Анализ логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи

Результаты наблюдений и анализа занятий студент регистрирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке:

Название, тема, цель, план занятия

Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме: Этапы занятия, их длительность Используемые методы и приемы Поведение и речь детей Вопросы, предложения.

Примерная схема анализа логопедического занятия

1) Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультаций, литературы, степень освоения конспекта, знание состава детей группы.

2) Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

3) Организация занятия: количество детей, эстетичность обстановки, оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4) Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5) Методы и приемы обучения: разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, методика использования оборудования, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, применение специальных методических приемов, контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рациональной психотерапии.

6) Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности детей, проявления заикания и их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных детьми на занятии.

7) Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать детей для работы, повышать их активность, интерес и внимание, умение найти правильный подход к отдельным детям с учетом их индивидуальных способностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи).

8) Результаты занятия (выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов).

9) Педагогические выводы и предложения (положительные стороны и недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и рекомендации по дальнейшему совершенствованию).

СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Тема урока.

Место работы в системе урока.

2. Цели.

Комплектность образовательных, речевых и воспитательских задач.

3. Целенаправленность содержания урока, соответствие заданий, речевого материала теме и цели урока.

4. Структура урока.

Соответствие теме, цели, общепедагогические и специфические требования.

5 Правильность подбора речевого материала к различным этапам урока, использование межпредметных связей.

6. Активизация умственной деятельности учащихся. Способы поддержания внимания, интереса.

7. Использование наглядности, т.с.о.

8. Дифференцированность индивидуального подхода в процессе урока, сочетание индивидуальной и фронтальной работы.

9. Разнообразие видов работы, методических средств, соответствие их целям урока и характеру материала.

10. Организация самостоятельной работы учащихся.

11. Контроль за усвоением знаний, умений, навыков, формы контроля.

12. Реализация принципа доступности, сознательности, принципа опережающего обучения.

13. Организация начала и конца урока. Физкультминутка.

14. Анализ содержания использования методов и приёмов на отдельных этапах:

• Приёмы развития фонематического слуха

• артикуляционная гимнастика

• содержание домашнего задания

15. Работа над речью на уроке.

• Реализация комплектности логопедических задач.

• Работа по развитию фонетической стороны речи

• Обогащение и уточнение словаря

• Формирование грамматического строя речи

16. Взаимопонимание логопеда и учеников.

17. Выводы:

• Решены ли поставленные задачи

• Правильность приёмов и методов

• Основные недостатки урока

• Предложения по усовершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: