Конфликт – это наиболее острое противоречие м/у субъектами конфликта, способ его разрешения, возникающий в процессе взаимодействия субъектов конфликта и сопровождающийся, как правило негативными эмоциями.
В российской управленческой науке существует единогласный подход относительно признаков конфликта:1)наличие ситуаций, воспринимаемой участниками, как конфликтной;2)желание участников конфликта продолжить конфликтное взаимодействие до достижений своих целей;3)осознание конфликтного взаимодействия двух сторон третьей стороной.
К- существуют только тогда, когда присутствуют все три признака.
Виды конфликтов:
По природе возникновения: социальные (между социальными группами), национальные, этнические, организационные, эмоциональные,;
Направленности действия: вертикальные, между различными уровнями иерархии, руководитель – подчиненный; горизонтальные, между руководителями одного уровня;
От количества участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
По степени выраженности: открытые, скрытые, потенциальные;
По способу разрешения: антагонистические (до победы), компромиссные (соглашение достигается путем взаимных уступок).
По функциям: конструктивные и деструктивные.
Функции конфликта: а) позитивная, ведет к разрядке напряженности между конфликтующими сторонами, сплачивает конфликтующие стороны, особенно если есть противоборство с внешней стороны;б) негативная, ведет к эмоциональным и материальным затратам, снижению дисциплины в организации, ухудшается морально-психологический климат, ущербу работе по достижении конечной цели.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс.
Управление конфликтом включает в себя:1)прогнозирование конфликта;2)предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других;3)прекращение и подавление конфликтов;4)регулирование и разрешение.
Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и разрешение.
Регулирование конфликта - это действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта - это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения.
Этапы регулирования конфликта:1)признание и выявление как реальности;2)легитимизация конфликта;3)институционализация и рационализация конфликта;4)ослабление его и перевод в другое русло и на другой этап.
Подавление конфликта - насильственное устранение одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Самый неприемлемый метод борьбы с конфликтом. Компромисс - самый удачный способ регулирования конфликта. Он означает, что все конфликтующие стороны ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно их желания невыполнимы. Позитивный метод урегулирования конфликта - переговоры.
Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случает, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы. Если же переговоры понимаются именно как средство урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки.
БИЛЕТ № 13






