Значение и принципы делегирования полномочий. Котлярова

Делегирование как термин, используется в управлении, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При помощи делегирования руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые д.б. выполнены для достижения целей организации. Если какая-то задача или функция не делегирована др. лицу, руководитель вынужден решить ее сам, но способности руководителя ограничены.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение опред.задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду.

Принципы:

1. Диапазон контроля – существует оптимальное число работников, которые должны находится под контролем 1 руководителя, т.к есть предел того объема работ и числа подчиненных, которыми может эффективно управлять один человек, т.е. диапазоном контроля, который определяется исходя из учета факторов, способности человека руководить, способностей работников, размещения предприятия, степени мотивации, важности работы.

2. Фиксированная ответственность – делегирование полномочий – это разделение ответственности руководителя со своими починными. Полнота ответственности при этом остается за руководителем, она не м.б. с него снята.

3. Соотношение прав и обязанностей – при делегировании полномочий передаются не только обязанности, но и права без этого реального делегирования полномочий не получается.

4. Делегирование ответственности на возможно низший уровень управления – если руководитель сам выполняет рутинную работу, то он при осуществлении организационной функции отзывает от названного выше принципа.

5. Отчетность по отклонениям – данный принцип нацеливает подчиненных, получивших полномочия информировать начальника обо всех отклонениях от плана. Информация должна поступать к руководителю, который вправе принимать решение.

Причины нежелания руководителя делегировать полномочия:

Ø заблуждение, что я это лучше сделаю;

Ø отсутствие способности руководить;

Ø отсутствие доверия к подчиненным;

Ø боязнь риска;

Ø отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности.

Причины избежания делегирования:

Ø подчиненный считает удобнее спросить руководителя: что делать, чем решать проблему самому;

Ø подчиненный боится критики за совершенные ошибки;

Ø у подчиненного отсутствует информация и ресурсы для выполнения задания;

Ø у подчиненного уже имеется больше работы, чем он м. сделать;

Ø отсутствие у подчиненного уверенности в себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: