Технология исследования состояния фонетической и фонематической стороны дошкольника с ОНР

Обследование фонетической стороны речи включает проверку изолированного произношения всех звуков (как в мягком, так и в твердом вариантах). Многократное повторение одного звука, повторение вразбивку двух звуков или слогов (сначала резко отличающихся, затем близких) помогает выявить возможности переключения (так — как, бап — пап). При этом нередко отмечаются случаи персеверации, «усредненной» артикуляции. Последующие задания (проговаривание слов, предложений и текстов, насыщенных заданным звуком) дают возможность выявить, как ребенок пользуется этими звуками в самостоятельной речи.

Специальные упражнения помогают определить трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Сюда входит повторение ряда слогов, типа па-пта, то-кто; ста-сва-сма-ства; слов — «троллейбус», «ткачиха», «гимнаст», «хоккеист»; предложений — «физкультурники идут на парад», «библиотекарь выдает книги» и т.д. (слова произносятся сначала отраженно, а спустя некоторое время — самостоятельно).

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.

Обследуется:

· Произношение каких звуков нарушено и характер их нарушения на материале изолированных звуков, слогов, слов, фраз.

· Способность правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру изолированных слов с разным количеством слогов и предложений (м.б. ошибки при стечении согласных, сокращение числа слогов, упрощение, добавление, перестановка).

· Фонематическое восприятие и фонематические функции: (Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа;

Дифференциация фонем на основе слухового анализа; Дифференциация фонем по представлению с 6-7 лет; Способность к фонематическому анализу и синтезу; Способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и синтеза с 6-7 лет;

Фонематическое представление с 6-7 лет).

Примеры заданий жестко сидят у нас в головах со второго курса!!! =)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: