Билет №4 1. Психологические аспекты деятельности руководителя. Личность руководителя. Каф. псих

Лидерство и руководство — два основополагающих понятия, с ко­торыми связано эффективное управление организациями. Руководство — это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей (по Б. Калофу и С. Седербергу).

Лидерство — комплексное понятие, которое включает в себя не­сколько составляющих:

— ассоциация с человеческими качествами,

— процессом, в котором "ведут ведомых",

— результатом деятельности человека.

1. Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается неофициально.

2. Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не является обладателем прав и полномочий.

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей. Дея­тельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отно­шений.

4. Руководитель несет перед законом ответственность за деятель­ность группы и ее результаты.

Лидер не несет перед законом ответственности за работу груп­пы и за все, что в ней происходит.

Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся от­ношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как "ведомые". Неофици­альный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. В хорошо орга­низованных группах лидер чаще пользуется такими формами обра­щения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже — наставлениями.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления яв­ляется соединение в одном лице лидера и руководителя.

Требования к руководителю

1I. В области интеллекта: достаточно высокий уровень развития общих и технических способностей, прежде всего логических и аналитико-синтетических, широкие профессиональные знания и умения, высокий уровень культуры и образованности, высокая профессиональ­ная продуктивность.

2. Личностные особенности: склонность к лидерству, умение выстраивать отношения в малой группе, социальная смелость, неза­висимость, самостоятельность в поведении, организованность, сдер­жанность, эмоциональная стабильность, уравновешенность, высокий самоконтроль, стрессоустойчивость, доброжелательность, чувстви­тельность, интуитивность во взаимоотношениях с людьми, готовность к формированию новых групп и сотрудничеству.

3. Социально-поведенческие особенности: готовность активно действовать в сложных условиях, умение находить адекватный спо­соб решения проблем, умение ладить с людьми, избегать проявления негативного отношения к ним.

4. Критерии групповой оценки личности: продуктивность и ав­торитетность в коллективе, способность к административно-органи­заторской и инженерно-организационной работе, производственная направленность личности - все эти оценки должны превышать сред­ний уровень должностной группы.

Теории лидерства:

1-Сильный лидер, кот воздействует применением санкций, силы, формального авторитета.

2-Лидер-транзактор (создает определенные способы взаимодействия между членами команды).

3-Лидер-герой-визионер (чел, кот влияет на др силой своего убеждения).

4-Пассионарные личности (люди, кот способны предлож более высокие цели и способны повести за собой).

Стиль руководства - это постоянно повторяющиеся особенности деятельности, методы и приемы управленческого воздействия.

Авторитарный стиль необходим тогда, когда задача жестко струк­турирована, члены группы испытывают сильный стресс, для членов группы неясна динамика, они не могут четко осознать, что происходит. Подчиненным предоставляет минимум необходимой информации. Около 90% поведенче­ских действий состоит из команд и приказов. Способы стимулирования под­чиненных - негативные стимулы, наказания, угрозы, предостережения. Для межличностных отношений характерна дистанция, отсутствие эмоциональ­ной близости, доминирование.

Демократический стиль руководства характеризуется децентрали­зацией управленческой власти, делегированием полномочий, активностью руководителя, ровностью в обращении. Способ предъявления требований к подчиненным - пожелания, советы, рекомендации в мягкой консультативной форме, активизация людей происходит через позитивные стимулы, поощре­ния, перспективы. Руководитель заботится о сплочении коллектива, однако, группа сама определяет нормы, формирует коммуникационную сеть. Обрат­ная связь с начальством постоянна и, в основном, положительна. Руководи­тель учитывает индивидуальные особенности подчиненных, доверяет им -ненавязчиво поощряет самоконтроль, взаимоконтроль, общается на уровне партнерского общения.

Я - концепция - это относительно устойчивая, в той или иной степе­ни осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений ин­дивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Руководитель в любой ситуации, за ред­ким исключением, ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Я-концепция выполняет тройную функцию: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, осуществляет регуляцию социального поведения личности и имеет несколько аспектов: образ Я (здоровье, пол, семья, социальное положение), самооценку (оценка своих психологических качеств поведения), социальную ориентацию руководителя (автономность, ориентация на оценку значимых других).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: