Москва 2012

Выделяется 3 группы:

Группа успешных журнальных бизнес-проектов. Лидером этой группы является отечественный журнал «Вокруг света», а основной массив этой лидерской группы составляют лицензионные издания, то есть российские аналоги зарубежных журналов.

Вторая группа это советская научно-популярная классика, которая пытается выжить в современных условиях. Получается трудно и бедно.

Третья группа это журналы РАН, государственные и ведомственные, которые живут практически вне рынка и зависят только от своих учредителей.

То, что произошло в 90-е годы с научно-популярными журналами России можно проиллюстрировать таблицей:

Название журнала

Тираж 1980-е гг., экз.

Тираж 2000 г., экз.

Уровень падения

Наука и жизнь

3 400 000

40 000

85 раз

Знание – сила

700 000

5 000

140 раз

Химия и жизнь

300 000

5 000

60 раз

Природа

84 000

1 800

46,7 раза

Земля и Вселенная

55 000

1 015

54,2 раза

Печальный рекорд по падению тиража среди научно-популярных журналов принадлежит, возможно, журналу «Юный натуралист», чей тираж уменьшился с советских времен в 320 раз. Примерно такой же уровень падения тиража у «Юного техника».

Если в целом тиражи периодики упали в среднем на порядок, то отечественные научно-популярные журналы рухнули в среднем на два порядка. Кроме них подобное обрушение пережил, пожалуй, только рынок «толстых» литературно-художественных журналов.

Различные каталоги и справочники прессы дают самые разные списки журналов, которые помещены в рубрику «научно-популярные».

«В мире животных»

«В мире науки»

«Вокруг света»

«Всемирный следопыт»

«Дилетант»

«Земля и Вселенная»

«Зеркало мира»

«Знание – сила»

«Изобретатель и рационализатор»

«История в подробностях»

«Машины и механизмы»

«Наука в России»

«Наука и жизнь»

«Наука и техника»

«Наука из первых рук»

«Наука в фокусе»

«Наша психология»

«Новости космонавтики»

«Популярная механика»

«Потенциал»

«Природа»

«Природа и человек»

«Техника – молодежи»

«Химия и жизнь ХХI век»

«Экология и жизнь»

«Юный натуралист»

«Юный техник»

«DISCOVERY»

«GEO»

«NATIONAL GEOGRAPHIC»

«NEW SCIENTIST RU»

«PSYCHOLOGIES»

«Звери»

«Московский журнал. История государства российского»

«Военно-исторический журнал»

«Родина»

На рынке научно-популярных журналов присутствует 7 зарубежных брендов.

Единственный зарубежный бренд, появившийся в СССР в 1983 году, –ScientificAmerican (журнал «В мире науки»), остальные западные игроки пришли на российский рынок в постсоветское время – в конце 90-х и в «нулевые», когда созрел российский рекламный рынок и его журнальный сегмент.

Появившиеся в нулевые годы на российском рынке отечественные версии зарубежных научно-популярных журналов сегодня доминируют, имея почти в полтора раза больший совокупный тираж и господствуя на рекламном рынке.

Совокупный разовый месячный тираж семи лицензионных научно-популярных журналов составляет 964 500 экземпляров. Совокупный разовый тираж 28 российских научно-популярных журналов – лишь 628 847 экземпляров. То есть в среднем каждый российский аналог зарубежного журнала выходит тиражом 107 166 экземпляров, а отечественный тиражом 33 097.

При этом абсолютным лидером на этом рынке и по тиражу-аудитории и по рекламе является отечественный журнал «Вокруг света».

можно выделить 3 группы журналов:

Группа «А».Научно-популярная классика. Издания, в которых доля научно-популярной тематики выше 50%, среди авторов более половины – действующие ученые, большинство материалов написаны научно-популярным стилем. В эту группу входят такие, например, издания:

«Знание – сила», «Наука и жизнь», «В мире науки», «Химия и жизнь ХХI век», «История в подробностях», «Наука и техника», «Наука в фокусе», «Популярная механика», «NEWSCIENTIST.RU». На «полюсе научности» находятся издания РАН: «Природа», «Наука в России», «Земля и Вселенная», в которых стиль изложения материалов сочетает элементы научно-популярного (публицистичность, образность) и научного (формулы, графики, таблицы, списки используемой литературы и т.д.)

Группа «В». Баланс научности и популярности. Научная тематика не превышает 50% от общего объема журнала, среди авторов не менее половины – журналисты, а не ученые, научно-популярная стилистика не превышает 50% материалов, широко представлены такие жанры как очерк, репортаж и т.д. В эту группу входят главным образом издания, имеющие большой коммерческий успех:

«Вокруг света», «GEO», «NATIONALGEOGRAPHIC», «PSYCHOLOGIES», «DISCOVERY», «Экология и жизнь». На «полюсе популярности» можно разместить, например, «Дилетант», авторский состав которого составлен из журналистов и гостей «Эха Москвы», а также все журналы о животных, предназначенные в основном для подростков.

Группа «С». Условно научно-популярные. Включенные в эту группу издания не вполне соответствуют критериям научно-популярных журналов. «Всемирный следопыт» является скорее туристическим журналом. Материалов, популяризирующих науку, практически нет.

«Природа и человек». Позиционирует себя как «научно-популярный журнал для народного чтения». Стиль большинства публикаций не научно-популярный, доминируют морализаторские интонации, есть религиозная тематика.

«Звери». Это детский журнал, который пытается адаптировать для детей сведения по зоологии, этологии животных, палеонтологии.

По тематике российские научно-популярные журналы делятся на 5 групп:

а) исторические; б) психологические; в) о животных; г)технические; д) универсальные.

А. Исторические. В эту группу входят 5 научно-популярных журналов.

1. «Московский журнал. История государства российского». «Родина». «Военно-исторический журнал» издается Министерством обороны РФ с 1939 года. «История в подробностях». «Дилетант».

Б. Психологические. В группе всего два научно-популярных журнала:

1. «PSYCHOLOGIES» российская версия одного из самых популярных французских журналов, издаваемого с 1970 года. В России выходит с 2005 года. 162 полосы. Ориентирован в основном на женскую аудиторию. Занимает 2-е место после «Вокруг света» по объему рекламы среди всех научно-популярных изданий. Реальный тираж каждого номера, ввезенный в Россию в 1-м полугодии 2012 года составил 196 368 экз. (в среднем).

2. «Наша психология». Издатель «НООСФЕРА». Авторы – отечественные практикующие психологи.

В. О животных: «Юный натуралист», «В мире животных», «Звери». Особенностью этой тематической группы является их ориентация преимущественно на подростковую и детскую аудиторию и их крайне низкие тиражи по сравнению с западными аналогами.

Г. Технические. В группу включены 4 журнала: «Изобретатель и рационализатор», «Техника – молодежи»,

«Юный техник», «Новости космонавтики».

Д. Универсальные или полидисциплинарные. В группу включена основная масса научно-популярных журналов, 22 издания.

1 В МИРЕ НАУКИ

2 ВОКРУГ СВЕТА

4 ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ

5 ЗЕРКАЛО МИРА

6 ЗНАНИЕ-СИЛА

7 МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

8 НАУКА В РОССИИ

9 НАУКА И ЖИЗНЬ

10 НАУКА И ТЕХНИКА

11 НАУКА ИЗ ПЕРВЫХ РУК

12 НАУКА В ФОКУСЕ

13 ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

14 ПОТЕНЦИАЛ

15 ПРИРОДА

16 ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

17 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

18 ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

19 DISCOVERY

20 GEO

21 NATIONAL GEOGRAPHIC

22 NEW SCIENTIST RU

Особенности стиля научно-популярных изданий: использование профессионализмов, низкочастотное употребление эмоционально и экспрессивно окрашенных слов, применение сложных синтаксических конструкций и параллельных синтаксических конструкций, преобладание косвенной речи над прямой. Поиск «золотой середины» между научной истиной и эстетикой художественного образа.

Научно-популярные журналы начала XXI века.

«Вокруг света»: новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информация о новых научных открытиях и технических достижениях, описание стран и народов, верований и культур (этнография и география), история, экология, космос. Проекты и экспедиции журнала (именные стипендии победителям всероссийской географической олимпиады и международной олимпиады по русскому языку, кругосветная экспедиции, организация недели фантастики).

Альманах «Полдень. XXI век». Историко-литературное приключенческое издание «Всемирный следопыт» (создан в 1925 году): загадочные факты мировой истории, неизведанные стороны жизни нашей планеты.

Ежемесячный журнал «GEO» на рынке российских СМИ (в России с 1998 года).

Популяризация науки идет в журналах «Наука и жизнь», «Что нового в науке и технике», «Наука из первых рук», «Знание – сила», «Популярная механика».

Кардинальное отличие научно-популярных журналов от многих других сегментов прессы в том, что они не имеют соответствующего профильного сегмента рекламы. Женским журналам соответствуют женские товары, мужским – мужские. Автомобильный сегмент прессы вполне очевидно ориентирован прежде всего на рынок автомобилей и сопутствующих товаров. И т.д. Научно-популярные журналы такого профильного рынка рекламируемых товаров не имеют. На рекламе телескопов не проживешь.

В отношении научно-популярных журналов государственная политика проявляется в 5 различных формах:

- Прямое финансирование. Гранты Роспечати, при поддержке которых выпускаются научно-популярные журналы в данный момент имеют: «Знание – сила», «Природа и человек», «Техника – молодежи», и «Юный техник». «Московский журнал. История государства Российского» издается при поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы. «NewScientist.ru» издается при поддержке Минобрнауки.

- Учредительство со стороны госорганов. «Родина» учреждена Правительством и Администрацией Президента, «Военно-исторический журнал» — Минобороны, «Новости космонавтики» выходят «под эгидой» Роскосмоса. Учредительство со стороны РАН имеют «Природа», «Наука в России», «Земля и Вселенная»; со стороны Сибирского отделения РАН – «Наука из первых рук».

- Рекомендации Министерства образования и науки для использования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений имеют «Техника – молодежи», «Экология и жизнь», «Юный техник».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: