Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Билет №6. 1. Женские и мужские журналы. История. Классификация. Жанровые и структурные особенности журналистских материалов




На современном информационном рынке это один из наиболее широко представленных, активно развивающихся и перспективных сегментов, имеющий давнюю традицию.

Практически каждый год в свет выводятся все новые и новые журналы для женщин, и специалисты предрекают дальнейшее их появление.

история женских отечественных журналов насчитывает около 230 лет. За это время обозначился особый круг тем и проблем, интересующих женскую целевую аудиторию, появилась традиционная система рубрик, манера подачи материала, способы позиционирования изданий на рынке.

ПЛАН

Первые женские журналы: «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779 г.), «Журнал для милых» (1804 г.), «Кабинет Аспазии» (1815 г.), «Дамский журнал» (1823 г.). Традиции модных журналов. «Новый русский базар» (1869 – 1898 гг.), «Модный свет», «Вестник моды». Концепция советских женских изданий: «Работница» (1917 г.), «Крестьянка» (1920 г.) Характер самиздатовских журналов «Женщина и Россия», «Мария». Первый в России западный журнал для женщин «Бурда».

Развитие рынка журнальной прессы в 1990-е годы. Западный женский «глянец» («Cosmopolitan», «Elle», «Harper’s Bazaar», «Vogue», «L’Officiel», «Life Style», «Marie-Claire», «Shape» и др.). Появление российских журналов («ОНА (SHE)», «Домовой», «Караван историй», «Gala (Гала)», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женские хитрости» и др.), в том числе «тонких», «массовых», дешевых (журналы издательского дома «Бурда», такие как «Лиза», «Даша», «Anna», «Sabrina» и др). Новые задачи женской прессы.

Специфика женской прессы. Функции: информационная, просветительско-познавательная, социализирующая, практико-консультационная и др.

Тематические приоритеты: вопросы морали и этики, материнства и детства, взаимоотношения полов, психология семейной жизни, мода, рукоделие и т.п.

Стилистика как системообразующий признак прессы для женщин. Доверительный диалог с аудиторией, ориентированность на совместные размышления о жизни, эмоциональность женских изданий. Жанры: диалог, интервью, беседа, публицистическая статья, колонка, эксперимент, исповедь. Место переписки и справочной информации.

Характер оформления и реклама.

Феномен женского глянца. Мода как образ жизни. Дискурс частной жизни («Cosmopolitan», «Лиза») и гламурный дискурс («Vogue», «Harper’s Bazaar»), понятие стиля и светскости. Автобиографичность женского «глянца». Фотомодельная эстетика «глянца».

Основные сюжеты женского журнала: уход за собой (здоровье, фитнесс, косметика, мода), ухода за домом (кулинария, дизайн), устройство семьи и формирование определенного образа жизни. «Женские истории» и псевдодраматизация жизни. Формирование «идеальной» модели жизни женщины. Психология победы.




Массовый женский журнал «Лиза». Рубрики: женские истории, психология межличностных отношений, образ жизни, дети, женщина и право, мода и красота, кулинария и т.п. «Cosmopolitan» – журнал для молодых независимых женщин. Содержание: статьи и советы об отношениях с мужчинами, о семейной жизни, моде, карьере, спорте. Журнал для активных женщин «Shape» (фитнесс, питание, здоровье, красота). Издание для молодых успешных женщин о последних тенденциях моды «Marie Clare».

Интерес к созданию специальной прессы для женщин возник еще в XVIII веке, но тогда это были либо единичные издания, либо «прибавления» к другой периодике. Активную же форму процесс развития журналистики для женщин приобретает во второй половине XIX века, когда начинает выходить целая группа подобных изданий.

В начале ХХ века женские журналы переживают период расцвета, который продолжается два десятилетия.

первые десятилетия ХХ века как период, когда произошел расцвет женской журнальной периодики в России и был сформирован тип так называемого универсального журнала, самого распространенного до сих пор.

Зародившись в 70-е годы XVIII века, женские журналы в России развивались вместе со всей системой журналистики, подчиняясь ее общим закономерностям. Появившись как литературные, женские журналы постепенно трансформировались и усложняли свою типологию. Уже в XIX веке возникли общественно-политические, литературно-общественные, «модные» издания со своей особой целевой аудиторией, структурой, тематическим приоритетами.



В начале ХХ века отечественные женские журналы достигли своего расцвета, в это время отмечалось закрепление основных типов женских журналов, их разнообразие: продолжили появляться общественно-политические журналы, активизировались модные издания, возникали ученические журналы при различных женских учебных заведениях. Однако самыми распространенными и влиятельными стали литературно-общественные издания, универсальные по характеру информации, освещающие самые разные стороны жизни женщины, в том числе и общественно-политическую.

Под женским универсальным журналом мы понимаем издание, политематическое по характеру информации и стремящееся в своем содержании к максимально полному охвату всех возможных сфер и интересов женской аудитории. При этом, поскольку женская аудитория неоднородна по своему составу, возникают различные степени «универсальности» в зависимости от мировоззренческих, возрастных, профессиональных, образовательных и других особенностей групп читательниц.

Анализ одного из самых ярких и характерных представителей массовых литературно-общественных женских журналов начала ХХ века – «Журнала для хозяек» и его «детища» «Женской жизни» – позволяет утверждать, что в этот период сложилась уникальная для той эпохи структура издания универсального характера, включающая самые разнообразные разделы (моды, литературы, домоводства, рукоделий и т.д.). С течением времени именно такая структура станет основным ориентиром для создания новых женских изданий, актуальным и по сей день.

Важной приметой популярных женских журналов второй половины XIX – начала ХХ веков стали беллетристические отделы. Среди особенностей беллетристики в женских журналах можно выделить следующие: авторы – преимущественно женщины; героиня – «новая» женщина, преодолевающая трудности на тернистом самостоятельном пути; направленность произведений – дидактическая, формирующая новое женское мировоззрение и предлагающая «правильные» модели поведения в различных ситуациях;

История женских журналов в России после 1917 года свидетельствует о несомненном преобладании изданий универсального характера, что подтверждает как их развитие в советское время, так и современное функционирование.

Среди современных женских печатных журналов и Интернет-периодики преобладают издания универсального характера, с ориентацией на особую женскую аудиторию, отличающуюся современным мировоззрением, социальной и деловой активностью, высоким уровнем образования, доходов и притязаний.

Женские журналы востребованы рынком, демонстрируя устойчивый платежеспособный спрос со стороны аудитории и интерес рекламодателей, поэтому имеют серьезные перспективы для дальнейшего развития и усложнения своей типологической структуры. Эти перспективы связаны с созданием специализированных, узконаправленных изданий, ориентированных на еще свободные аудиторные (различные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей) и тематические ниши (например, журналы с прикладной тематикой). Рост конкуренции заставляет журналы для женщин быть более инновационными: искать новые форматы, вводить новые рубрики, используя как опыт западных рынков, так и российские традиции, работать над содержанием и качеством материалов.

Типологическая структура женской прессы эволюционирует вследствие перемен в структуре самой аудитории изданий для женщин, в ее информационных потребностях и интересах. Именно запросы читательской аудитории стали основными причинами появления на информационных рынках многих развитых стран за последние годы значительного количества разнообразных женских изданий. При этом женская аудитория имеет такую же многоуровневую и разноплановую структуру, как аудитория в целом: в ней выделяются разные группы по возрасту, профессии, типам интересов, достатку и т. п.

Издания для женщин могут адресоваться матерям или представительницам определенной женской профессии и т. п., и в каждом случае круг тем, избранный изданием, и предмет отражения будут отличаться,.

Тематика женских изданий весьма широка и во многом соотносится с темами, освещаемыми в общей прессе, однако имеет свою специфику. тематические приоритеты -взаимоотношения полов, психология, гигиена, практическая мода и стиль, полезные советы, рукоделие, кулинария, воспитание детей и т.д.).

Классификация: женские издания можно разделить на коммерческие (их цель – получение прибыли) и некоммерческие.

Исследователи учитывают особенности области и способа распространения женских журналов, их объем, тираж, формат, периодичность выхода Специфика же заключается в особенностях жанровой структуры, где приоритетны интервью, диалог, беседы, письма, ответы на вопросы.

Еще из истории: Н.И.Новиков, руководствуясь просветительскими целями и считая, что литература и периодика играют важнейшую роль в воспитании, в 1770-х гг. впервые постарался привлечь к чтению женщин, полагая, что соответствующая потенциальная аудитория уже сформировалась: появились дамы, разбирающиеся в науках и искусствах, писательницы, поэтессы, переводчицы. Ориентируясь на такую целевую аудиторию, издатель в 1779 г. начал выпускать журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Издание собиралось предоставлять читательницам приятное чтение, что и стало принципом отбора материалов, ориентированных на любовно-романтическую тематику. По своему типу это был первый литературный женский журнал, публиковавший различные художественные произведения, хотя к нему прилагалось «и о том старание, чтобы сообщаемо было о новых парижских модах» .

Журнал издавался в пору зарождения в России сентиментализма с его интересом к «чувствительным» жанрам и трансформации классицизма, что неизбежно сказалось на выборе публикуемых произведений. С одной стороны, приоритет отдавался повестям о возвышенных чувствах и современных героях («Чрезвычайное приключение некоторой шотландки», «Ревность юноши», «Приключения молодой деревенской девушки» и др.), с другой стороны, заметно влияние античности («Ироида, Елена возвращенная Менелаю», «Любовь Дианны», «К Эроту» и т. п.), правда, тоже воспринимаемой скорее с сентименталистских позиций.

Журнал имел ярко выраженную дидактическую направленность, что реализовалось в самых разных жанровых формах: сказках, стихотворных советах, притчах, стансах, посланиях, песнях, эпиграммах.

Прозаические произведения публиковались в меньшем количестве, но они так же, как и поэтические, имели сентиментально-назидательную окраску.

Издатель журнала своеобразно уделил внимание заявленным в названии «модам». Сам он осуждал чрезмерное поклонение одежде, а свой журнал мыслил, прежде всего, дидактическим, формирующим нравы. Поэтому к каждому номеру хоть и прилагались модные картинки, подписаны они были с заметной иронией: «Щеголиха на гулянье», «Нынешняя уборка по прихоти», «Убор а ля белль пуль», «Чепец победы» и т. д. Их стоит расценивать не столько как демонстрацию модных туалетов, сколько как способ разнообразить воздействие на аудиторию, привлекая ее внимание не только текстовым наполнением, но и дизайном журнала. Это новшество не вызвало поддержки и подражания в журналах XVIII века, однако позже, в первой четверти ХIX столетия, получило широкое распространение, причем даже в таких серьезных журналах как «Московский телеграф» и «Московский Меркурий».

«Модное ежемесячное издание…» быстро прекратило свое существование – вышло всего двенадцать книжек, – что объясняется, скорее всего, проблемами с распространением, немногочисленностью подписчиц (в одном из номеров их названо всего 58, хотя примечательно, что часть их находилась не только в Петербурге и Москве, но и в Твери и Пскове), отсутствием широкого распространения грамоты среди женщин.

Все же, несмотря на кратковременность существования, первый женский журнал смог заложить некоторые тематические и типологические основы женской прессы: целевое назначение (развлечение и воспитание аудитории), особенности тематики (чувственно-эмоциональная сфера), структуры, оформления («модные» картинки, рисунки).

В 1791 году появился первый отечественный журнал, посвященный непосредственно вопросам моды и переводным рассказам о жизни разных городов, – «Магазин английских, французских и немецких новых мод с присовокуплением образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов». Так обозначилось второе направление развития женской прессы – мода, рукоделие и «стиль жизни».

В первой половине XIX в., по сравнению с XVIII в., количество периодики увеличилось в несколько раз. Развивалась экономика, а с ней вместе наука, образование, в том числе и женское. Появились новые женские журналы. Так, в 1804 году стало выходить издание, публикующее развлекательную литературу, «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (издатели М.Макаров, С.Крюков и другие). Оно продолжало линию сентименталистской литературы, однако в самых низкопробных ее образцах, отличавшихся однотипными и малоинтересными сюжетами: «Кокетка», «Стон сердца», «Мечты сердца», «Измена» и т. д. В отличие от назидательной направленности журналов Н.И. Новикова здесь главной целью было развлечение читательниц и даже культивирование пороков («Что должно в год прожигать щеголихи»). Женщине предоставлялось только одно поприще для деятельности – любовь, поэтому все публикуемые произведения были переполнены экзальтированными чувствами, переживаниями, восторгами. Издание не пользовалось популярностью у публики и к тому же плохо финансировалось, вследствие чего вскоре было закрыто (вышло двенадцать номеров).

В 1815 году в Санкт-Петербурге появился журнал с красноречивым названием «Кабинет Аспазии», свидетельствующим о стремлении авторов сделать своих читательниц похожими на известную представительницу Древней Греции, отличавшуюся красотой и высокой образованностью.

В соответствии с этим замыслом предполагалось всестороннее развитие читательниц и им предлагались в первую очередь произведения, способствующие глубоким размышлениям. К таковым относились, по мнению редакции, афоризмы великих (Сафо, Платона, Свифта, Вольтера, Шиллера, Юнга и других), сентиментальная литература, преимущественно поэзия (И.И. Дмитриева, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.А.Крылова, К.Н. Батюшкова). Проза представлена сентиментальными повестями (большей частью анонимными), чаще всего, продолжающимися из номера в номер («Приятности городской и сельской жизни», «Гусман и Лали»).

Здесь впервые появилась публицистика, и с тех пор стала занимать значительное место в женской периодике. Издатели стремились охватить новые сферы женских интересов, расширить кругозор подписчиц. Заметное место в журнале отводилось биографиям известных женщин, должных служить образцом читательницам (Сафо, Екатерина Великая, Дашкова, Хераскова и другие), материалам по истории и географии, небольшим нравоучительно-познавательным статьям, рецензиям. Впервые, наряду с литературными, появились публицистические жанры (письмо, зарисовка).

Не забывал «Кабинет Аспазии» и о моде, также делая ее предметом публицистического осмысления («Об отношении одежды женщин с их нравами», «О петербургских модах»). Следует отметить и удобный для читательниц «карманный» формат издания.

В 1816 году вышел еще один специальный женский журнал – «Модный вестник». Он состоял из двух больших частей: литературной, помещавшей дамские повести, рассказы и стихи, и раздела моды, где описывались последние новинки одежды из Парижа, Вены, Лондона. Здесь из иллюстраций читатель извлекал больше информации, чем из текстов, что стало со временем типологической особенностью модных разделов женских журналов.

В начавшем выходить в 1823 году «Дамском журнале» (1823–1832), помимо уже известных ранее разделов, в частности, литературного, придерживавшегося романтического направления, впервые появился раздел «Критика», который включал в себя светскую хронику с описанием культурной жизни Москвы (праздники, музыкальные вечера, балы), небольшие рецензии на новые книги, концерты, журналы, литературоведческие статьи, биографии знаменитых женщин. Здесь же впервые в женском издании начали обсуждаться вопросы о назначении женщины, о ее роли в обществе. Так издатели стремились расширить тематический спектр женских изданий.

Журналом-«долгожителем», постепенно изменявшим свою структуру, стал журнал «Ваза» (1831–1884), иллюстрированное издание, открывшееся как «журнал шитья, вышивания, домашней экономии, сельского и городского хозяйства» и редактировавшийся женщинами. Журнал был ежемесячным, затем еженедельным, еще позже – двухнедельным. Сначала он включал только практические разделы «Модные новости», «Работы и рукоделия», «Полезные сведения», а с 1858 года стал еще и литературно-художественным журналом светских новостей. Соответственно, в «Вазе» появились проза и поэзия, преимущественно длинные переводные произведения, переходящие из номера в номер. Публиковались литературные рецензии и описания жизни высшего общества. Иногда к номеру прикладывались карманные календари и салонные пьесы для пианино, а в качестве «сюрпризов» рассылались платки, украшения, книги. Стоит заметить, что именно такого плана журналы можно считать «прообразом» многих современных женских изданий, особенно среднего класса. Изменилась читательская аудитория – теперь уже не только светские дамы, но и небогатые, самостоятельно выполняющие работу по дому женщины – и проявилась иная степень тематической «универсальности», обусловленная мировоззренческими предпочтениями новых читательниц, отсюда преобразования в структуре журнала.

Изменение в первой половине XIX века аудитории женской прессы способствовало появлению нескольких специальных журналов, посвященных рукоделию и домашним хлопотам – «Журнал разного рода шитья и вышивания» (1838–1841), «Гирлянда. Журнал новейших образцов для шитья, вышивания на канве и тамбуре, выкроек и узоров» (1846–1860), «Магазин женского рукоделия» (1847–1857), «Дамский альбом рукодельных работ» (1855–1856).

Несколько особняком стояло возникшее в 1850 году женское издание «Лучи» с образовательной направленностью, что обусловлено личностью редактора – переводчицы, детской писательницы и учительницы А.О. Ишимовой, которой предлагал сотрудничать в «Современнике» А.С.Пушкин. Журнал был ориентирован на молодых читательниц из светского общества и целевым назначением полагал, во-первых, развлекать и приносить удовольствие, во-вторых, нести просвещение и обогащать знаниями, в-третьих, воспитывать нравственные устои. Этим обусловлена особая универсальность тематики: издание объединяло литературное и хозяйственно-практическое направление. Помимо традиционных литературного и рукодельного отделов, здесь был открыт отдел науки и библиографии, где читательницам в доступной форме сообщались сведения по ряду серьезных тем: «Как произошла химия», «Общий взгляд на вселенную», «Составные части цветов», «Шиллер» и др. Кроме того, в «Лучах» публиковались рецензии на литературные произведения, преимущественно нравственно-воспитательного и церковно-религиозного характера.

Итак, изменения, происходившие в читательской аудитории, способствовали расширению тематического спектра изданий для женщин, включению в их содержание все новых и новых видов информации. При этом в журналах уже наметились разные уровни «универсальности» тематики, обусловленные направленностью издания и учетом информационных интересов разных слоев населения (например, «Ваза» и «Лучи»).

Таким образом, женские журналы в России впервые возникли в конце 70-х годов XVIII века, прежде всего, как журналы литературные. Женская периодика стремилась приобщить читательниц к новым произведениям современных авторов, формировать их вкусы, воспитывать.

Первый женский журнал сумел сразу же обозначить некоторые тематические и типологические особенности женской прессы вообще: развлечение и воспитание аудитории, стремление формировать нравы; специфическая тематика, связанная преимущественно с эмоционально-чувственной стороной жизни человека; особая структура и дизайн; желание включать в состав редакции авторов-женщин.

Литературный журнал старался уделять внимание и проблемам моды. Неслучайно в рассматриваемый период появился и первый отечественный журнал, посвященный непосредственно модным вопросам, обозначив тем самым второе направление развития женской прессы – мода, рукоделие и «стиль жизни».

Женские журналы формировались в соответствии с общими темпами и направлением развития отечественной журналистики: в первой половине XIX века их количество увеличилось, как и количество периодики вообще. В это время в женском журнале впервые появилась публицистика: материалы по истории, географии, религии, биографии известных женщин, критические статьи – и с тех пор начала занимать значительное место в женской прессе. Продолжали развиваться два типа женских журналов: литературно-развлекательные и журналы с усиленной практической направленностью. Второй тип журналов закрепил значительную роль иллюстраций в изданиях подобного типа, поскольку читатель извлекал оттуда больше информации, чем из текста, что стало со временем типологической особенностью модных разделов женских журналов. Кроме того, этот тип увеличил свое количественное присутствие на рынке, связанное с изменением характера аудитории: росло число небогатых женщин-читательниц, самостоятельно выполнявших работу по хозяйству. У журналов появились приложения-«сюрпризы», рассылка материалов для рукоделия и т. п.

В первой половине XIX века, помимо уже известных ранее разделов литературы, моды и полезных советов, в женском журнале впервые появился раздел «Критика», который включал в себя светскую хронику, небольшие рецензии на новые книги, концерты, журналы, литературоведческие статьи. Также впервые в женском издании начали обсуждаться вопросы о назначении женщины и ее роли в обществе. В журналах появились женщины-редакторы, возникала обратная связь с аудиторией, читательницы становились постоянными авторами и корреспондентами. Можно сказать, что именно в это время формировались «прообразы» современных изданий.

На данном временном отрезке впервые появилось и женское издание с образовательной направленностью, призванное не только развлекать и приносить удовольствие, но и нести просвещение, знания, воспитывать нравственность. Поэтому, помимо традиционных отделов, в нем открылся отдел науки и библиографии, где читательницам предлагались сведения по ряду серьезных вопросов, публиковались рецензии на дидактические произведения.

Ко второй половине XIX века до России докатились волны женского европейского движения за уравнение прав женщин и мужчин в получении образования, участии в политической жизни страны, в науке. «Женский вопрос» стал активно обсуждаться в отечественной публицистике, что тоже не могло не сказаться на женской прессе. Во второй половине XIX века популярный ранее литературный тип журнала вытеснялся литературно-общественным .

Первые журналы литературно-общественного типа («Рассвет» (1859–1862), «Женский вестник» (1866–1868), «Друг женщины» (1882–1884)) существенно отличались ориентацией на социально активных образованных женщин, что повлекло за собой появление новых рубрик, отсутствие прикладных разделов и т.п.

«Рассвет», неиллюстрированный журнал формата А4 с небольшим тиражом, ориентировался на читательниц, которых интересовали современные педагогические системы обучения и воспитания, процесс социализации женщины, включение ее в общественную жизнь, но вместе с тем и традиционные ценности. Практические разделы отсутствовали. Значительное место уделялось публицистике, освещающей злободневные общественные вопросы, волновавшие женщин. Издание старалось освещать, казалось бы, различные темы, но все они так или иначе затрагивали положение женщины в обществе. Так была сформирована модель журнала, до тех пор не представленная в российской журналистике.

«Женский вестник», управляемый бывшими сотрудниками «Русского слова», ориентировался на «эмансипированную» женщину и собирался обсуждать жизнь современницы, волнующие ее вопросы, тем самым расширяя сферу женской деятельности. В издании были представлены два отдела – художественный и публицистический. Публицистический отдел «Современное обозрение» считался основным и имел несколько рубрик: здесь печатались критика и библиография, «Хроника событий нашей обыденной жизни», «Заграничная жизнь», «Хроника заграничной жизни», обозрения отечественных журналов. журнал уделял много внимания серьезной русской литературе, приобщая к ней .

«Друг женщины» был ориентирован на женщин трудящихся и непременно верующих, поскольку «истинно просвещенными женщинами могут называться те, у которых высокое образование, большие научные познания соединены с сознательностью, твердою верою в бытие Высшего Духа» . Журнал возглавляла женщина – М.Богуславская.

Издание в качестве своей программы обозначило оказание женщинам помощи в получении знаний в самых разных областях и в обретении «веры в Провидение», что обусловило структуру и программу журнала (романы и повести, жизнеописания известных женщин и святых, современное обозрение, педагогический отдел, письма читательниц и ответы на них, корреспонденции с мест). В целом же отбор информации определялся обязательной причастностью сообщаемых фактов к проблемам эмансипации.

Журнал «Женское дело» (1899–1900) А.П. Пешковой-Толиверовой, посвященный вопросам женского движения и стремящийся рассказать читательницам о подвижницах этого движения. Все разделы журнала буквально пропитаны проблемами, связанными с положением женщины, ее равноправием с мужчинами. С женским вопросом тематически связаны в журнале и художественные произведения, в этом отношении журнал «Женское дело» стал предтечей целого ряда феминистских литературно-общественных женских журналов начала ХХ века.

Но женские литературно-общественные журналы феминистской направленности, освещавшие только общественно-политическую информацию оказались непопулярными у читательниц, чем объясняется недолговечность их существования.

Во второй половине XIX века среди большого количества вопросов, волновавших женщин, самым болезненным и широко обсуждаемым стали реформы в области женского образования. Закономерно, что эти проблемы стали фигурировать в прессе. В 1872 году появился журнал «Педагогический листок С.- Петербургских женских гимназий» (1872–1875), призванный «содействовать ознакомлению общества и родителей с тем, что, как и для чего делается в школе» и преобразованный затем в «Женское образование» (1876–1889). Программные статьи «Женского образования» несли мысль о том, что «без образования женщин нет народного образования, а без народного образования нет и не может быть истинной свободы, как в нравственном, так и в гражданском смысле этого слова».

Одной из важнейших задач журнал считал информирование читательниц о новостях в области женского образования: открытие Высших женских курсов в Москве, женские учительские школы в Твери, педагогические музеи, конгрессы и т.д. Особое внимание уделялось медицинскому обучению.

В 1894 году в Санкт-Петербурге А.П. Пешкова-Толиверова и В.П.Воленс начали издавать специальный педагогический журнал для женщин «На помощь матерям» (1894–1904). Основу журнала составляли статьи о воспитании и образовании детей, библиография педагогической и детской литературы («Обзор педагогических сочинений для матерей»), практические советы по уходу за детьми, описания игр, физических упражнений, сообщения о деятельности родительских кружков, детских яслей и садов. Неслучайно поэтому, что постоянными авторами журнала стали педагоги и врачи: привлечение к сотрудничеству специалистов стало новым словом в женской журналистике. издание считало необходимым освещать деятельность женского движения, все более и более расширяя присутствие такой информации на своих страницах («Несколько слов против современной постановки женского образования», «О международном женском конгрессе в Брюсселе», «О необходимости юридических познаний для женщин», «Роль женщины в сельском хозяйстве»). женщина-мать теперь мыслилась еще и образованной женщиной.

Во второй половине XIX века в русской журналистике произошла дифференциация изданий по содержанию, проблемам, а также аудитории, возникали узкоспециализированные журналы. Большую часть женской читательской аудитории интересовали издания, где, помимо «серьезной» информации, присутствовали материалы развлекательного и прикладного характера, поэтому именно такие журналы преобладали в количественном отношении в данный период («Дамский альбом рукодельных работ» (1856), «Сандрильона» (1857–1859), «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (1860–1861), «Русская хозяйка» (1861–1862) и другие).

В 1862 году начал выходить журнал «Модный магазин» (1862–1883), иллюстрированное двухнедельное издание, в котором была собрана самая разная информация: небольшой литературный отдел с произведениями отечественных и зарубежных авторов, отдел хроники со светскими и театральными новостями, публицистические статьи и рецензии, хозяйственный отдел с полезными советами и кулинарными рецептами, отдел мод. Именно такая структура издания оказалась самой востребованной у читательниц.

Целую группу журналов для женщин издавала семья Гоппе: «Русский базар» (1863–1866), «Новый русский базар» (1867–1894), «Модный свет» (1868–1883), преобразованный затем в «Модный свет и модный магазин» (1883–1905), и другие. Среди них своим особым «долгожительством» выделялись два.

«Новый русский базар» выходил три раза в месяц около тридцати лет, имея два традиционных отдела: модный и литературный, где публиковалась проза, поэзия, светские новости и полезные советы, а позже – биографические очерки о писателях и поэтах. Затем к ним присоединились отдел фельетона, рукоделие, библиографический отдел, рубрика «Хроника женского дела», посвященная вопросам общественных движений.

Журнал «Модный свет» (позднее «Модный свет и модный магазин»), состоял из трех отделов: мод и рукоделий, беллетристики, практических сведений. В первом предлагались описания новейших моделей одежды для женщин и, впервые, для детей. Они сопровождались большими цветными иллюстрациями, значительно преобладавшими над непритязательным текстовым содержанием, тем самым подтверждая функциональность именно такого способа подачи иллюстративного материала в модном издании, который сохранился до сих пор. Во втором отделе публиковались повести и рассказы приключенческого и салонного характера, принадлежавшие перу известных в то время отечественных и зарубежных писателей. Детям предлагалось читать сказки разных народов (немецкие, арабские и другие), а также дидактические произведения («Невысказанная ложь», «Девочка перед зеркалом», «Несправедливость от предубеждения»). В отделе практических сведений помещались педагогические и медицинские статьи, театральные обозрения, хроника происшествий, хозяйственные и кулинарные советы. Журнал постоянно улучшал свое полиграфическое качество, становясь все более и более привлекательным для аудитории.

Примечательно, что редакторами журнала длительное время являлись женщины: «Модный свет» с 1873 по 1881 редактировала Ю.П.Померанцева, «Модный свет и модный магазин» в 1902 году возглавила С.И.Шишнарева, которая до этого работала в «Парижской моде».

В 1870-е годы появилась новая группа изданий прикладного характера, также редактировавшихся женщинами: «Модные выкройки» (1872–1882); журнал «Женские работы» (1872–1874), издатель Елизавета Сафонова; «Моды и рукоделия» (1875–1880), издательница-редактор Елизавета Ананьева, «Аврора» (1875–1878), издатель Стефания Лепковская. В 1880-ые годы их дело продолжили «Женский труд» (1880–1882), «Вестник моды» (1885–1916) и особенно популярный «Венский шик» (1899–1908).

В 1880–1890-х годах на женскую аудиторию стали ориентироваться журналы, первоначально рассчитанные на другого читателя (литературный журнал «Нива» и другие).

Таким образом, во второй половине XIX века в России начало активно развиваться женское движение, кроме того, изменяющиеся условия жизни заставили женщин из разорившихся дворянских семей и разночинской среды искать себе заработков в литературной, преподавательской, медицинской сфере, швейном деле. Неравноправие во многих областях жизни способствовало бурному развитию женских организаций, зарождению отечественного феминизма. Все это отразилось на формировании женской периодики.

Массового появления принципиально новых женских журналов не произошло, но существовавший ранее литературный тип журнала постепенно вытеснялся литературно-общественным, остросоциальным. В таком журнале значительное место уделялось публицистике, освещающей злободневные общественные вопросы, волнующие женщин, и учитывающей запросы образованных читательниц. О чрезвычайном усилении интереса к «женскому вопросу» свидетельствовала публикация большого количества статей, посвященных изучению положения женщины и ее роли в обществе, в самых разных изданиях. Появились и первые издания с феминистским уклоном.

Однако женские журналы подобной направленности еще немногочисленны в русской журналистике второй половины XIX века, поскольку слишком мала их аудитория. Этим же объясняется недолговечность их существования. Но стоит отметить, что эта группа журналов сумела оказать влияние на дальнейшее развитие женской журналистики (общественно-политические женские журналы ХХ века).

Во второй половине XIX века широко обсуждаемые проблемы женского образования послужили причиной возникновения особых педагогических женских изданий.

Большую же часть женской читательской аудитории в рассматриваемый период интересовали тяготеющие к универсальности издания, включающие материалы разного плана: от общественно-политических до развлекательных и прикладных. Такие журналы преобладали в количественном отношении и отличались продолжительностью выхода. В них была представлена самая разнообразная информация: литература, хроника светских и театральных новостей, хозяйственные советы, кулинарные рецепты, мода. Подчиняясь веяниям времени, эти журналы открывали библиографические отделы и публиковали материалы, посвященные вопросам женской общественной жизни. Подобные им универсальные по характеру информации издания для женщин получили преимущественное развитие в отечественной журналистике ХХ столетия.

Период наивысшего расцвета дореволюционных женских отечественных журналов и окончательного оформления издания универсального типа- начало ХХ века.

Общественная и политическая ситуация рубежа веков способствовала развитию новой фазы женского движения: В связи с этим, наряду с продолжающейся линией литературно-общественных женских журналов, появляется новая типологическая группа: женские общественно-политические журналы, к которым можно отнести «Женский вестник» (1904–1917), «Союз женщин» (1907–1909), «Работницу» (начало выхода 1914). От всей общественно-политической периодики эту группу отличают следующие типологические признаки: особая узкая аудитория (активные участницы женского движения, его сторонницы и сочувствующие им лица), отображение специфической области действительности (социально-политическая деятельность женщин), программа, базирующаяся на основе определенной идеологической платформы, невыразительный дизайн (отсутствие иллюстраций).

Все они были, по сути, политическими органами созданных в то время партий. В соответствии с этим основное место в них отводилось осмыслению новых ключевых политических понятий, основных проблем женского движения и его хронике, объем которой постоянно увеличивался. Отбор всех материалов, в том числе и художественных, проводился исходя из этих основных задач. Хотя такая сфера интересов не способствовала привлечению значительного количества читателей (большими тиражами они не отличались), именно эти журналы предшествовали появлению советских женских общественно-политических журналов

В отличие от общественно-политических журналов, другой тип изданий – литературно-общественные журналы, зародившиеся еще в XIX веке, – был ориентирован на массовый спрос и читателя с невысоким образованием и низкой покупательной способностью. Неслучайно именно эти журналы особенно активизировались в начале ХХ века. Согласно общей тенденции, и массовые женские журналы выходили в еженедельном, двухнедельном, реже – ежемесячном формате.

Отличительными типологическими особенностями женских литературно-общественных журналов начала ХХ века стали: функциональная направленность на познавательность, развлекательность, дидактичность; освещение тех сторон общественной, семейной, религиозной, культурной, педагогической жизни, с которыми наиболее часто соприкасается женщина, т.е. тяготение к универсальному характеру информации; наличие занимательного оформления и иллюстраций; сложная структура, включающая самые разнообразные разделы (моды, литературы, домоводства, рукоделий и т.д.).

Одним из первых таких журналов стала петербургская «Женщина» (1907–1916). Сначала журнал был еженедельным, но затем, в связи с финансовыми и иными трудностями редакции, стал двухнедельным. Для дополнительного привлечения читателей публиковался раздел «Ноты для всех», а годовым подписчикам высылались бесплатные приложения, число которых доходило до девяноста. Благодаря такой разносторонности журналу удалось привлечь широкую аудиторию: домохозяек, матерей, служащих, общественниц.

В 1907 году в Петербурге вышел еще один «ежемесячный журнал мод, литературы и жизни женщины в домашнем кругу и обществе» «Дамский мир» (1907–1916). Он охватывал все сферы деятельности женщин, но лейтмотивом через все его материалы проходила тема женской красоты, главного назначения женщины – делать мир прекрасным. Программа издания включала беллетристику, поэзию, критику, светскую хронику, статьи о театре и музыке, о выдающихся женщинах и женском движении, о воспитании, разделы кулинарии, рукоделия, моды, «почтовый ящик» и «оккультный почтовый ящик».

Главным отличием журнала от подобных изданий было большое количество модных новостей с рисунками и выкройками. Сведения о модных новинках доставлялись непосредственно от корреспондентов и художников из Парижа, Вены, Лондона, Нью-Йорка. Модные картинки располагались по всем полосам, независимо от текста.

В Москве первый в ХХ веке журнал данной типологической группы – «Женское дело» (1910–1916). Он так же, как и его «собратья», собирался освещать все стороны жизни женщины в России и за границей. В соответствии с этим появились разделы беллетристики, публицистики, хроники женского дела, заграничных известий, театра и музыки, моды и рукоделия, хозяйственный отдел, смесь.

В 1912 году начался выпуск одного из самых ярких изданий – «Журнала для хозяек» (1912–1926) – самого успешного проекта эпохи с тиражом более 150 тысяч экземпляров.

Еще одно подобное издание – московский «Журнал для женщин» (1914–1916). Как и его «собратья», это был двухнедельный иллюстрированный тонкий журнал « о любви, о ревности, о браке, о семье, о хозяйстве, об ея общественном и семейном положении» . Кроме того, редакция обещала помочь матери, хозяйке, поделиться познаниями в гигиене и тайнами туалетного столика, рассказать о новинках моды, сопроводить на прогулку, в общество, в театр, к портнихе, занять рукоделием.

Эти задачи издатели реализовали в соответствующих разделах: «Хроника женской жизни», «Моды», «Кулинария», «Домашнее хозяйство», «Косметика», «Интимные беседы», публицистическом и беллетристическом. Характерной особенностью журнала стало обилие литературных масок, от имени которых ведется повествование («Принцесса Греза», «Лолита», «Сафо», «Графиня Эльза», «Жена», «Эстет», «Джим» и другие)..

Таким образом, женские литературно-общественные журналы в начале ХХ века стали практически журналами универсального характера, публиковавшими материалы по принципу «понемногу обо всем». Их целевой аудиторией была женщина-жена, мать, хозяйка и гражданка. на страницах журналов затрагивались бытовые и супружеские проблемы, духовно-эмоциональная сфера, публиковались материалы о косметике, моде и личной гигиене, советы и практические рекомендации по образованию, лечению, воспитанию и предупреждению болезней у детей, уроки рукоделия, кройки и шитья. Эта направленность воплотилась в особой системе рубрик, ставшей надолго типичной для подобного рода изданий.

под влиянием общественно-политической ситуации в стране все более усиливалась «гражданская» составляющая, увеличивалось количество материалов по женскому вопросу. Среди тематических приоритетов, прежде всего, проблемы женского образования, труда, правового положения женщины, женская жизнь за рубежом и история жизни знаменитых женщин. Издания, имевшие первоначально во многом развлекательную установку, приобретали все более универсальный характер.

Массовые женские журналы в начале ХХ века, выходившие в формате тонкого еженедельного или двухнедельного издания, постепенно стали основным поставщиком информации для большинства женской читательской аудитории. В них сложилась особая структура универсального издания, освещавшего самые разные стороны женской жизни, ставшая во многом образцовой для женских изданий ХХ в.

Еще одним распространенным видом женской прессы в начале ХХ столетия явились модные журналы. В Москве выходили «Ворт» (1905–1913), «Домашняя портниха» (1906–1908) (позже «Женское богатство» (1908–1909) и «Женский мир» (1909–1911)), «Парижанка» (1908–1910), в Санкт-Петербурге – «Модный курьер» (1900–1910), «Иллюстрированный журнал белья и рукоделия» (1901–1907), «Белье и вышивки» (1909–1916), «Моды для всех» (1910–1914) и другие.

Еще одно новое направление, возникшее в женской журналистике начала ХХ века, – это ученические издания, или журналы барышень, как их называли. Раньше всего такие журналы появились в Киеве в Женском киевском училище Володкевич. В этом училище выходили журналы: «Подснежник» (1907–1910, 1912), «Начало» (1906–1911), «Пчелка» (1909–19I5), «Колос» (1908–1910, 1912), «Ручеек» (1913–1914), «Наш друг» (1911–1914).

Обычно первый номер своего журнала гимназистки выпускали во втором классе, затем в год – по номеру и последний – в выпускном классе. В старших классах такие издания превращались практически в профессиональные, имеющие свою программу и особую структуру. Круг тем самый широкий: от девичьих переживаний до политических вопросов. Статьи сопровождались черно-белыми рисунками. Позже ученические журналы появились и в других городах: Петербурге – «Проба пера и чернила, яка в них сила» (1916), Орле – «Первые шаги» (1911), Кашире – «Наш журнал» (1918).

Итак, в начале ХХ века произошло закрепление основных типов женской прессы, появились общественно-политические журналы, модные издания, ученические журналы при различных женских учебных заведениях. Однако самыми распространенными и влиятельными стали литературно-общественные издания, тяготеющие, по сути, к изданиям универсального характера. Структура такого типа изданий во многом стала образцовой для всей последующей женской журнальной прессы, включая современные электронные издания.

1920–1930-е годы стали временем создания агитационно-пропаган-дистской женской прессы, которая должна была стать отражением политики, проводимой властью в отношении женщин: задействовать их в производственно-экономическом процессе наравне с мужчинами, проведя «революцию быта». Поэтому первый советский женский журнал «Коммунистка» (1920–1930) был адресован руководящим работницам. Его главной задачей стало воспитание советской женщины, руководство женорганизаторами. Здесь же определились основные типологические черты женского советского политического журнала: издатель – ЦК РКП (б), определявший цели и задачи, основная из которых – пропаганда коммунистического образа жизни; целевая аудитория – работницы, крестьянки, партработницы; структура, подчиненная идеологии и почти не включающая практические разделы; навязываемая сверху проблематика и тематика.

По образцу центрального издания в 1920–1930-е годы начали активно создаваться региональные женские журналы на русском («Красная сибирячка» (Новосибирск), «Красная тулячка» (Тула), «Труженица Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону)) и национальных («Коммунарка Украины» (Харьков), «Женщина Азербайджана» (Баку), «Труженица» (Тбилиси), «Работница Армении» (Ереван)и другие) языках.

В 1920-е годы появились журналы «Крестьянка» и «Батрачка» (1925–1929), понятным языком пытавшиеся донести суть партийной политики в деревню.

В 1923 году возобновился выпуск журнала «Работница», большинство материалов которого отражало важную задачу редакции – воспитание женщины как общественницы и производственницы, члена компартии. Издание способствовало распространению политических знаний, пропаганде различных специальностей, которые может освоить женщина, и «революции быта», освобождения женщины от домашнего хозяйства, увеличения рядов женского пролетариата за счет домохозяек. Как и крестьянок, работниц призывали активно участвовать в общественных делах: ликвидировать безграмотность (для этого была создана специальная рубрика «Грамотный, обучи неграмотного!»), создавать женотделы, устраивать общественные столовые, детские дома, помогать нуждающимся, вести культмассовую работу.

Литературно-художественный отдел здесь также был подчинен общим задачам издания и помещал соответствующие произведения, либо пропагандирующие труд работниц («Пряха» Н.Алексеевского, «Ткачиха» С.Неунывающего), либо прославляющие советскую жизнь.

В том же 1923 году стал выходить еще один журнал, посвященный пропаганде новой политики, – «Делегатка» (1923—1931), ориентированный на активисток из среды работниц и домохозяек и призванный воспитывать в новом духе женскую аудиторию и способствовать «революции быта».

Попытка выделить в качестве социальной общности домохозяек выразилась в создании «Женского журнала» (1926–1930) черно-белого иллюстрированного ежемесячника. Сами издатели позиционировали журнал как «домашне-хозяйственный и модный». Сначала тематически и структурно журнал напоминал литературно-общественные издания начала ХХ века, однако под давлением партийных структур в 1928 году он попытался изменить тематику, отказавшись от освещения таких вопросов, как беседы о любви, кризисе семьи, правах женщин, уделяя больше внимания политической и производственной тематике, советским юбилейным датам, вождям, бичеванию «мещанства». усилился общественно-политический элемент и, напротив, уменьшился хозяйственно-прикладной.

В 1936 году открылся общественно-политический журнал «Общественница» (1936–1941), ориентированный на жен хозяйственников, руководящих работников, инженеров и техников. выделялись два крупных тематических блока – преобладающий общественно-политический и более скромно представленный семейно-бытовой. Прекратил издаваться этот журнал в 1941 году в связи с началом Великой отечественной войны. С его закрытием женский литературно-общественный журнал окончательно на долгое время был заменен политическим женским изданием.

На протяжении всего существования советского государства женские журналы, чутко подстраиваясь под новые идеологические требования, формировали особый тип массового сознания, лояльного существующему порядку вещей. В 1930-е годы воспевались «успехи» советских пятилеток, индустриализации и коллективизации, звучали призывы прийти на производство, способствуя его социалистическому прорыву, вступить на путь соцсоревнования и ударничества. В 1940-е годы женские журналы были призваны прежде всего мотивировать читательниц на ударный труд, обеспечивающий бесперебойное обеспечение армии.

После Победы начался новый этап реорганизации женских журналов. В 1945 году появился журнал «Советская женщина», выходивший, кроме русского, на нескольких иностранных языках и призванный формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей. Поскольку это было издание, ориентированное на пропаганду за границей, оно стремилось представить все самое передовое и значимое, что имелось в России той поры: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и т. п. Журнал изобиловал большим количеством качественных фотографий, его дизайн существенно отличался от оформления «Работницы» и «Крестьянки».

Постепенно в послевоенной России сформировались основные типологические черты системы советской женской прессы, которая была основана на принципе трех уровней. Первый представляли центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». На втором уровне находились журналы, выпускавшиеся республиканскими ЦК партии на национальных языках, третий уровень объединял издания автономных республик. Все журналы относились к общественно-политическому типу, деление аудитории на читательские группы (работницы, крестьянки, партработницы) в них отсутствовало, они обращались к широкой аудитории. Система рубрик: политика — работа — (учеба) — организация быта — организация досуга — лечение/отдых — беременность/роды/воспитание детей — советы, рецепты, выкройки. Постепенно приоритетом стала ориентация на оказание помощи женщине и семье в быту, что выразилось в появлении приложений для всей семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Так женские журналы из общественно-политических постепенно превращались в издания универсального характера.

В конце 1980-х годов женские журналы стали пытаться поддерживать семейную жизнь своих читательниц, заботиться об их психологическом состоянии. Так, в «Работнице» появились отделы, посвященные личной и семейной жизни женщины, ее психологическому состоянию – «Мужчина и женщина», «Разговор для двоих», «Мужчины в нашей жизни», «Житейская история». «Крестьянка» кардинально изменила свое лицо: теперь каждый номер начинался уже не с политических воззваний, а с читательских писем. Состав основных рубрик стал выглядеть принципиально иначе: «Школа для девочек», «Поэзия», «Гороскоп», «Лавка забавных разностей», «Интервью с актером», «О странностях любви», «Беседы о воспитании», «Мы такие разные». Журнал продолжал писать о проблемах села, об острых социальных проблемах (безработице, смертях в армии и т. п.), но такие материалы занимали сравнительно мало места.

Появилось несколько новых изданий газетного типа «Сударушка», «Натали», «Доч­ки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье» и др. На отечественный рынок пришли адаптированные западные издания. Начался новый период развития на отечественном рынке женских журналов.

Отечественный женский журнал начал перестраиваться, постепенно возвращаясь к выработанному еще в начале ХХ века универсальному типу, хотя так и не смог составить достойной конкуренции западным изданиям, пришедшим на российский рынок.

Вывод: История развития отечественных женских журналов началась в последней четверти XVIII в. в типологической концепции первого женского журнала внимание акцентировалось на воспитательной и просветительской функциях. издатели журналов ориентировались на просвещение аудитории, ее обучение и развлечение посредством чтения. Во второй половине XIX в. популяризируется тип образованной женщины, в начале XX в. – женщины-гражданки, в советский период происходит формирование системы общественно-политических женских журналов, ориентированных на женщин-работниц, крестьянок, общественниц.

С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы. Основным целевым назначением изданий стало оказание помощи женщине в социальной и бытовой сферах. Содержание ограничивалось личными, реже профессиональными интересами. Ориентированность журналов на интересы женской аудитории, связанные с ее внешностью, самочувствием, домом, семьей, свидетельствовала о том, что данная тематика стала наиболее популярной, она вытеснила политические и экономические темы. Отечественный рынок СМИ стали осваивать зарубежные медиакорпорации, что привело к распространению и утверждению западных моделей массовых женских журналов.

Анализируя современное состояние российского рынка женских журналов, следует учитывать прежде всего тот факт, что определяющую роль на нем играют международные издательские дома тскае как Conde Nast Publications, Independent Media, Burda и другие. Именно они принесли в Россию новый тип информационного продукта и информационной стратегии – «глянец».

Типологические черты современного глянцевого издания:

– большой объем (до нескольких сотен страниц): специализированные журналы («Shape» – о красоте и здоровье, «Парад» – о знаменитостях и др.) – 140–170 полос; универсальные («Cosmopolitan», «Glamour» и др.) – 300–350, отдельные номера могут достигать объема в 500 полос;

– высокое качество полиграфии;

– большое количество полноцветных иллюстраций;

– обилие прямой и скрытой рекламы, преимущественно косметики, парфюмерии, одежды, обуви;

– четкий образ читателя, который формируется журналом и в то же время является для него ориентиром при подготовке материалов (например, собирательный образ «девушки в стиле Сosmo» или glamourной девушки);

– определенная модель, структура номера: колонка редактора, система обязательных рубрик и т. п.

Глянцевые журналы можно условно разбить на две категории. Одни придают большее значение воспроизведению актуального имиджа, стиля (это проявляется и в стиле текстов, верстки и фотографий). Для читателей этих изданий важна статусность употребления той или иной вещи. Другие уделяют больше внимания практической стороне жизни (эти журналы, прежде всего, стараются быть полезными, их тексты написаны в основном в виде советов).

В журналах для женщин присутствуют одни и те же темы: мода, отношения с мужчинами, отношения на работе, различные истории на тему любви, измены, ненависти и других волнующих женщин проблем. В журналах часто печатаются советы психологов и врачей, рассказывают о своих жизненных ситуациях известные люди. В некоторых изданиях можно найти кулинарные рецепты, а также статьи про различные государства, города, места на планете, которые стоит посетить. Другими словами, это отчасти уже известное русской журналистике издание универсального характера, самое популярное еще в начале ХХ века и вновь актуализировавшееся.

Концепция современного женского журнала - привлечение широкого читательского сегмента с помощью развлекательного контента и информации практического характера; женский журнал демонстрирует сближение с рекламной коммуникацией, участие в расширении рынка потребительских товаров и услуг, дистанцированность от общественно-политической деятельности, позиционирование гендерных типов поведения - изображение сильных, самостоятельных, успешных, красивых женщин, реализующих себя в профессиональной и семейной сферах..

Виды журналов:

- семейно-бытовые журналы («Лиза», «Домашний очаг», «Глория», «Настя», «Женский клуб», «Женские секреты», «Добрые советы», «Я сама», «Натали» и др - универсальны по характеру информации. Рубрикация охватывает основные темы: любовь, семья, брак; быт, домашнее хозяйство; воспитание детей; красота; мода; здоровье; взаимоотношения с партнером. Универсальность информации обусловлена стремлением помочь женщине быть хорошей женой, матерью, хозяйкой в доме; удовлетворить традиционно женские интересы; сориентировать читательниц в сложном мире семейно-бытовых проблем; генерировать замыслы, заставляющие женщину по-новому взглянуть на семейный быт, отношения в семье и добавить в обыденность свежие краски. В этих журналах силен развлекательный элемент, материалы подаются легко, непринужденно. Журналы ориентированы на аудиторию со средним уровнем достатка;

- элитарные («Elle», «Cosmopolitan», «Marie Claire», «Clamour», «Mini», «Voguе», «She», «Harper's Bazaar», «Gala» и др.). рассказывают о стиле жизни, соответствующем высокому материальному достатку, о светском общении, секретах успешной карьеры, новых веяниях в моде, макияже, устройстве интерьера, ювелирных изделиях, эксклюзивных путешествиях и развлечениях. Основные рубрики: мода; красота; здоровье; полезные советы; интервью со знаменитостями; проблемные материалы, посвященные различным ситуациям, в которые попадает женщина, сопровождаемые комментариями специалистов; карьера; взаимоотношения с партнером; путешествия; выдающиеся женщины, их судьбы; беллетристика. Именно в этом сегменте особенно большое количество рекламы и художественно выполненных фотографий к репортажам и интервью. Благодаря современным издательским технологиям элитарные журналы делают специальные рекламные вклейки, голографию, помещают в качестве дополнительного бонуса читательницам пробники косметической и парфюмерной продукции. Издания ориентированы на читательниц со средним и высоким уровнем дохода;

- журналы для девушек («Cool girl», «Seventeen», «Yes!», «Маруся», «Штучка», «Elle girl» и др.). - издания для молодой независимой девушки, которая раскрыта всякой новой информации и хочет как можно больше узнать о жизни, взаимоотношениях в обществе и с противоположным полом, о сексе, знаменитостях и секретах их успеха, моде, красоте и многом другом. Также в девичьих журналах даются важные психологические советы, более чем актуальные для девочек, которые только начинают взрослеть и входить во взрослую жизнь с иными отношениями, иной системой ценностей, чем в детстве, и т. д.; иногда предлагаются материалы, посвященные взаимоотношениям с родителями, учителями, друзьями, рассказывается о новинках кино и музыки. В целом же читательниц ориентируют на яркую, насыщенную, стильную, достаточно беззаботную жизнь;

- журналы, специализированные по интересам («Burda», «Verena», «Shape», «Beuty», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Top model», «Маленькая Диана» и др.). Здесь в центре внимания оказываются различные интересы читательниц, которым посвящен целый журнал: мода, красота, здоровье, спорт, хобби. Издания, посвященные здоровью, пропагандируют философию фитнеса, рассказывают о новых направлениях здорового образа жизни, предлагают комплексы упражнений, специальные рецепты, полезные советы. Журналы по шитью и рукоделию информируют о новых веяниях в дизайне интерьера, вышивке, вязании, становятся практическим руководством в самостоятельном создании изделий. Модные журналы (они могут пересекаться с элитарным сектором), пишут об одежде, имидже.

- Остальные типы: социально-бытовые («Работница», «Крестьянка», «Мир женщины»), литературно-художественные («Берегиня», «Атлантида»), феминистские («Женское чтение», «Преображение», «Вы и мы»), профессиональные («Секретарь и офис», «Ярославна»), религиозные («Сестра») – слабо развиты и плохо востребованы современной аудиторией. Однако растущая конкуренция со стороны зарубежной прессы, с одной стороны, ухудшившая их положение, с другой стороны, стимулирует их к развитию, изменению, поиску новых форм и методов воздействия на аудиторию. Еще одна причина слабого развития данных групп журналов – меньший, по сравнению с глянцевыми, интерес рекламодателей.

Еще одно направление, которое сейчас активно осваивается женскими журналами, – это пространство Интернета. Типология женских Интернет-журналов : эквивалентные копии традиционных СМИ («клоны»), модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ («гибриды»), медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие оффлайновых прототипов.

«Клонов» большинство, так как их создание не требует значительных усилий: копия печатного издания размещается в глобальной сети. Все представители глянцевых журналов имеют свои представительства в Интернете, относящиеся к «гибридному» типу. Помимо материалов, публикующихся в печатном выпуске, здесь содержится архив публикаций, дополнительные статьи. читатели голосуют и обсуждают материалы в форумах, помогая тематическому наполнению журналов, предлагая новые темы и проблемы. Этому же способствуют многочисленные анкеты, размещаемые в Интернет-версиях женских журналов.

Сеть породила и собственные, специфические средства массовой информации. В настоящее время в Интернете размещено большое количество изданий, представляющих себя как женские журналы. Они ориентированы в основном на социально активную, деловую, технически грамотную, достаточно обеспеченную женскую аудиторию.Женских журналов в Интернет-пространстве огромное количество. Здесь преобладают издания универсального характера. Активно развиваются и специализированные издания, прежде всего, посвященные индустрии красоты («Красота онлайн» [www.krasota.ru], «Beautytime» [www.beautytime.ru] и другие). Группа общественно-политических изданий почти не развита. Доля женской аудитории Интернета постоянно растет, появляются все новые и новые рассчитанные на нее сетевые издания.

женские интернет-журналы. - содержат информацию новостного характера (новости из жизни «звезд», индустрии моды, медицинской сферы), хотя обозначенные ресурсы и используют информационные жанры (заметка, интервью), они не являются преобладающими. Издания практикуют размещение информационно-аналитических (обзор, письмо, статья, комментарий) и художественно-публицистических (очерк, зарисовка) материалов.

Тематические поля «мода и красота», «межличностные отношения», «здоровье», «дети», «домоводство» являются превалирующими в женских интернет-проектах, наибольшим вниманием данного сегмента пользуются темы взаимоотношения полов, кулинарии, женского здоровья, моды.

Женские сетевые журналы на современном этапе дифференцированы на следующие типы: универсальные, модного стиля жизни, медицинские, религиозные, шитья, рукоделий, литературы.

Тенденции развития отечественных женских журналов на современном этапе:

- медиаконцентрация, коммерциализация, что сближает отечественную женскую прессу с западной. В сфере отечественных женских журналов наиболее популярными являются русифицированные версии известных западных изданий, выпускаемых издательскими домами, в структуре которых функционирует несколько издательских проектов, рассчитанных на женщин.В настоящий момент лидерами в выпуске женских журналов являются ИД «Sanoma Independent Media», ИД «Hearst Shkulev Media», ЗАО «Издательский дом «Бурда»», ИД «Cond





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 6260; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11098 - | 8258 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Оборудование и его конструктивные особенности.
  2. Life-styleжурналы. История. Жанровые и структурные особенности журналистских материалов. 2.«Афиша». «Большой город». История, особенности, тенденции развития.
  3. V2:Тема 1.4 Кости пояса нижней конечности и их соединения. Таз в целом, возрастные, половые и индивидуальные особенности. Кости нижней конечности и их соединения.
  4. VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
  5. Агрегатные состояния вещества. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества
  6. Административная ответственность: понятие и особенности как юридической ответственности. Нормативная база административной ответственности.
  7. Анализ заявления о половом посягат-е, особенности его проверки.
  8. Анатомические и функциональные особенности наружного и светочувствительного слоя сетчатки. Нейроны сетчатки.
  9. Анатомия сетчатой оболочки: особенности строения, кровоснабжения.
  10. Англо-саксонская правовая семья. Особенности права США
  11. Анимация в туризме. Особенности анимационного менеджмента
  12. Антибиотики. Принципы, классификация.


 

3.233.220.21 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.028 сек.