Вопрос 11. Причины возникновения и источники негативных факторов техносферы

Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

К естественным (природным) негативным факторам относятся молнии, извержения, землетрясения, атмосферные явления (ураганы, смерчи и т.п.), повышенная и пониженная температура воздуха и другие.

Появление и развитие человеческого общества привело к формированию и расширению нового класса негативных воздействий - антропогенных негативных факторов (например, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве, электромагнитное поле и т.д.).

Группа факторов Факторы Источники и зоны действия фактора
Физические Запыленность воздуха рабочей зоны Вибрации: - общие - локальные Акустические колебания: - инфразвук - шум - ультразвук Статическое электричество Электромагнитные поля и излучения Инфракрасная радиация Лазерное излучение Ультрафиолетовая радиация Ионизирующее излучения Электрический ток Движущие машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающих конструкций и т.п. Высота, падающие предметы Острые кромки Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов Зоны переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т.п. Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин Зоны около виброплощадок, мощных двигателей внутреннего сгорания других высокоэнергетических систем Зоны около технического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов, транспортных средств, энергетических машин. Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов: ванны для ультразвуковой обработки. Зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе, зоны окраски распылением, синтетические материалы. Зоны около линий электропередач, установок ТВ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов. Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени. Лазеры, отраженное лазерное излучение. Зоны сварки, плазменной обработки. Ядерное топливо, источники излучений, применяемые в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях. Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом и т.д. Зоны движения наземного транспорта, конвейеров, подземных механизмов, подвижных частей станков, инструмента, передач. Зоны около систем повышенного давления, емкостей со сжатыми газами, трубопроводов, пневно-гидроустановок. Строительные и монтажные работы, обслуживание машин и установок. Режущий и колющий инструмент, заусенцы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов. Паропроводы, газопроводы, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы.
Химические Загазованность рабочей зоны Запыленность рабочей зоны Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт Утечки токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей. Сварка и плазменная обработка материалов, пересыпка и транспортирование дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями. Гальваническое производство, заполненные емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей). Ошибки при применении жидкостей, умышленные действия.
Биологические Смазочно-охлаждающие жидкости Обработка материалов с применением эмульсолов
Психофизиологические Физические перегрузки: - статические - динамические Нервно-психические перегрузки: - умственное перенапряжение - перенапряжение анализаторов - монотонность труда - эмоциональные перегрузки   Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе Подъем и перенос тяжестей, ручной труд Труд научных работников, преподавателей, студентов. Операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями. Наблюдение за производственным процессом. Работа авиадиспетчеров, творческих работников.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: