Выделяется 3 группы:
Группа успешных журнальных бизнес-проектов. Лидером этой группы является отечественный журнал «Вокруг света», а основной массив этой лидерской группы составляют лицензионные издания, то есть российские аналоги зарубежных журналов.
Вторая группа это советская научно-популярная классика, которая пытается выжить в современных условиях. Получается трудно и бедно.
Третья группа это журналы РАН, государственные и ведомственные, которые живут практически вне рынка и зависят только от своих учредителей.
То, что произошло в 90-е годы с научно-популярными журналами России можно проиллюстрировать таблицей:
Название журнала
Тираж 1980-е гг., экз.
Тираж 2000 г., экз.
Уровень падения
Наука и жизнь
3 400 000
40 000
85 раз
Знание – сила
700 000
5 000
140 раз
Химия и жизнь
300 000
5 000
60 раз
Природа
84 000
1 800
46,7 раза
Земля и Вселенная
55 000
1 015
54,2 раза
Печальный рекорд по падению тиража среди научно-популярных журналов принадлежит, возможно, журналу «Юный натуралист», чей тираж уменьшился с советских времен в 320 раз. Примерно такой же уровень падения тиража у «Юного техника».
|
|
Если в целом тиражи периодики упали в среднем на порядок, то отечественные научно-популярные журналы рухнули в среднем на два порядка. Кроме них подобное обрушение пережил, пожалуй, только рынок «толстых» литературно-художественных журналов.
Различные каталоги и справочники прессы дают самые разные списки журналов, которые помещены в рубрику «научно-популярные».
«В мире животных»
«В мире науки»
«Вокруг света»
«Всемирный следопыт»
«Дилетант»
«Земля и Вселенная»
«Зеркало мира»
«Знание – сила»
«Изобретатель и рационализатор»
«История в подробностях»
«Машины и механизмы»
«Наука в России»
«Наука и жизнь»
«Наука и техника»
«Наука из первых рук»
«Наука в фокусе»
«Наша психология»
«Новости космонавтики»
«Популярная механика»
«Потенциал»
«Природа»
«Природа и человек»
«Техника – молодежи»
«Химия и жизнь ХХI век»
«Экология и жизнь»
«Юный натуралист»
«Юный техник»
«DISCOVERY»
«GEO»
«NATIONAL GEOGRAPHIC»
«NEW SCIENTIST RU»
«PSYCHOLOGIES»
«Звери»
«Московский журнал. История государства российского»
«Военно-исторический журнал»
«Родина»
На рынке научно-популярных журналов присутствует 7 зарубежных брендов.
Единственный зарубежный бренд, появившийся в СССР в 1983 году, –ScientificAmerican (журнал «В мире науки»), остальные западные игроки пришли на российский рынок в постсоветское время – в конце 90-х и в «нулевые», когда созрел российский рекламный рынок и его журнальный сегмент.
Появившиеся в нулевые годы на российском рынке отечественные версии зарубежных научно-популярных журналов сегодня доминируют, имея почти в полтора раза больший совокупный тираж и господствуя на рекламном рынке.
|
|
Совокупный разовый месячный тираж семи лицензионных научно-популярных журналов составляет 964 500 экземпляров. Совокупный разовый тираж 28 российских научно-популярных журналов – лишь 628 847 экземпляров. То есть в среднем каждый российский аналог зарубежного журнала выходит тиражом 107 166 экземпляров, а отечественный тиражом 33 097.
При этом абсолютным лидером на этом рынке и по тиражу-аудитории и по рекламе является отечественный журнал «Вокруг света».
можно выделить 3 группы журналов:
Группа «А».Научно-популярная классика. Издания, в которых доля научно-популярной тематики выше 50%, среди авторов более половины – действующие ученые, большинство материалов написаны научно-популярным стилем. В эту группу входят такие, например, издания:
«Знание – сила», «Наука и жизнь», «В мире науки», «Химия и жизнь ХХI век», «История в подробностях», «Наука и техника», «Наука в фокусе», «Популярная механика», «NEWSCIENTIST.RU». На «полюсе научности» находятся издания РАН: «Природа», «Наука в России», «Земля и Вселенная», в которых стиль изложения материалов сочетает элементы научно-популярного (публицистичность, образность) и научного (формулы, графики, таблицы, списки используемой литературы и т.д.)
Группа «В». Баланс научности и популярности. Научная тематика не превышает 50% от общего объема журнала, среди авторов не менее половины – журналисты, а не ученые, научно-популярная стилистика не превышает 50% материалов, широко представлены такие жанры как очерк, репортаж и т.д. В эту группу входят главным образом издания, имеющие большой коммерческий успех:
«Вокруг света», «GEO», «NATIONALGEOGRAPHIC», «PSYCHOLOGIES», «DISCOVERY», «Экология и жизнь». На «полюсе популярности» можно разместить, например, «Дилетант», авторский состав которого составлен из журналистов и гостей «Эха Москвы», а также все журналы о животных, предназначенные в основном для подростков.
Группа «С». Условно научно-популярные. Включенные в эту группу издания не вполне соответствуют критериям научно-популярных журналов. «Всемирный следопыт» является скорее туристическим журналом. Материалов, популяризирующих науку, практически нет.
«Природа и человек». Позиционирует себя как «научно-популярный журнал для народного чтения». Стиль большинства публикаций не научно-популярный, доминируют морализаторские интонации, есть религиозная тематика.
«Звери». Это детский журнал, который пытается адаптировать для детей сведения по зоологии, этологии животных, палеонтологии.
По тематике российские научно-популярные журналы делятся на 5 групп:
а) исторические; б) психологические; в) о животных; г)технические; д) универсальные.
А. Исторические. В эту группу входят 5 научно-популярных журналов.
1. «Московский журнал. История государства российского». «Родина». «Военно-исторический журнал» издается Министерством обороны РФ с 1939 года. «История в подробностях». «Дилетант».
Б. Психологические. В группе всего два научно-популярных журнала:
1. «PSYCHOLOGIES» российская версия одного из самых популярных французских журналов, издаваемого с 1970 года. В России выходит с 2005 года. 162 полосы. Ориентирован в основном на женскую аудиторию. Занимает 2-е место после «Вокруг света» по объему рекламы среди всех научно-популярных изданий. Реальный тираж каждого номера, ввезенный в Россию в 1-м полугодии 2012 года составил 196 368 экз. (в среднем).
2. «Наша психология». Издатель «НООСФЕРА». Авторы – отечественные практикующие психологи.
В. О животных: «Юный натуралист», «В мире животных», «Звери». Особенностью этой тематической группы является их ориентация преимущественно на подростковую и детскую аудиторию и их крайне низкие тиражи по сравнению с западными аналогами.
|
|
Г. Технические. В группу включены 4 журнала: «Изобретатель и рационализатор», «Техника – молодежи»,
«Юный техник», «Новости космонавтики».
Д. Универсальные или полидисциплинарные. В группу включена основная масса научно-популярных журналов, 22 издания.
1 В МИРЕ НАУКИ
2 ВОКРУГ СВЕТА
4 ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ
5 ЗЕРКАЛО МИРА
6 ЗНАНИЕ-СИЛА
7 МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
8 НАУКА В РОССИИ
9 НАУКА И ЖИЗНЬ
10 НАУКА И ТЕХНИКА
11 НАУКА ИЗ ПЕРВЫХ РУК
12 НАУКА В ФОКУСЕ
13 ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА
14 ПОТЕНЦИАЛ
15 ПРИРОДА
16 ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
17 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
18 ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ
19 DISCOVERY
20 GEO
21 NATIONAL GEOGRAPHIC
22 NEW SCIENTIST RU
Особенности стиля научно-популярных изданий: использование профессионализмов, низкочастотное употребление эмоционально и экспрессивно окрашенных слов, применение сложных синтаксических конструкций и параллельных синтаксических конструкций, преобладание косвенной речи над прямой. Поиск «золотой середины» между научной истиной и эстетикой художественного образа.
Научно-популярные журналы начала XXI века.
«Вокруг света»: новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информация о новых научных открытиях и технических достижениях, описание стран и народов, верований и культур (этнография и география), история, экология, космос. Проекты и экспедиции журнала (именные стипендии победителям всероссийской географической олимпиады и международной олимпиады по русскому языку, кругосветная экспедиции, организация недели фантастики).
Альманах «Полдень. XXI век». Историко-литературное приключенческое издание «Всемирный следопыт» (создан в 1925 году): загадочные факты мировой истории, неизведанные стороны жизни нашей планеты.
Ежемесячный журнал «GEO» на рынке российских СМИ (в России с 1998 года).
Популяризация науки идет в журналах «Наука и жизнь», «Что нового в науке и технике», «Наука из первых рук», «Знание – сила», «Популярная механика».
|
|
Кардинальное отличие научно-популярных журналов от многих других сегментов прессы в том, что они не имеют соответствующего профильного сегмента рекламы. Женским журналам соответствуют женские товары, мужским – мужские. Автомобильный сегмент прессы вполне очевидно ориентирован прежде всего на рынок автомобилей и сопутствующих товаров. И т.д. Научно-популярные журналы такого профильного рынка рекламируемых товаров не имеют. На рекламе телескопов не проживешь.
В отношении научно-популярных журналов государственная политика проявляется в 5 различных формах:
- Прямое финансирование. Гранты Роспечати, при поддержке которых выпускаются научно-популярные журналы в данный момент имеют: «Знание – сила», «Природа и человек», «Техника – молодежи», и «Юный техник». «Московский журнал. История государства Российского» издается при поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы. «NewScientist.ru» издается при поддержке Минобрнауки.
- Учредительство со стороны госорганов. «Родина» учреждена Правительством и Администрацией Президента, «Военно-исторический журнал» — Минобороны, «Новости космонавтики» выходят «под эгидой» Роскосмоса. Учредительство со стороны РАН имеют «Природа», «Наука в России», «Земля и Вселенная»; со стороны Сибирского отделения РАН – «Наука из первых рук».
- Рекомендации Министерства образования и науки для использования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений имеют «Техника – молодежи», «Экология и жизнь», «Юный техник».