Служебная этика госслужбы в исторической ретроспективе

Служилое сословие на Руси до XVII в: в Киевской Руси, в сущности, не было служебной повинности. Княжеская дружина со­стояла из лиц, добровольно поступивших на службу и остававшихся на ней, пока им это было выгодно. «Муж», явившийся к князю, обладал относительно независимым статусом, он не подчинялся правилам слу­жебной дисциплины, дружинник смотрел на службу как на средство удовлетворить честолюбие. Российская госслужба в XVII-XVШ вв: пе­реходом от службы государю к государственной службе, которая уже включала в себя мотивы служения не только лично государю, но и го­сударству. В начале XVIII в. завершается превращение отдельных по­ручений — приказов верховной власти — в постоянные должности. 1722 г. – Табель о рангах (узаконивание служебных отношений), в результате государственная служба выделяется в самостоя­тельную сферу деятельности, происходит корпоративизация государ­ственных служащих в особую профессионально-социальную группу. Государственная служба в XIX в: При Александре 1 – попытка модернизации Российского государства, переход от чиновничества к бюрократии (переход от эпизодического исполнения множества функций к систематизирован­ному и специализированному труду, увеличение разрешающих полно­мочий, объема административной работы, свободы принятия решений и их значения для других граждан). При Николае происходит военизация госаппарата. В 70-е гг. в умонастроениях чиновничества происходит некоторая либерализация, это выражалось в критике действий министров и завуалированном недовольстве российским самодержавием. С 1874 г. условием поступления на госслужбу стало отбывание воинской повинности. Устав о службе определял необходимые для чиновника этические качества: «1) здравый рассудок, 2) добрая воля в отправлении порученного, 3) человеколюбие, 4) верность в службе Его Императорскому Величеству, 5) усердие к общему добру, 6) честность, бескорыстие и воздержание от взяток.

Госслужба в советский период: планировали разрушить до основания буржуазный государственный аппарат, в новый аппарат привлечь сначала боль­шинство, а затем и «поголовно» всех трудящихся. Ленин считал, что чиновничество постепенно можно будет свести на нет, так как в государстве нового типа все смогут побывать в роли бюрократа, но никто не сможет стать бюрократом, «все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял», но незадолго до революции Ленин уже писал о том, что участие в управлении го­сударством всех трудящихся невозможно.

В Советском Союзе был выстроен своеобразный механизм инкор­порирования в чиновничье сообщество новых членов. Главным центром политической силы была компартия, именно она контролировала кад­ровую политику и конкретные кадровые назначения в наиболее значи­мые госструктуры. Сложившийся подход к контролю за распределением должностей получил название номенклатурного. Номенклатура - пере­чень, совокупность понятий, предметов, явлений. Была закреплена практика рекомендаций подобранных заранее конкретных лиц на выборные должности.

Госслужба в новой России: В законе была произведена идентифика­ция этой профессиональной группы, прописаны ее структура, задачи и ограничения. Закон также определил понятие «государственный служащий». Госслужащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке уста­новленном федеральным законом, обязанности по государственной должности госслужбы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта федерации.

Госслужащим запрещалось заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме научной, преподавательской, иной творческой, а также принимать подарки, участвовать в забастовках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: