Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих 2 страница

Выдача указанных продуктов по Временной норме продовольственного пайка производится дополнительно к положенным нормам продовольственных пайков.

Основным структурным звеном Вооруженных Сил Российской Федерации, на которое возложено непосредственное решение задач продовольственного обеспечения, является продовольственная служба - совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами продовольственного обеспечения.

Выполнение задач, возлагаемых на продовольственную службу, осуществляется органами военного управления, в распоряжении которых имеются: продовольственные склады и базы с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые воинских частей (камбузы, гарнизонные цеха по первичной переработке продуктов), военные хлебозаводы (хлебопекарни), промышленные (ремонтные) предприятия, подсобные хозяйства, военные школы младших специалистов, военные школы поваров (учебные роты коков) и учебные хлебопекарни.

К органам военного управления продовольственной службы (обеспечивающим органам) относятся:

- в центре - Центральное продовольственное управление Министерства обороны;

- в управлениях главнокомандующих видами и родами Вооруженных Сил, в военных округах и на флотах, в армиях, на флотилиях, в военно-морских базах, соединениях, на береговых (плавучих) базах и в воинских частях - продовольственная служба.

Центральное продовольственное управление Министерства обороны Российской Федерации руководит продовольственной службой и имеет право давать указания, разъяснения войскам и силам флота по вопросам продовольственного обеспечения.

Проекты приказов, директив и указаний министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны, содержащие вопросы продовольственного обеспечения войск и сил флота, до представления на подпись согласовываются с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны.

Обеспечение войск и сил флота продовольствием осуществляется по схеме:

- в Вооруженных Силах (кроме Военно-Морского Флота): центр - военный округ - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий;

- в Военно-Морском Флоте: центр - флот (флотилия) - военно-морская база (отдел тыла) - соединение (береговая база соединения кораблей, плавучая база) - корабль (воинская часть) - подразделение - военнослужащий.

Военнослужащие по прибытии в воинскую часть зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение служат аттестат на продовольствие и предписание или командировочное удостоверение или отпускной билет военнослужащего.

Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и по нормам какого пайка удовлетворены военнослужащий или воинская команда (подразделение) продовольствием в натуре, или денежной компенсацией взамен пайка, или продовольственно-путевыми деньгами при убытии из воинской части. Аттестат дает право военнослужащему (воинской команде, подразделению) на получение продовольствия в натуре, или питания, или денежной компенсации взамен продовольственного пайка, или продовольственно-путевых денег.

При первоначальном возникновении права у военнослужащих на продовольственное обеспечение за счет государства они зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части без аттестата на продовольствие.

Без аттестата на продовольствие зачисляются также военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, доставленные в военно-медицинские учреждения при внезапных заболеваниях (травмы, отравления, инфекционные болезни и др.). В этих случаях военно-медицинское учреждение обязано истребовать аттестат на продовольствие из соответствующей воинской части, а последняя - немедленно выслать его военно-медицинскому учреждению.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки в виде питания, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения (питания) на основании приказа командира воинской части об убытии с выдачей аттестата на продовольствие.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки продуктами на руки или взамен их денежную компенсацию, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения со дня, следующего за днем, по который они обеспечены продовольственным пайком или денежной компенсацией.

При увольнении (исключении из списков личного состава воинской части) военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, обеспечиваются продовольственным пайком (питанием) или денежной компенсацией по день исключения их из списков личного состава воинской части.

В случае убытия военнослужащих из воинской части в составе воинской команды (подразделения) аттестат на продовольствие выписывается один на всю воинскую команду.

Военнослужащим, увольняемым в запас, аттестат на продовольствие не выдается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увольняемым в запас, об удовлетворении их продовольствием (продовольственно-путевыми деньгами на путь следования) при выдаче предписания в нем делается соответствующая запись.

Питание по месту военной службы организуется в соответствии с: УВС ВС РФ, Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, Руководством по организации питания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждаемым начальником Центрального продовольственного управления.

Следует заметить, что данная форма продовольственного обеспечения распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и по контракту. Перечень отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, питание которых организуется по месту прохождения военной службы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 695.

В воинских частях для обеспечения питанием (горячей пищей) военнослужащих, имеющих право на получение питания за счет государства, штатами предусматриваются соответствующие столовые (солдатские, матросские, курсантские, офицерские и др.). Питание личного состава кораблей (судов) Военно-Морского Флота организуется через камбузы, столовые, кают-компании кораблей (судов), плавучих и береговых баз.

В исключительных случаях, когда по условиям прохождения военной службы (работы) и расквартирования не представляется возможным обеспечивать отдельные команды (подразделения) военнослужащих, гражданский персонал горячей пищей через столовые воинских частей, а создание новых столовых экономически нецелесообразно, разрешается организовывать питание этих лиц через столовые общественного питания на договорных началах по норме положенного им продовольственного пайка.

Питание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проживающих без семей, и холостяков, по их желанию, организуется через солдатские (матросские) столовые воинских частей в отдельно оборудованных помещениях (обеденных залах) в порядке, определенном п. 23 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время. Питание указанных военнослужащих может быть организовано и в самодеятельных столовых воинских частей.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, получающие продовольственные пайки в виде питания за счет государства, во время нахождения в отпуске при воинской части (по месту военной службы) могут обеспечиваться питанием через столовые (кают-компании) воинских частей по нормам положенного им продовольственного пайка.

Обеспечение питанием курсантов в период прохождения ими учебной практики и стажировки в воинских частях по планам учебных заведений производится с предварительной оплатой стоимости продовольственного пайка по учетным ценам на день отпуска продовольствия в столовую и расходов по приготовлению пищи в размере 20% стоимости пайка (без хлеба).

Военнослужащие, получающие продовольственные пайки в виде питания через столовые воинских частей и страдающие болезнями органов пищеварения, обеспечиваются диетическим питанием. Пища для них готовится по отдельной раскладке из продуктов, положенных им по нормам, с частичной их заменой. Для приема пищи выделяются отдельные столы.

В воинских частях, личный состав которых получает питание по общевойсковому пайку, горячая пища готовится и выдается три раза в сутки (на завтрак, обед и ужин) и не менее четырех раз в сутки по пайку для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ.

Выдача продовольственного пайка производится в основном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы.

Выдача продовольственного пайка является для указанной категории военнослужащих основной формой продовольственного обеспечения. По просьбе военнослужащего взамен положенного продовольственного пайка (питания) ему может быть выплачена компенсация. Право замены одной формы на другую принадлежит военнослужащему, а не воинским должностным лицам*(154).

Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости производится следующим категориям военнослужащих:

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы, изъявившим желание на ее получение;

- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.

Списки военнослужащих, которым разрешается выдача продовольственных пайков на руки или выплата денежной компенсации, а также сроки выдачи (выплаты) продовольственных пайков (денежной компенсации) ежемесячно (до 30-го числа предыдущего месяца) объявляются приказом командира воинской части. Списки составляются штабом воинской части на основании рапортов командиров подразделений.

Выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, применяется командованием в целях реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на продовольственное обеспечение в случае невозможности получения ими горячей пищи через столовые военно-продовольственных пунктов в пути следования в составе воинских команд и в одиночном порядке.

Продовольственно-путевые деньги указанным военнослужащим выплачиваются на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное их питание.

Военнослужащие, назначенные в состав караулов (команд), в том числе проводники-механики, для охраны, обороны и сопровождения воинских и специальных грузов при их перевозке и в пути следования к месту приемки этих грузов и при возвращении после их сдачи пассажирскими поездами, могут обеспечиваться продовольственно-путевыми деньгами с учетом стоимости дополнительных продуктов.

Выплата продовольственно-путевых денег и денежной компенсации взамен продовольственного пайка личному составу караулов (команд) производится за фактическое время нахождения в пути следования, в том числе и за время задержки в пути.

В воинской части выплата продовольственно-путевых денег производится финансовой службой по раздаточным ведомостям, составляемым начальником продовольственной службы и утверждаемым командиром воинской части.

Выплата военнослужащим продовольственно-путевых денег указывается в аттестате на продовольствие, а военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, уволенным в запас, - в предписании.

2. Вещевое обеспечение военнослужащих. Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости этих предметов.

Порядок выплаты указанной денежной компенсации определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок вещевого обеспечения в мирное время военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, является Положение о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих" от 26 июня 1995 г. N 605.

Кроме Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации утвердило нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом, делегировав Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, право устанавливать:

- порядок применения норм снабжения, указанных в п. 1 вышеназванного постановления, с учетом полного израсходования имеющихся запасов предметов обмундирования прежних образцов, выдаваемых по ранее действовавшим нормам снабжения;

- временные (сроком до 2 лет) нормы снабжения вещевым имуществом отдельных категорий военнослужащих воинских частей, выполняющих особые задания или находящихся в особых климатических условиях. На более длительный срок эти нормы утверждаются по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации;

- нормы снабжения палатками, спортивным имуществом, материалами для ремонта и стирки вещевого имущества (кроме мыла), а также табели к штатам на другие, не предусмотренные нормами снабжения материальные средства;

- нормы содержания вещевого имущества на одного военнослужащего в воинских частях или на одну штатную койку в военно-медицинских (медицинских) учреждениях*(155).

Целью вещевого обеспечения является удовлетворение потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в военной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежностях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде, тканях, нагрудных знаках и знаках различия, санитарно-хозяйственном, спортивном и альпинистском имуществе (далее именуются - вещевое имущество), что позволяет создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки.

Вещевое имущество можно разделить на виды по различным критериям деления, например:

1) по целевому назначению:

- вещевое имущество текущего обеспечения;

- вещевое имущество фонда сборов;

- вещевое имущество неприкосновенного запаса;

2) по праву пользования им:

- вещевое имущество личного пользования;

- инвентарное имущество.

Вещевое имущество текущего обеспечения предназначается для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Вещевое имущество фонда сборов предназначается для обеспечения граждан, призванных на военные сборы.

Вещевое имущество неприкосновенного запаса предназначается для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и создания запасов на период военного времени.

Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

Поставка вещевого имущества производится предприятиями промышленности по договорам (контрактам), заключаемым в соответствии с объемами, предусмотренными государственным оборонным заказом. Объемы поставок вещевого имущества, включаемого в государственный оборонный заказ, определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. Оплата за поставляемое вещевое имущество осуществляется по договорным ценам. Отдельные предметы вещевого имущества, не включенные в государственный оборонный заказ, приобретаются воинскими частями самостоятельно в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Решение вопросов вещевого обеспечения военнослужащих возлагается в первую очередь на командиров (начальников), а также на должностных лиц органов военного управления вещевой службы. Под вещевой службой понимают совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами вещевого обеспечения.

Вещевое имущество отпускается военнослужащим по нормам снабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, и по нормам его содержания в воинских частях, на кораблях, в военных образовательных учреждениях профессионального образования, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом определяют количество предметов, отпускаемых на одного человека (в военно-медицинских (медицинских) учреждениях - на одну штатную койку), и сроки их носки (эксплуатации). Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих" от 26 июня 1995 г. N 605 утверждены 19 норм снабжения. Приведем примеры некоторых из них:

- Норма N 1 снабжения вещевым имуществом офицеров и прапорщиков (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);

- Норма N 2 снабжения вещевым имуществом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);

- Норма N 3 снабжения вещевым имуществом военнослужащих-женщин;

- Норма N 4 снабжения вещевым имуществом курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования (кроме Военно-Морского Флота).

Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормами снабжения период времени, в течение которого предмет должен находиться в пользовании.

Сроки носки (эксплуатации) предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исчисляются со дня возникновения у военнослужащих права на их получение.

В зависимости от характера использования вещевое имущество подразделяется на две группы: вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество.

Вещевое имущество личного пользования выдается офицерам, прапорщикам и мичманам в готовом виде или изготавливается в ателье (мастерских) по индивидуальным заказам с оплатой стоимости пошива за счет Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Старшинам, сержантам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту или призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования вещевое имущество выдается, как правило, в готовом виде. В случаях когда подобрать отдельные предметы вещевого имущества по росту и размеру не представляется возможным, производится их подгонка или пошив в ателье (мастерских) с оплатой стоимости подгонки или пошива в установленном порядке.

Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации, а правила их ношения устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). Существующие военная форма и знаки различия утверждены Указом Президента Российской Федерации "О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям" от 23 мая 1994 г. N 1010. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются приказом министра обороны Российской Федерации.

Инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование. К инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная и летно-техническая одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество.

Специальная одежда выдается только тем военнослужащим, которые заняты на работах, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом военной техники, и других видах работ.

Летно-техническая одежда выдается военнослужащим в индивидуальное пользование и используется ими до полного износа.

Теплые вещи отпускаются воинским частям в размерах, определяемых командованием военного округа (флота) с учетом особенностей района дислокации воинских частей и характера выполняемых ими задач.

Теплые вещи за военнослужащими, как правило, не закрепляются. Время и порядок их ношения устанавливаются командиром воинской части. По окончании зимнего сезона теплые вещи изымаются из подразделений, рассортировываются, подвергаются ремонту и химчистке и сдаются для хранения на вещевой склад воинской части.

Лагерные и специальные палатки отпускаются для размещения военнослужащих в полевых условиях, а также при ведении военно-топографических, изыскательских, геодезических и других работ в полевых условиях.

Спортивным, лыжным и альпинистским имуществом воинские части обеспечиваются по нормам и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Духовыми и ударными музыкальными инструментами обеспечиваются воинские части, в которых предусмотрено содержание военного оркестра.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.

Порядок выплаты указанной денежной компенсации определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

§ 3. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями*(156)

1. Право военнослужащих на жилище. Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.

Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Указанная норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим*(157), иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на условиях договора социального найма*(158) в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора найма жилого помещения (иногда его называют договором коммерческого найма жилого помещения) либо приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади*(159).

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РСФСР, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11).

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

В российском законодательстве не дается общего понятия "жилище", оно обычно означает особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).

Провозглашая право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантию охраны этого права: "Никто не может быть произвольно лишен жилища". Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

В Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорится следующее: "Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развития частной собственности, обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства" (ст. 2).

Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:

1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: