали развиваться системные, комплексные принципы управления кач-вом, получившие название тотального управления кач-вом — TQC (CWQC). Эти принципы позволили объединить и скоординировать оперативную работу всех подразделений предприятия. В 80-е гг. были разработаны принципы тотального менеджмента кач-ва (TQМ), направленные на достижение современного успеха путем удовлетворения существующих и предполагаемых требований потребителя. В начале 90-х гг. сформировались принципы универсального менеджмента кач-ва (UQM), позволяющие одинаково успешно применять концепцию TQM не только промышленными предприятиями, но и организациями обслуживания. ►Назначение комплекса международных стандартов на системы кач-ва ИСО. Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 - 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления кач-вом. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента кач-ва. ►Содержание процесса управления кач-вом. Процесс управления кач-вом содержит функции, к-е связаны между собой и в совокупности взаимодействия с внешней средой, формирования политики и планирования кач-ва, обучения и мотивации персонала, организации работ по кач-ву, контроля кач-ва, информации о кач-ве, разработки мероприятий по улучшению кач-ва, внедрения мероприятий. ►Методы управления кач-вом: дифференциальный метод оценки управления кач-вом, метод комплексной оценки, смешанный метод оценки. К методам управления кач-вом, которые еще называются инструментами менеджмента кач-ва, относятся так называемые "семь японских инструментов кач-ва", или "7Я". Среди них: 1. Лист сбора данных предназначен для регистрации возникающих событий, 2. Гистограмма это диаграмма в виде столбцов, на которой графически показано изменение какой-либо величины с учетом частоты распределения. 3. Потоковая диаграмма графическое отображение последовательности операций в рамках отдельного процесса, с указанием альтернативных путей развития событий в случае выполнения или невыполнения определенных условий. 4. Схема Исикава (причинно-следственная диаграмма) (причинно-следственная диаграмма) позволяет формализовать и структурировать причины возникновения того или иного события 5. Диаграмма Парето или ABC-анализ, позволяет выявить основные причины, оказывающие наибольшее влияние на возникновение той или иной ситуации. 6. Диаграмма корреляции (рассеивания) (диаграмма рассеивания) - графическое отображение отношения между переменными величинами, связанными между собой. 7. Контрольная карта Шухарта служит для наблюдения за протеканием процесса и для выявления отклонений от нормального хода событий. Практическую основу всех методов для однородной продукции составили дифференциальный (осуществляется, на основе непосредственного сравнения единичных показателей кач-ва оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями), комплексный (предусматривает использование определяющего показателя кач-ва) и смешанный методы. ►Три типа усовершенствования: контроль процесса, реактивное усовершенствование и семь стандартных шагов методологии реактивного усовершенствования, проактивное усовершенствование. Контроль за процессом. метод заключается в том, чтобы иметь стандартный процесс, использовать его для проверки того, отвечает ли продукт спецификации, а затем действовать, чтобы привести процесс обратно к стандарту. Реактивное усовершенствование. 7 шагов контроля за кач-вом (7 QC) или 7 шагов являются стандартной методологией для усовершенствования слабых процессов. Этот подход известен как реактивное усовершенствование, так как он реагирует на уже существующие слабые моменты. Проактивное ускорение. необходимо для создания новых продуктов, выбора новых направлений для наших компаний и разработки новых систем. ►Применение методов мозгового штурма и блок схем. Часто используемы на начальной стадии работы: Мозговой штурм - один из наиболее известных методов, применяемых для коллективного поиска решений. Основная цель метода - найти как можно больше различных направлений решения поставленной проблемы. Блок-схема — распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: