Лидерство и руководство — два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство — это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей (по Б. Калофу и С. Седербергу).
Лидерство — комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
— ассоциация с человеческими качествами,
— процессом, в котором "ведут ведомых",
— результатом деятельности человека.
1. Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается неофициально.
2. Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не является обладателем прав и полномочий.
3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений.
4. Руководитель несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты.
Лидер не несет перед законом ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит.
Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как "ведомые". Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже — наставлениями.
|
|
Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя.
Требования к руководителю
1I. В области интеллекта: достаточно высокий уровень развития общих и технических способностей, прежде всего логических и аналитико-синтетических, широкие профессиональные знания и умения, высокий уровень культуры и образованности, высокая профессиональная продуктивность.
2. Личностные особенности: склонность к лидерству, умение выстраивать отношения в малой группе, социальная смелость, независимость, самостоятельность в поведении, организованность, сдержанность, эмоциональная стабильность, уравновешенность, высокий самоконтроль, стрессоустойчивость, доброжелательность, чувствительность, интуитивность во взаимоотношениях с людьми, готовность к формированию новых групп и сотрудничеству.
3. Социально-поведенческие особенности: готовность активно действовать в сложных условиях, умение находить адекватный способ решения проблем, умение ладить с людьми, избегать проявления негативного отношения к ним.
4. Критерии групповой оценки личности: продуктивность и авторитетность в коллективе, способность к административно-организаторской и инженерно-организационной работе, производственная направленность личности - все эти оценки должны превышать средний уровень должностной группы.
|
|
Теории лидерства:
1-Сильный лидер, кот воздействует применением санкций, силы, формального авторитета.
2-Лидер-транзактор (создает определенные способы взаимодействия между членами команды).
3-Лидер-герой-визионер (чел, кот влияет на др силой своего убеждения).
4-Пассионарные личности (люди, кот способны предлож более высокие цели и способны повести за собой).
Стиль руководства - это постоянно повторяющиеся особенности деятельности, методы и приемы управленческого воздействия.
Авторитарный стиль необходим тогда, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, для членов группы неясна динамика, они не могут четко осознать, что происходит. Подчиненным предоставляет минимум необходимой информации. Около 90% поведенческих действий состоит из команд и приказов. Способы стимулирования подчиненных - негативные стимулы, наказания, угрозы, предостережения. Для межличностных отношений характерна дистанция, отсутствие эмоциональной близости, доминирование.
Демократический стиль руководства характеризуется децентрализацией управленческой власти, делегированием полномочий, активностью руководителя, ровностью в обращении. Способ предъявления требований к подчиненным - пожелания, советы, рекомендации в мягкой консультативной форме, активизация людей происходит через позитивные стимулы, поощрения, перспективы. Руководитель заботится о сплочении коллектива, однако, группа сама определяет нормы, формирует коммуникационную сеть. Обратная связь с начальством постоянна и, в основном, положительна. Руководитель учитывает индивидуальные особенности подчиненных, доверяет им -ненавязчиво поощряет самоконтроль, взаимоконтроль, общается на уровне партнерского общения.
Я - концепция - это относительно устойчивая, в той или иной степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Руководитель в любой ситуации, за редким исключением, ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Я-концепция выполняет тройную функцию: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, осуществляет регуляцию социального поведения личности и имеет несколько аспектов: образ Я (здоровье, пол, семья, социальное положение), самооценку (оценка своих психологических качеств поведения), социальную ориентацию руководителя (автономность, ориентация на оценку значимых других).