Современные российские журналы: тенденции развития

Процессы развития современных российских журнальных изданий, несмотря на специфические национальные черты, вполне отвечают общим мировым тенденциям журналистики. Ведущими направлениями развития журналов можно считать:

дальнейшую концентрацию и монополизацию журнального рынка,

усиление влияния экономических факторов, связанных с рекламной зависимостью бюджета изданий и с необходимостью усовершенствования системы распространения,

специализацию и сегментацию аудитории изданий,

конвергенцию с другими цифровыми медиа.

Создание крупных медиакорпораций, активное развитие региональных журналов, приход на российский рынок крупных иностранных медийных брендов, – это основные процессы, которые происходят сегодня в журнальном сообществе.

Концентрация и монополизация журнального рынка. Журнальная индустрияпроцветает и активно консолидируется. Постоянно появляются новые издания, как традиционные печатные, так и Интернет-журналы. Большинство из них умирает или поглощается крупными концернами и группами, которые смогут обеспечить новичка связями с рекламодателями, а в перспективе – лучшим распространением тиража. Фактически, большинство наиболее популярных и крупных журналов издается несколькими концернами.

Так, на российском журнальном рынке основными медиакомпаниями являются:

• международные издательские дома: Independent Media, Hachette Filipacchi Shkulev + ИнтерМедиаГруп, BURDA, Conde Nast, Gruner & Jahr, Axel Springer, Bauer, Эгмонт-Россия, Эдипресс-Конлига;

• частные издательские дома: За рулем, РБК, Парлан Паблишинг, СК-Пресс, Здоровье, Венето, Авторевю;

• частные издательские дома, принадлежащие финансово-промышленным группам: Коммерсантъ, Форвард-Медиа, Проф-Медиа;

• государственные издательские дома: Газпром-Медиа.

Значительная активизация журнального рынка в России связана с распространением на ее территории брендов крупнейших мировых медийных игроков.

Журналы являются объектом интереса не только для издателей, но и для инвестиционных компаний, для крупных финансово-промышленных групп. Инвестировать в журналы уже считается прибыльным и интересным. В дальнейшем это будет проявляться в большей степени» [1].

Подтверждение тому российский опыт ИД Hachette Filipacchi Shkulev, основанного в 1995 г. Hachette Filipacchi Shkulev – совместное предприятие, входящее в состав Hachette Filipacchi Medias, крупнейшего международного издательского холдинга. Hachette Filipacchi Medias издает 262 издания в 39 странах мира, общим тиражом свыше 1 млрд экз. в год. Совокупный доход компании за 2004 г. составил 2,2 млрд евро. Выпускает в России журналы Elle, Marie Claire, Maxim, Psychologies, Счастливые Родители, Elle Girl, Elle Decor [2].

В сентябре 2003 г. был основан ИД Axel Springer Russia, подразделение Axel Springer AG, который является крупнейшим издателем печатной продукции в Германии и одним из ведущих международных медиаконцернов, выпускает более 150 газет и журналов в 27 странах мира. В России ИД Axel Springer Russia продвигает журналы Forbes, Newsweek, Wallpaper.

Для выпуска российских версий глобальных журнальных брендов, издательские дома могут консолидироваться, как, например, ИД Independent Media и издательская группа Hearst Corporation, которые объединились и создали совместное предприятие для издания российской версии американского журнала Esquire (права на бренд принадлежат Hearst Corporation). По аналогичной схеме эти компании выпускают журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper’s Bazaar и др.

В секторе женской журнальной периодики подавляющее большинство продуктов (от 80% до 100% в зависимости от сегмента) представляют адаптированные журналы иностранного происхождения [3]. Практически все глобальные журнальные бренды нашли свою нишу и продолжают адаптироваться к российским реалиям. Крупнейшие иностранные компании выпускают в России как приложения к раскрученным брендам (например, ИД Hachette Filipacchi Shkulev выпускает приложение к журналу Marie Claire – «Marie Claire Красота», ИД Axel Springer – к журналу ForbesForbes Style), так и суббренды, т.е. новые журналы, названия которых находятся в связке с признанными изданиями (например, Elle Girl (ИД Hachette Filipacchi Shkulev), Cosmopolitan Shopping, Cosmo Beauty (ИД Independent Media)) [4].

Учитывая последствия процесса глобализации информации, связанные с унификацией содержания изданий, перспективным направлением развития можно считать регионализацию информации при наличии глобального информационного пространства. Ведущие мировые журнальные бренды активизировали разработку и выпуск региональных суб-изданий в ближнем зарубежье - Казахстане и Украине:

Cosmopolitan Казахстан и Cosmopolitan Украина, Esquire Казахстан.

Проблема концентрации отечественных медиакорпораций своеобразно выразилась в почти тотальном сосредоточении издательской деятельности в столице, что связано с размещением в Москве крупнейших рекламодателей, основных ресурсов по полиграфическому исполнению и распространению прессы (до 92% журналов издается в Москве). Возможный путь разрешения этой проблемы – увеличение темпов развития региональных журналов. В этом сегменте журнального рынка наметился весьма активный количественный рост. Например, группа «Эксперт» запустила региональные издания Эксперт - Северо-Запад, Эксперт-Сибирь, Эксперт-Урал, Эксперт-Волга, а также два международных проекта – Эксперт - Казахтан и Эксперт-Украина. Причем это не «кальки» центрального издания, а полноценные региональные деловые журналы со своим контентом и рекламой. Конечно, активнее региональная журнальная пресса развивается в крупных регионах и городах, например, в группе региональных версий Эксперта самыми успешными предсказуемо стали Эксперт-Сибирь и Эксперт-Урал.

Таким образом, на российском издательском рынке отчетливо прослеживается тенденция к объединению издательских домов, издательской индустрии. За последние годы процесс концентрации углубился, увеличилось число журналов, находящихся в собственности медиакорпораций, и уменьшилось количество независимых изданий. Вполне возможно, что оставшимся независимым игрокам вскоре придется или укрупняться до лидирующего в данном сегменте объединения, или входить в крупные корпорации.

Основными параметрами журнального рынка считаются:

• количество журналов,

• продаваемый тираж,

• размер аудитории,

• доходы от продаж рекламы,

• доходы от продаж тиража.

Всего на 2007 год в РФ зарегистрировано 23.500 наименований журналов. Ядро – 242 журнала. Совокупная аудитория читателей журналов - 12 млн. 614,7 тыс. человек. С 2000 года прирост аудитории журналов составил 35% (с 9 млн. 389 тыс.) [6].

Внушительной по численности является подгруппа молодежной аудитории, читающей в большей степени журналы, а не газеты и книги. Молодежная аудитория в возрасте от 16 до 24 лет за период с 2002 по 2007 год прибавила 28%; с 24 до 34 лет (2001 - 2007 год) – 35%. 53% читателей журналов – это люди до 34 лет, а 31% - до 24 лет. Т.о., можно констатировать внимание к журналам молодой аудитории.

Чтобы быть прибыльными, журналы борются за наибольшую возможную аудиторию, которую они могут достигнуть в пределах их потенциальной целевой группы.

Доходы журналов складываются из средств от продажи тиража, подписки и рекламы. доля каждой части дохода зависит от типа издания. но для большинства журналов реклама является основным источником годового дохода. В России потребительские издания получают примерно 38% доходов от рекламодателей и 62% от продаж (для сравнения – в США 67% совокупного дохода журналов приходилось на доход от продажи рекламы, и соответственно, 33% на доход от продажи тиража). Отечественные деловые и профессиональные журналы, наоборот, получают 82% доходов от рекламодателей и 18% от продаж [9], потому что распространяются в основном бесплатно. Для многих немассовых журналов, таких как профессиональные журналы по отдельным отраслям промышленности, реклама, более важна, чем доходы от тиража. В компьютерной и телекоммуникационной промышленности многие журналы, такие как Network World, рассылаются бесплатно тем профессионалам, которые принимают решения о покупке оборудования, т.к. это более эффективная реклама. Решения журналов снабжать подобной подпиской убеждают рекламодателей размещать ее именно в этом журнале. Таким образом, в зарубежной и отечественной практике принято выделять четыре основные группы изда­ний, распространяющихся преимущественно по подписке:

—профессиональные журналы;

—специализированные журналы (как и газеты);

—общественно-политические еженедельники (и журнального, и га­зетного типа);

—популярные массовые журналы-ежемесячники, хотя их специфика такова, что большая половина тиража все же идет в розницу.

В розницу распространяются в основном:

—массовые еженедельники;

—глянцевые журналы [10].

Если весь рынок печатных СМИ в России оценивается в 3-4 млрд долл., то журнальный сектор составляет примерно половину, т.е. 1,5 млрд долл [11]. В структуре российского рекламного рынка газеты занимали 5,8%, в то время как журналы в два раза больше – 11,6%. рекламные бюджеты в сфере периодики занимают ведущее место в бюджете изданий. Стремительно растет доля информационно-рекламных изданий, уменьшается доля изданий, рассчитанных на аудиторные группы с невысокой платежеспособностью: дети, молодежь, работники науки, образования, пенсионеры. Одновременно увеличивается доля элитарных изданий, где эффективность рекламы значительно выше [12].

Конвергенция журналов с цифровыми медиа. наряду с традиционными каналами – бумажный вариант журнала - медиасодержание сегодня может распространяться по офлайновым (компакт-диск, DVD) или онлайновую (сетевой журнал) каналам. Так, с октября 2007 г. каждый номер журнала ComputerBild выходит с DVD. На диске кроме «программной» части с антивирусами, играми и утилитами, «медийная» часть с хорошим художественным фильмом.

Часть тиража крупнейшего компьютерно-игрового журнала России Игромания комплектуется одним двухслойным DVD, а другая - двумя двухслойными DVD. Один из них целиком отдан под видео (трейлеры, тизеры, видеоновости, видеообзоры, репортажи собственного производства, выпуски телепередачи «От винта!»), второй — под демоверсии, моды, дистрибутивы онлайн игр (как полностью, так и временно бесплатных), флэш-игры, коды, сохранения, обои, утилиты для вскрытия и редактирования игр [28].

Есть любопытные примеры конвергенции бумажной версии журнала и радиостанции: с 2007 г. на радио Эхо Москвы собственную программу запустил журнал Личный бюджет (ИД Creative Media). Материалы программы основаны на статьях журнала, и в соответствии с заявленной темой приглашаются эксперты из редакции и представители финансовых кругов, профессионалы в обсуждаемых вопросах. В ноябре 2008 г. стартовала новая радиопрограмма Мамина школа — совместный проект радиостанции Моя семья и журнала Мой кроха и я. обсуждаются важные для читателей журнала вопросы по беременности и родам с лучшими акушерами-гинекологами. эфиры посвящены детям, их здоровью, воспитанию, психологии, развитию. В качестве специалистов и гостей приглашаются известные педагоги, воспитатели и детские психологи, эксперты журнала Мой Кроха и я [30].

Пока в противостоянии «бумажной» версии журнала и его электронного варианта, лидирует традиция, но до 60% читателей хотели бы иметь доступ к информации еще и через сеть. Особенно стоит обратить внимание на подростковую группу аудитории, потому что в ней «соотношение тех, кто предпочтет получить информацию из Интернета, и тех, кто скорее купит бумажный вариант, примерно 60% к 40%.

По данным исследований, совокупная доля тех, кто станет читать журнал посредством мобильного устройства или «напечатанный» электронными чернилами, составляет 25%. Мужчины готовы получать информацию только из сети в большей степени, чем женщины (41% против 29%). Это, соответственно, отражается на склонности читать онлайн-журналы того или иного формата: больше всего потенциальных потребителей у сугубо мужских онлайн-журналов (65%), меньше всего — у сугубо женских (42%) [32].

Наконец, современным каналом получения цифровых медиапродуктов является мобильный телефон, способный принимать информационные сообщения, графическую информацию, даже небольшие видеоклипы. В 2007 г. Издательский дом Independent Media Sanoma Magazines(IMSM) при участии компании WapStartзапустил мобильную версию журнала Cosmopolitan - wap.cosmo.ru. Вап-сайт, как и Интернет-версия журнала, включает самые популярные рубрики, тематические подборки статей. Читатели теперь могут с помощью мобильных телефонов не только получать информацию о новых выпусках издания, но и общаться на форуме, комментировать статьи, участвовать в голосованиях, опросах, загружать фотографии со своего мобильного телефона и даже скачивать бесплатный контент. Мобильные пользователи смогут получать прогноз погоды и персональный гороскоп на свои телефоны в виде ссылок в SMS-сообщениях.

Как считают эксперты, «слияние офф-лайна и он-лайна делает российский медиарынок привлекательным для крупных инвесторов» [34].

Электронные «журналы», не имеющие бумажных версий, превратились в серьезных конкурентов традиционной журнальной периодики во многом благодаря новым мультимедийным характеристикам: звуку, анимации, гипертексту, электронным архивам, различным видам обратной связи с аудиторией.

Журнал Vogue запустил рекламно-информационный портал на широкополосном сайте ShopVogue.tv и активно привлекает интернет-рекламу. На сайте демонстрируются те же товары рекламодателей, что и в бумажной версии, рекламодатели на определенных условиях получают не просто дублирование своей рекламы на сайте, но возможность дополнительной загрузки рекламных материалов [37].

В России тенденция конвергенции журнального рынка и Интернета активнее стала проявляться в 2006-2007 гг., когда крупнейшие журнальные медиакомпании обратились к освоению мультимедийного пространства. Например, Газпром-медиа и Проф-медиа конвергируют Интернет-ресурсы со своими традиционными СМИ; активизируется Интернет-ресурс журнала Эксперт; в 2007 г. был создан Коммерсантъ. Холдинг, который стал мультимедийной площадкой для взаимодействия бумажных СМИ, радиостанции и телепроектов. Холдинг РБК под одним брендом выпускает и газету, и журнал, и телеканал, и сайт [40]. Визитная карточка РБК, безусловно, - финансово-экономический портал www.rbc.ru. Кроме того, компания владеет и другими площадками в Сети. В 2006 году ежемесячная аудитория всех интернет-ресурсов компании достигла 14 млн человек [41].

Интерактивность. Еще одно преимущество конвергентных СМИ перед старыми – это интерактивность, то есть возможность осуществлять обратную связь, которая была затруднительна для бумажных медиа. Благодаря интерактивности, пользователь может создавать персонифицированный контент.

Интерактивность идет рука об руку с медийной демассификацией и индивидуализацией, когда потребитель сам формирует свое информационное меню, выбирая интересующие материалы, мультимедиа и передачи интернет-вещания. благодаря комментариям читателей, их новостям, видео- и аудиофайлам, журналист получает непосредственный отклик на свою работу, а сама аудитория становится участником процесса формирования «народной журналистики».

С 2008 года журнал МедиаПрофи (первое профессиональноеиздание, адресованное лидерам российского теле- и радиовещания на территории всей страны) запустил в работу свое интернет-представительство [42]. Помимо возможности доступа к полным версиям номеров журнала (для подписчиков), на сайте регулярно обновляется раздел «Практикум», в котором ведущие специалисты медиа-индустрии делятся опытом и дают прикладные советы своим коллегам. Специальные разделы сайта посвящены юридическому консультированию медиакомпаний, которые в порядке «Обратной связи» смогут получить ответ на любой заданный редактору раздела вопрос. На сайте работает форум, в котором любой желающий может запустить обсуждение актуальной для него темы.

На форуме журнала для мужчин Men's Health обсуждаются темы фитнеса, мужского здоровья и спортивной формы, секса и психологии отношений, правильного питания и профилактики заболеваний, куда поехать, где отдохнуть, определяются мнения и пожелания читателей касательно контента журнала по итогам каждого года. На специализированном форуме «Вторая жизнь» обсуждаются публикации в номерах Men's Health, вызвавшие интерес, протест, одобрение, возмущение, вопросы и т.п. форумчан-читателей журнала [43]. Проводятся интерактивные опросы и акции, привлекающие читателей. Читателю предлагается написать о людях, рисковавших жизнью ради спасения других, и при помощи журнала эта история облетит весь интернет. Или придумать тему для статьи в одну из основных рубрик Men's Health, кратко описать ее и выбрать для нее автора из предложенного редакцией списка. Готовые статьи публикуются в журнале.

летом 2008 г. американский журнал Esquire, стал первым изданием, использовавшим технологию электронных чернил. Как сообщала пресса, «журнал вышел со встроенным в обложку небольшим дисплеем, на котором отображалась надпись «XXI век начинается» и реклама Ford Flex. Экран был встроен только в 100 тысяч экземпляров журнала и к тому же мог демонстрировать только одно сообщение. Со временем специальные устройства для чтения потребуются и журналам, но не раньше, чем как минимум 60% их читателей окончательно переберется в сеть.

Т.о., конвергенция трансформирует и журнальный контент, и форму подачи материала, и организацию редакционного процесса, формируя новую модель развития для медиакомпаний.

***

Если в 2007 г. российский журнальный рынок демонстрировал стабильно положительную динамику развития, то в 2008 г. этот процесс был оборван мировым экономическим кризисом. Исследователи прогнозируют падение прибылей в секторе изданий класса luxury с одновременным расширением читательской аудитории у более доступных по цене изданий. В качестве возможных перспектив развития отечественного журнального рынка отмечается конвергенция, но при этом высказываются опасения по поводу скромного охвата аудитории Интернета в России – 25 млн. человек, т.е. около 18 % населения [47]. Более действенным направлением считается освоение регионального рынка при условиях решения проблем с распространением и подпиской.

Interview — российский журнал, аналог американской версии журнала, основанного Энди Уорхолом в 1969 году в США. Издание публикует интервью выдающихся художников, музыкантов, дизайнеров, режиссёров и актёров.

Американская версия журнала появилась в 1969 году. Её основателем был Энди Уорхол, знаменитый художник и пионер поп-арта. На сегодняшний день журнал, под руководством известного коллекционера современного искусства и нью-йоркского издателя Питера Бранта, продолжает традиции Уорхола, публикуя интервью выдающихся художников, музыкантов, дизайнеров, режиссёров и актёров[1].

Как сообщало информационное агентство РИА Новости, в июне 2011 года было объявлено о запуске российской версии журнала (в ноябре 2011). Издание первого номера было запланировано на конец ноября, федеральным тиражом в сто тысяч экземпляров[1]. Главным редактором была назначена Алёна Долецкая, в течение тринадцати лет возглавлявшая российское издание журнала Vogue. В пресс-службе издательства говорили, что журнал будет издаваться для современной творческой аудитории, с периодичностью выхода — 10 номеров в год (сдвоеннные летний и зимний номера).

Interview — журнал для ярких творческих людей нашего времени. Interview не ограничивает свою целевую аудиторию общепринятыми рамками: в мире Interview успешно сосуществуют мода и деньги, слава и секс, эпатаж и деликатность, амбиции и власть, субкультура и утончённый стиль, успех и самоирония. Interview создан для образованного, увлечённого, открытого всему новому читателя, который придаёт большое значение качеству жизни[1

Рубрики журнала

ИСТОРИЯ

КИНО

ЛИТЕРАТУРА

МОДА

МУЗЫКА

ТЕАТР

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

ФОТОГРАФИЯ

ШОУ-БИЗНЕС

Российская версия Interview стала началом более масштабной европейской экспансии: в начале 2012 года журнал также будет выпущен на немецкий рынок. После России и Германии ИД планирует в Европе запуск других изданий и проектов.

Содержание

Журнал «ИНТЕРВЬЮ» январь-февраль 2013

Елена Яковлева

Портрет современницы: от интердевочки до Каменской

Дмитрий Хворостовский

"Когда я пел, люди плакали"

Жан Дюжарден

Застенчивый герой

Василиса Володина

Главная по тарелочкам

Вахтанг Кикабидзе

Заповедь горца

Марина Голуб

Последнее интервью

Юлия Коган

Дива из "Ленинграда"

Культовое кино

10 фактов о фильме "Стиляги"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow