Билет №4. Типологическая классификация журналов

Журнальная периодика — активно развивающийся сектор пе чатных СМИ. Журналы — периодика хотя и «замедленная», но цикличная: ежемесячники и еженедельники (научные, научно-публицистичес кие, литературно-публицистические, популярные и пр.) служат целям социального ори ентирования, представляя сведения о жизни общества во всех ее проявлениях, несут аудитории информацию, не связанную напря мую с необходимостью быстрого отклика на события, но непре менно актуальную. Даже «развлекательные» журналы ориентиру ют—в мире досуга, модных увлечений, эстетических и хобби-предпочтений наших современников, показывают, что творится вокруг: что типично, что ново, что тревожно...

Сегодня журнал — издание не обязательно очень объемное (иные газеты толще журналов), однако журнальный формат не пременно предполагает расширенный объем, что стимулирует пуб ликацию крупных материалов — исследовательских и художествен ных; в содержании доминируют не новости, а их интерпретация. В отличие от газет, поставляющих оперативную информацию, жур налы предлагают информацию как бы внеоперативную (познава тельного, культурологического плана), более чем газеты они спо собны быть изданиями рекомендательными и просветительскими.

Изначально в отличие от газет журналы виделись изданиями для обстоятельного, спокойного чтения, для раздумья над инфор мацией. И хотя среди них есть и такие, что предназначены «для пролистывания», все же общение читателя с журналом предпола гает весьма тесный контакт, более «личностный», нежели с газе той или телепрограммой.

Итак, объем, формат, периодичность, — вот что обусловлива ет главные различия между газетой и журналом.

В нашей стране выходит около 14 тысяч журналов; рынок прес сы предлагает большое их разнообразие.

Основные параметры типологии журналов

Выделяют четыре основных параметра типологии журналов: характер аудитории, предмет, целевое назначение, характер изложения. Рассмотрим их более подробно.

Характер аудитории. Аудитория журнала может быть массовой, или специальной, профессионально ориентированной (включая сюда и научную аудиторию, и практиков—работников производств, и непрофессионалов с некоторой подготовкой) либо обособленной по иному признаку (политические, религиозные пристрастия, социальный слой и пр.).

Предмет (отражаемая сфера действительности). Это наиболее крупные сферы внимания, соотнесенные с интересом аудитории, — политика, культура, искусство, наука, производство, коммерция, досуг. Они дифференцируются по темам (экологические, религиозные, краеведческие, медицинские, хобби-журналы и пр.).

Целевое (функциональное) назначение. Журналы могут представлять воззрения определенных слоев общества, содействовать функционированию предпринимательских, научных и коммерческих структур; удовлетворять духовные, профессиональные запросы личности, представлять приватные интересы (мир увлечений, самообразование, коллекционирование, мода и пр.).

Характер изложения. В журналах возможен научный, деловой, информационный, публицистический, художественно-публицистический стиль, а также научно-популярный, общедоступный, I информационно-иронический (такая манера свойственна, например, журналам, связанным с молодежной культурой), визуализированный язык иллюстраций и дизайна.

Учитывая все эти четыре параметра (по классификации А. Г. Бочарова), можно дать достаточно четкую характеристику издания. Например: «массовый общественно-политический иллюстрированный журнал».

Роль каждого конкретного журнала может быть скорректирована при определении его места в ряде параллельных возможных вариантов. В соответствии с этим различаются журналы:

универсальные и специализированные;

социально ориентированные и личностно ориентированные;

политизированные и деполитизированные;

обычные и дайджесты;

ежемесячники и еженедельники;

чисто текстовые и иллюстрированные;

качественные и массовые;

«для всех» и «для особой аудитории».

Разделение по периодичности выхода. Ежемесячников большинство; среди них и «толстые» литературно-художественные журналы, и издания научно-технические, научно-популярные, рекреативные (досуговые); это наиболее древняя, исторически сложившаяся структура, предполагающая акцент на информацию, актуализированную в рамках месяца.

Еженедельники — «тонкие» оперативные журналы — получили широкое распространение с середины прошлого века. они дают информацию не событийную, а тематически-познавательную, ана литическую, сопоставительно-комментарийную, образную. Предлагая разработку и освещение таких вопросов, актуальность кото рых связана с временным отрезком «неделя», этот тип издания сообщает о событиях отстоявшихся, однако еще «не остывших». Наиболее интересные происшествия укрупняются: во-первых, уси лением наглядности важного факта (репортажи, интервью со сви детелями), а во-вторых — интерпретацией, анализом (коммента рии, интервью с экспертами, расследования). Необходимость по давать «неделю» в одном номере, объединять новости вчерашнего дня оборачивается своеобразным преимуществом: обзорностью, сведением воедино наиболее важного и актуального. События пред стают в обрамлении других возникших ситуаций, в сопоставлении с другими событиями недели, что позволяет выстраивать факты в перспективе, прояснять тенденции. Особая периодичность ежене дельника дает возможность творчески использовать и совершен ствовать оперативное комментирование.

Журналы с иной периодизацией, помимо ежемесячников и еженедельников, редки; например, с периодичностью раз в два месяца, раз в квартал выходят узкоспециализированные либо се зонные издания (журналы мод).

Важнейшая характеристика большинства журналов — наличие в них иллюстраций. Прежде всего имеются в виду фотоиллюстрации — без них не обходятся сегодня многие весьма солидные, деловые, корпоративные издания, не говоря уже о прессе популярной. Кроме фотографий иллюстрирование сегодня предполагает и рисунок (Сегодня иллюстративная сторона работы журналов — это документально-репортажная, декоративно-графическая оформитель ская игра пространством полосы, шрифтами, рисованными миниатюрами, художественные репродукции, коллажи, реклама. Ведущей оказывается роль иллюстраций в журналах, предназначенных в основном для просматривания, пролистывания (о свадебных церемониях, интерьерах, декоративной косметике, прическах и пр.), и в рекламно-информационных журналах, где художественная фотография выступает аналогом красоч ной рекламы, где широко используются средства буклетной оформительской техники. В целом иллюстрирование в большинстве современных российских журналов дополняет и меняет событийную информацию и, кроме того, призвано оказывать эстетическое воздействие (особенно в культурологических и художественных журналах).

Разделение по качеству характерно для прессы в целом: как правило, «массовые» издания нацелены на широкую аудиторию, несут информацию, соответствующую ее уровню и потребностям, а «качественные» ориентированы на ведущие в культурном смысле социальные пласты, на людей, направляющих политику государства, его экономику.

В мире журналов «массовые» составляют наиболее значительную группу; их воздействие распространено на многие социально-профессиональные, возрастные и прочие слои аудитории. Среди массовых в свою очередь выделяются «бульварные», чисто развлекательные издания (к примеру, появилось множество так называ-1 емых «кроссвордных журналов»).

В то же время некоторые журналы самых разных направлений — и общественно-политические, и политико-экономические популярные, и специализированные, и журналы «стиля жизни» претендуют на роль качественных.

Как свидетельствует мировая практика, для большинства ка чественных изданий приоритетно освещение общественно-политической жизни и экономики. качествен ному изданию, его читателям интересны вариативные точки зрения; список рубрик широк; комментарии ориентированы на достаточно образованного читателя (отсекаются некоторые возрастные и не только возрастные груп пы). Издания, стремящиеся встать в ряд «качественных», хотят иметь не просто успех, но авторитет; эта заявка предполагает ряд условий качества работы, таких как сбалансированность позиций, этическая точность редакционных реплик, полемическая коррект ность и пр., а в целом — безусловный профессионализм во всем: в работе литературной, общередакционной, дизайнерской, исклю чающий ошибки по неумению, неловкости и небрежности.

Качественное издание может появиться и в бизнес-прессе, и среди «толстых» журналов, и в научно-публицистической перио дике, и в группе универсальных журналов для семейного чтения, но обязателен выход в общесоциальное содержание, к проблемам прав личности, общественного развития. В свете просветительс ких, культурологических задач качественная пресса помогает соотносить ценностные представления разных социальных групп, их политические пристрастия и экономические интересы.

Журналы современной России, как и повсюду в мировой прак тике, разделяются на издания с широким диапазоном информа ции и специализированные, с узким диапазоном информации. Важ ную роль играет профилирование — ориентация на особые чита тельские группы.

Журналы «для всех» дают информацию, важную для самой широкой аудитории, помогая ориентироваться в общественной среде (например, иллюстрированный еженедельник новостей), или специфическую информацию, полезную всем (практически-реко мендательный популярный журнал типа «Здоровье»); либо содер жат информацию, связанную с темами, отражающими общность интересов: единство досуга (зрелища, спорт), единство постоян ных забот (здоровье, семья, дети, дом, автомобиль и пр.). Другие издания — с более прицельной аудиторной ориентацией — выделяют особые интересы «малых общностей», аудиторных групп. Информация, темы, проблемы тут сконцентрированы вокруг профессиональных интересов, либо при выборе особой аудигории учитывается социальное расслоение: по статусу, по национальным, партийным, религиозным признакам. Принимаются в расчет специфические запросы, связанные с возрастом и полом (тендерная ориентация); наконец, совсем локальные аудиторные группы выбирают для своей работы журналы «на любителей», по-мятуя о спортивных увлечениях, клубных интересах, всевозмож ные хобби своих современников (к примеру, точная аудитория: болельщики «Спартака», фанаты «Аллы», любители кикбоксинга, пива, аквариумных рыб).

Забота о «собственной аудитории» не означает, конечно, что вся масса читателей может быть рассредоточена по отдельным жур нальным адресам. К одному и тому же человеку можно обращаться как к специалисту, как к гражданину, семьянину, жителю села или горожанину, как к личности определенного пола.

Типологические группы

В направлениях работы журнальной периодики отражаются раз ные сферы существования человека в обществе, разные ситуации: труда и отдыха. Так, одни журналы работают в русле «прессы дела», отвечая на запросы социальные, образовательные, удовлетворение которых связывается с полезностью информации, другие — в русле духовно-просветительском. Третье, рекреативное направление, не связанное с ощутимой «пользой», позволяет отвлечься от злобы дня, предлагает общение с журналом как вариант досуга. В соответствии с интересами аудитории в аспектах социально-общественном, про фессиональном и личном, учитывая многообразие образовательных, эстетических, коммерческих и рекреативных запросов, журналы распределяются на ряд типологических групп:

общественно-политические;

деловые (в том числе информационно-аналитические еженедельники);

культурологические и просветительские;

специализированные;

профилированные;

популярные («пестрые») и научно-популярные;

сервисные, справочно-рекомендательные;

рекреативная журнальная периодика.

В принципе каждое из названных «гнезд» может разрастаться. Происходят «миграции» из одной сферы в другую; например, в общественно-политической журнальной периодике оказываются городские журналы и ряд изданий для женщин и молодежи, в культурологической — некоторые специализированные (исторические, журналы по искусству) и профилированные (духовно-религиозные).

Велико количество изданий, посвященных исследованию ры ночных отношений (финансы, менеджмент, торговля, экономика). Распространены «научно-практические» журналы самой раз нообразной тематики; в них усилена рекомендательная линия, предлагается рассмотрение специальных проблем в разрезе прак тики, уточняется, как научная идея «работает» в маркетинговой среде, много внимания уделяется детальному анализу рынка, «ноу хау» (представлению идей как товара).

В лучших, наиболее читаемых журналах заметно сращивание социально-политической и экономической тематики. Характерны в этом плане «Деловые люди» («общественно-политический и эко номический»); «Коммерсантъ-Власть» с адресом: «для политиков и предпринимателей». В целом прослеживается намерение деловой прессы современной России соотнести политические тенденции с их отзвуком в экономике и коммерции.

Типология

Основания для форми рования групп профилированных журналов могут быть разные:

- политическая ориентация аудитории;

- национальная, религиозная общность;

- аудитория, демонстрирующая определенный уровень мышления и восприятия;

Безусловно, отличаются особенностями тематики, языка, особой интонацией, к примеру, журналы для подростков («Молоток») или выходившие в конце 90-х годов минувшего века журналы для интел лигенции (последовательно возникавшие и быстро исчезавшие»), та кие, например, как «Московский клуб».

- малые социальные группы (ветераны, инвалиды).

Соответственно основные подгруппы профилированной прес сы: пресса для женщин, молодежи, религиозные издания, нацио нальные издания, издания «малых групп».

Внутри этих подгрупп есть как журналы общих тем, так и спе циализированные в ракурсе специфических интересов своей ауди тории — женской, молодежной, религиозных объединений, со циальных общностей («Бабушкин клубок», «Деловая женщина», молодежные журналы о рок-музыке и музыкантах или «Отцы и дети» — религиозный еврейский журнал о проблемах семьи и бракa, «Преодоление» — о проблемах инвалидов и пр.).

Видна дифференциация по целевому назначению (издания «для пользы», «просветительские», «рекомендательные», «для отдыха») и по уровню включенности в тему (для профессионалов, для на чинающих, интересующихся) или по особенностям восприятия информации в зависимости от времени и обстановки (для чтения быстрого, поверхностного и обстоятельного; индивидуального, семейного).

^ Культурологические и просветительские издания традиционно представлены литературно-художественной периодикой, историко-просветительскими журналами, краеведческими и литератур но-историческими журналами провинций, частью религиозной журнальной прессы. Кроме того, в постперестроечное время у нас в стране появился ряд научно-публицистических гуманитарных журналов, работающих в ракурсе проблемы «человек и культура» (наиболее известно издание РАН «Человек»), Во вновь возникающих журналах культурологического толка доминируют не новинки литературы, а искусство, знание, социология, теология, история.

В последние годы в кругу культурологических изданий была заметна пресса изотерическая, предлагающая освоение «тайных знаний. Изотерические журналы («Волшебная гора», «Путь к себе» и др.) явились своеобразным средством психотерапии для растерявшегося человека периода социальных потрясений. Сейчас эта пресса постепенно становится малозаметной, занимая свою небольшую нишу.

Религиозно-философские и религиозно-просветительские журналы (в основном РПЦ) дополняют картину культурологических изданий, по-своему корректируют взгляд читателей на важные проблемы: как вневременные, вечные, так и конкретные, современные.

в последние годы Расширилась семья военно-исторических журналов научно-просветительского характера. Хотя сегодня историко-публицистические журналы, в свое время «взорвавшие» российский рынок прессы, потеснены и в целом исторических журналов стало меньше. Распространены региональные историко-просветительские, крае ведческие и историко-культурологические издания. Наиболее пер спективными оказываются смешанные варианты — сплетение литературно-исторических, философско-ре лигиозных, краеведческих тем.

^ Сервисные издания. Это рекламно-информационное и реко мендательное направление работы современной российской прес сы. Все расширяется поле деятельности рекомендательных журна-|лов услуг. Рекламно-рекомендатель-ные журналы часто появляются как специализированное ответвление деловой прессы (обслуживание предпринимателей), напри-|мер, ежемесячный сервисный журнал «Витрина» — о продоволь ственном рынке: для менеджеров, директоров предприятий, [владельцев баров, ресторанов, супермаркетов. Есть и еженедель ники — обозрения товаров и услуг (включая службу знакомств). Многие из сервисных изданий смыкаются с рекреативной пе риодикой, дают по мимо справок и рекламы много интересного и развлекательного чтения.

Вслед за газетами бесплатных объявлений появились бесплат ные журналы (существующие за счет рекламы). Например, в Мос кве «Кутузовский проспект» - большую долю его площади занимала именно реклама, причем реклама для бога тых. В выходных данных было объявлено, что журнал «рапростра-няется бесплатно по элитным домам Москвы, построенным за пос ледние 10 лет, а также доставляется в рестораны, казино, клубы, салоны красоты, гостиницы, бизнес-центры, автоцентры, спорт клубы, центры торговли и офисы кампаний».

Некоторые издания имеют двойной адрес — и для потребите лей, и для «продавцов»: например, справочно-рекомендательные [издания, посвященные туризму и отдыху, предлагают полезную [информацию и фирмам, работающим на этих направлениях, и их [ потенциальным клиентам.

^ Рекреативная журнальная периодика представлена на современ ном рынке прессы журналами разного уровня и качества: глянце вые «глосси», кроссвордные журналы, журнальные варианты прес сы «слухов и скандалов», криминального чтива, интим-пресса, иро нично-развлекательные «журналы для чтения на бульваре» и др.

В российской прессе последнего десятилетия сложился спектр изданий «престиж-прессы» рекреативной направленности. В них силен рекомендательный, рекламный подтекст. Их аудиторию со ставляет «звездная» часть творческой интеллигенции, в основ ном богатые люди, ведущие светскую жизнь. Потребителям таких журналов рассказывают о стиле жизни, соответствующем их богат ству и претензиям, поставляют материал для светского общения: слухи и сплетни о знаменитостях, информацию о новых веяниях в ' моде, устройстве интерьера, драгоценностях. Преобладает элемент престижности. Роскошная жизнь требует и роскошных журналов — они должны выделяться пышностью и изысканностью оформления.

Именно тут часто появляются «кальки» с зарубежных изданий, хорошо известных в мире; со временем 1 они превращаются в самостоятельные русские варианты издания, I но под иностранным названием (Cosmopolitan, Harpers Basaar).

* * *

Завершая обзор ведущих типологических групп, отме тим, что большинство российских журнальных про ектов является бизнесом в относительно чистом виде. И резервы его дальнейшего роста за счет рекламных поступлений значитель ны. Кризис поразил прежде всего «толстые» литературно-художественные и общественно-политические журналы, а также детские, молодежные и юмористические издания старой форма ции. В меньшей степени он затронул научные, научно-популярные и общественно-политические журналы; как показала практика, восстановить их, добиться востребованности можно (так, и удер жал, и укрепил свои позиции журнал «За рулем», успешно реани мирован старейший журнал «Вокруг света»).

* * *

В 1990-е гг. появляются политико-экономические журналы («Профиль», «Власть», «Деньги», «Эксперт» и др.), освещающие и анализирующие актуальные проблемы современной политики и экономики. Начинают издаваться журналы, основу которых составляют телепрограммы и афиши («7 дней», «ТВ-парк», «Ваш досуг», «ТВ-парад», «Сериал» и др.), включающие в себя интервью с известными людьми и статьи информационного характера. Журнальный рынок наполняется большим количеством рекламных журналов-каталогов, удовлетворяющих насущные потребности читателя («Строительство и ремонт», «Обустройство и ремонт», «Ваша мебель», «Работа и зарплата», «Туризм и отдых» и др.), посвященных различным «направлениям» повседневной жизни.

Сегодня на рынке появляется все большее количество р азвлекательных журналов, пропагандирующих и навязывающих читателю определенный образ (здорового, счастливого, уверенного в себе человека) и соответствующий ему стиль жизни. Так называемые «глянцевые» журналы («Playboy», «Cosmopolitan». «XXL», «Beauty», «Men's Health», «Bikini», «Она» и др.) и их «младшие братья» («Лиза», «Cool», «Cool Girl», «Отдохни!» и др.) отличает так называемая неполитичность, красочность, простота изложения информации и большое количество рекламных материалов, обеспечивающих твердое стабильное положение на рынке.

В последнее время значительно увеличилось количество корпоративных журналов («Вестник Ароматного мира», «Bacardi-Martini», «Кенгуру», «Спортмастер» и др.), поскольку конкуренция на рынке продаж требует поддержания имиджа компаний.

Журналы ориентируются в основном на профессиональны е группы читателей («Офицеры», «Спецназ», «Учитель», «Главный бухгалтер», «Секретарь и офис», «Учитель», «Вопросы литературы» и др.), интересы и увлечения («За рулем», «Охотник», «Рыболов», «Для тех, кто вяжет», «Хозяюшка», серия[5] «XXL», «Драйв», серия «Бурда», «Боулинг», «Теннис» и др.), стиль жизни («Shape», «Геймер», «Vouge» и др.), семейное положение («Домашний очаг», «Домовой», «Крестьянка», «Мой кроха», «Родители» и др.) и освещают вопросы, наиболее интересующие эти группы читателей. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются издания, освещающие проблемы взаимоотношения полов и жизнь известных людей.

Важным критерием типизации современного печатного журнала становится выбор потенциальной читательской аудитории. Любое издание рассчитано на определенный круг читателей: широкий[6] («Караван историй», «Отдохни!» и др.) или узкий[7] («VIP», «Элита» и др.). При выборе аудитории учитывается пол[8] («Cosmopolitan», «Playboy», «Men's Health» и др.) и возраст («Seventeen», «Она», «Вероника», «Птюч», «ОМ» и др.) будущих читателей, позволяющие формировать тематическую насыщенность журнала.

У современных журналов различная периодичность. Например, «толстые» литературные и большинство «глянцевых» журналов выходят ежемесячно. К еженедельникам относятся политико-экономические издания, журналы с телепрограммами и афишами, рекламные каталоги. Корпоративные издания выпускаются, в большинстве случаев, раз в квартал. Периодичность издания, так же как регион (в масштабах всей страны, региональные, местные) и способ распространения (свободная продажа, подписка), определяются внутренней политикой журнала. Изменение тиража[9] издания становится фактом, отражающим прочность положения на рынке и конкурентоспособность.

Так, наряду с постоянным увеличением тиражей «глянцевых» изданий, которые полностью «завоевали» рынок, наблюдается резкое снижение тиражей «толстых» литературных журналов. Отсутствие «толстых» литературных журналов в свободной продаже и минимальные тиражи (не больше 10 тысяч) делают эти серьезные издания практически недоступными широкому кругу читателей.

Все больше изданий отказываются от жанрового определения, заменяя его вынесением на обложку основной идеи («Для настоящих мужчин», «О здоровом образе жизни», «Для детей и их родителей», «Для самых маленьких», «Создающий настроение» и т.д.).

Исторические и культурные корни современных журналов (отечественные, переводные и адаптированные, ориентированные на определенный стандарт), их оформление (дизайн обложки, сочетание текстов и иллюстраций), популярность[10], актуальность и цена, как и перечисленные ранее признаки, влияют на востребованность издания читателем, его конкурентоспособность и рентабельность и определяют рекламную и кадровую политику журнала.

Наличие стольких разнообразных признаков современных печатных журналов дает изданиям возможность занять свою нишу на рынке и сохранять свое лицо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: