Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих 3 страница

2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства;

3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.).

Большое значение имеет положение ст. 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции Российской Федерации, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Из признания ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище одним из основных, конституционных прав граждан вытекает и такая важная особенность этого права: оно согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных правоотношениях.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации норма о праве граждан на жилище, как и другие нормы, имеет прямое действие. Поэтому статьями Конституции Российской Федерации надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31 октября 1995 г. N 8 указал, что суд применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения.

Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции, постольку не требуется дополнительная регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции Российской Федерации предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище". Соответствующий закон согласно данной статье необходим и для установления норм предоставления жилья. Такие положения Конституции реализуются через конкретные законы, иные нормативные правовые акты, в которых реализуются нормы Конституции и через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует с нормами отраслевого законодательства: жилищного, гражданского, административного и др. В этой связи необходимо прежде всего назвать ст. 10 ЖК РСФСР, в которой в сжатой форме выражено основное содержание жилищных прав и обязанностей граждан.

В целях обеспечения устойчивости и повышения гарантии жилищных прав граждан в ст. 10 ЖК РСФСР закрепляется принцип, согласно которому никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.

Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма (или аренды) в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищных фондов и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Причем жилые помещения в домах государственного и общественного жилищных фондов, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает материальные и юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.

Вышеназванные принципиальные положения выражены в других нормах ЖК РСФСР, в частности в ст.ст. 40 и 41, определяющих требования, предъявляемые к жилым помещениям, и учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений, в ст. 28, в которой законодательно закреплено положение о том, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам "как правило, в виде отдельной квартиры на семью".

Важнейшее значение имеет выделение в составе жилищного фонда "жилищного фонда социального использования", предназначенного для предоставления жилых помещений малообеспеченным и другим указанным в законе гражданам в пользование на основании договора социального найма (ст.ст. 12-14 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"; ст. 672 ГК РФ). В соответствии с этим договором жилые помещения находятся у граждан в бессрочном пользовании (а не на определенный срок).

Конституцией Российской Федерации, как сказано выше, внесены определенные коррективы в порядок и условия обеспечения граждан жильем за счет государственного, муниципального и других жилищных фондов: жилище из этих фондов предоставляется бесплатно или за доступную плату малоимущим, иным указанным в законе гражданам.

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья (ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").

Обеспечение жилищных прав граждан предполагает возложение на органы государственной власти, исполнительные органы и органы местного самоуправления соответствующих обязанностей.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" указанные органы обеспечивают:

- порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах;

- доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении и найме жилья;

- жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных для военнослужащих, беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других категорий граждан;

- предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией;

- содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;

- правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний);

- бронирование нанятого жилища, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством;

- контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др.

Следует отметить, что понятие "право на жилую площадь" и в нормативных актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое помещение, жилой дом, либо как понятие, охватывающее совокупность полномочий нанимателя. Нередко понятие "право на жилую площадь" отождествляется и с понятием "право на жилище", когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношений. Конституционное право на жилище означает прежде всего абстрактное (объективное) право гражданина иметь жилище для проживания, как постоянного так и временного.

Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования для удовлетворения своих жилищных потребностей реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда - отношениях гражданско-правового характера. ГК РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основе договора.

В современных условиях право на жилище может обеспечиваться в следующих основных формах:

- предоставление гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади;

- кооперативное жилищное строительство;

- предоставление жилья на условиях коммерческого найма;

- приобретение или строительство жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в котором записано, что военнослужащим гарантируется предоставление жилья из государственного и других жилищных фондов, в том числе и после увольнения с военной службы. Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особым статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", другими законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением льгот, гарантий и компенсаций.

2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих в жилищной сфере. Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу.

Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.

Под льготами военнослужащих понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

В ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплен комплекс льгот и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище. Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Указанный Закон закрепляет следующие льготы и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе и за границей:

- регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3 ст. 15);

- предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4 ст. 15);

- обеспечение органами местного самоуправления уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем в трехмесячный срок при представлении документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений (п. 14 ст. 15);

- включение в очередь для получения жилья военнослужащих по избранному месту жительства за три года до увольнения в запас по возрасту или в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 13 ст. 15);

- предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании "полковник" и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8 ст. 15);

- бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9 ст. 15);

- безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6 ст. 15);

- первоочередной порядок вступления в ЖСК (ЖК) или выделения земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12 ст. 15);

- предоставление субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы по льготным основаниям, вступившим в ЖСК (ЖК) или осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) (п. 14 ст. 15);

- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (пп. 3, 14 ст. 15).

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей*(160), а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств - участников СНГ.

Перечисленные гарантии, компенсации и льготы военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений.

§ 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое
обслуживание военнослужащих*(161)

1. Медицинское обеспечение военнослужащих. Право каждого человека на охрану здоровья - общепризнанная норма международного права, закрепленная как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь" - гласит Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 41). Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., ст. 25 которых посвящена правам военнослужащих в области охраны здоровья.

Посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное положение соответствует нормам и принципам международно-правовых актов, например, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и др.

Охрана здоровья военнослужащих - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, поддержание их активной физической формы, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимых командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях оказание медицинской помощи осуществляется в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1 виды медицинской помощи, предусмотренные целевыми программами профилактики и лечения социально значимых заболеваний, а также дорогостоящие виды медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, оказываются за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Важное значение в системе медицинского обеспечения военнослужащих отводится военно-медицинской подготовке личного состава, которая является одним из предметов боевой подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами военно-медицинской подготовки являются: подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации к оказанию первой помощи в объеме само- и взаимопомощи при ранениях, травмах и поражениях; подготовка офицеров и прапорщиков (мичманов) к организации медицинского обеспечения боевых действий подразделений. Военно-медицинская подготовка осуществляется в соответствии с программами командирской и боевой подготовки.

Организация военно-медицинской подготовки личного состава возлагается на начальника медицинской службы воинской части.

Военно-медицинская подготовка включает:

- обучение личного состава правилам и приемам проведения простейших противошоковых мероприятий (остановка наружного кровотечения, введение обезболивающих средств, наложение различных видов повязок, транспортная иммобилизация при переломах костей) и привитие навыков их проведения;

- обучение личного состава правилам использования табельных индивидуальных средств медицинской защиты (аптечки индивидуальной, пакета перевязочного индивидуального, индивидуального противохимического пакета, индивидуальных средств обеззараживания воды), а также использования подручных средств для оказания первой помощи;

- обучение личного состава приемам розыска, привитие навыков извлечения из боевой техники и труднодоступных мест, переноски и транспортирования раненых и пораженных;

- обучение личного состава правилам поведения и мерам профилактики в условиях заражения радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными средствами, а также приемам проведения частичной санитарной обработки;

- ознакомление личного состава с признаками инфекционных заболеваний, их профилактикой, правилами личной и общественной гигиены;

- обучение офицеров и прапорщиков основам организации медицинского обеспечения боевых действий подразделений.

Важную роль в охране здоровья военнослужащих играет осуществление медицинского контроля: за условиями жизнедеятельности личного состава; за размещением военнослужащих; за водоснабжением воинской части; за организацией питания военнослужащих; за банно-прачечным обслуживанием и обеспечением вещевым имуществом; за обеспечением безопасности военной службы.

Медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава - это деятельность должностных лиц медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава. Он включает в себя:

- изучение, оценку и прогнозирование состояния здоровья личного состава на основе анализа результатов медицинского обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, прибывших в воинскую часть, углубленных и контрольных медицинских осмотров военнослужащих, повседневного медицинского наблюдения в процессе боевой подготовки, диспансерного динамического наблюдения;

- изучение качества и полноты проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в воинской части;

- оценку соблюдения санитарных правил на объектах питания, размещения, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания;

- проверку выполнения должностными лицами и отдельными военнослужащими требований по сохранению и укреплению здоровья.

Медицинский контроль за размещением военнослужащих включает: наблюдение и прогнозирование состояния здоровья личного состава войск (cил) в связи с особенностями условий размещения; установление причин возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных особенностями размещения военнослужащих; проверку соблюдения Норм коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений; разработку предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих уставные условия размещения военнослужащих; изучение проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих уставные условия размещения личного состава.

Регулярный медицинский контроль за санитарным состоянием казарменно-жилищного фонда позволяет своевременно выявить возможное неблагоприятное воздействие жилищно-бытовых условий на здоровье военнослужащих.

Медицинский контроль за водоснабжением воинской части осуществляется в целях проверки соблюдения санитарных требований к качеству воды, санитарных правил оборудования и эксплуатации систем водоснабжения. Медицинская служба воинской части осуществляет медицинский контроль за водоснабжением, включающий проверку соблюдения санитарных требований к качеству воды, обследование элементов систем водоснабжения, техническое и санитарное состояние которых может оказывать отрицательное влияние на количество и качество подаваемой воды.

Медицинский контроль за организацией питания военнослужащих осуществляется в целях своевременного выявления возможного неблагоприятного воздействия алиментарного (пищевого) фактора на состояние их здоровья. Он включает: участие в разработке режима питания; изучение качества питания; оценку выполнения санитарных правил на продовольственных складах и базах, столовых воинских частей (камбузах, гарнизонных цехах по первичной переработке продуктов), военных хлебозаводах (хлебопекарнях), промышленных предприятиях, подсобных хозяйствах, на объектах единой системы военной торговли (офицерские столовые, чайные, магазины и т.д.).

Медицинский контроль за обеспечением безопасности военной службы проводится в целях предупреждения профессиональных и соматических заболеваний, поражений и травм. Он включает:

- участие в разработке планов боевой подготовки в целях наиболее полной реализации гигиенических требований, предъявляемых к обеспечению режима военной службы, величине и интенсивности физических нагрузок, чередованию различных занятий;

- проверку при проведении занятий на открытом воздухе экипировки военнослужащих и выполнения требований по профилактике переохлаждения или перегревания, а также проверку санитарного состояния мест проведения занятий;

- проверку выполнения мероприятий по профилактике травматизма, отравлений военнослужащих ядовитыми техническими жидкостями, пороховыми и отработавшими газами при выполнении стрельб и эксплуатации военной техники;

- проверку выполнения мероприятий по профилактике воздействия неблагоприятных метеофакторов (высоких или низких температур окружающей среды и т.д.), переутомления личного состава при совершении длительных маршей (обеспечение отдыха);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: