Правовые средства защиты

Система конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Правовые средства в системе защиты прав и свобод человека

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века, для того чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Общество и государство обязаны признавать и защищать права и свободы человека и содействовать их реализации. Они закреплены в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, конституционных федеральных законах РФ.

Правовой статус человека и гражданина состоит из всех прав и свобод, установленных действующим законодательством РФ. Основные права и свободы составляют ядро правового статуса человека и гражданина. Они закреплены в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, конституционных федеральных законах РФ.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

1) личные (гражданские) права и свободы;

2) политические права и свободы;

3) экономические, социальные, культурные права и свободы.

Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции РФ такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной степени может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права взаимосвязаны.

Личные (гражданские) права имеют неотъемлемый характер и характеризуются свободой человека принимать решения независимо от государства. К ним относят: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. К ним относят: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, право избирать и быть избранным и др.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с "вложениями в человека" со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Культурные права - это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним (право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.).

Во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно-технического прогресса и проблемой выживания человека как биологического существа (использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой и т.д.).

Личные права и свободы человека и гражданина

Личные права и свободы составляют основу правового положения человека и гражданина Российской Федерации и отражены в ст. ст. 20 - 28 Конституции РФ. Большинство из них охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, являются основополагающими, неотъемлемыми правами человека и не подлежат ограничению. Они имеют повышенный уровень гарантий и характеризуют человека и гражданина как биосоциальное существо, наделенное природой разума. Это наиболее обширная группа прав и свобод личности, которая представляет наибольшую ценность для свободы, демократии и прогресса.

Все они увязаны одним стержневым стратегическим основным правом - правом каждого человека на жизнь (ст. 20). Все остальные права и свободы так или иначе объединяются вокруг него, отражают его различные стороны.

Право на жизнь как бы образует фундамент всех других прав и свобод, складывающихся в сфере личной безопасности и частной жизни. Оно выражает наивысшую ценность человеческого бытия. Каждый имеет право на жизнь. Это право возникает с момента рождения человека и продолжается до его кончины. Оно означает, что государство гарантирует любому человеку защиту от посягательств на его жизнь.

В соответствии с этим правом никто не может быть произвольно лишен жизни. Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В связи со вступлением России в Совет Европы действует мораторий на применение смертной казни, которая и сейчас предусмотрена лишь пятью статьями УК РФ.

Государство охраняет достоинство каждой личности (ст. 21). Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Содержание этого права отражается в ряде отраслей права - трудовом, административном, гражданско-процессуальном и особенно гражданском. Достоинство, как право человека, включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени человека. Каждый вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Конституция России, защищая достоинство личности, устанавливает абсолютный принцип: ничто не может быть основанием для его умаления. В самом тексте ст. 21 этот принцип раскрывается через положение, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Наряду с обеспечением права на жизнь и достоинство Конституция РФ провозглашает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Это право означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Свобода и личная неприкосновенность гарантируются законом и могут быть ограничены только компетентными государственными органами и только в установленном законом порядке. Конституция устанавливает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Как гарантию от незаконного ограничения свободы следует рассматривать установление законодательством ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, за вынесение заведомо неправосудного приговора, за заведомо незаконный арест и задержание.

Конституция РФ фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), которое означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Осуществляя это право, каждый может требовать от всех лиц воздерживаться от вмешательства против его воли в частную жизнь, а в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения личной жизни от неоправданных посягательств на нее и привлечения к ответственности лиц, допустивших грубые и незаконные вторжения в нее. В содержание названного права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным (тайна завещания, усыновления, врачебных диагнозов, тайна денежного вклада, дневниковых записей, фотографий и пр.).

Логическим развитием права на охрану индивидуально-частной жизни является охраняемое Конституцией РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23). Гарантированные Конституцией РФ указанные свободы означают право лица на государственную охрану от незаконного ознакомления со всеми видами корреспонденции, телефонными переговорами, телеграфными и иными сообщениями. Эти свободы охраняются нормами различных отраслей законодательства, защищаются ими от незаконных действий со стороны как частных, так и должностных лиц.

Одним из ограничений права на тайну всех форм сообщений и переговоров является то, что решение правоохранительных органов о его нарушении должно быть принято на основании постановления суда.

Существенный элемент свободы человека - неприкосновенность жилища. В ст. 25 Конституция РФ устанавливает, что жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Эта юридическая возможность лица обеспечивается преимущественно нормами административного, уголовного и уголовно-процессуального отраслей права.

Конституция РФ не предусматривает запись в документах о национальной принадлежности. Каждый гражданин вправе определять и указывать ее самостоятельно независимо от национальности родителей (ч. 1 ст. 26). В то же время нельзя принуждать определять и указывать свою национальную принадлежность. Это право может быть оценено как достижение мирового сообщества, и его появление обусловлено теми демографическими процессами, которые происходят сегодня в мире.

Очень существенным является право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Оно органически взаимосвязано со ст. 68, гарантирующей всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны всех уровней на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве.

Основной Закон РФ предоставляет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 27). При этом каждый человек имеет право свободно выезжать за ее пределы, а гражданин РФ имеет право и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Более подробно эти вопросы регулируются федеральным законодательством.

В Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28), включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Под свободой совести принято понимать право человека как верить в Бога, так и быть атеистом, а свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону. Каждый человек имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими в образовательных учреждениях, создаваемых религиозными организациями.

Все конституционно закрепленные личные права и свободы человека и гражданина в отличие от политических реализуются индивидуально, здесь отсутствуют коллективные формы их обладания, пользования и осуществления.

Политические права и свободы человека и гражданина

Они тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры.

Субъектом политических прав и свобод является не человек вообще, а прежде всего граждане, образующие в своей совокупности многонациональный народ России. В этом проявляется особенность политических прав и свобод, большая часть из которых принадлежит только гражданам государства. Хотя некоторые из рассматриваемых прав и свобод могут осуществляться и не гражданами. Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Политические права и свободы реализуются как индивидуально, так и коллективно. Например, право на равный доступ к государственной службе носит индивидуальный характер, а право на шествия, демонстрации, создание политических партий осуществляется только коллективно. Таким образом, коллективные формы их обладания, пользования и осуществления составляют еще одну особенность политических прав и свобод.

Следуя международным стандартам, Конституция РФ закрепила традиционный перечень политических прав и свобод, центральное место в системе которых занимает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 32) не только закрепляется данное право, но и указываются главные формы его осуществления - непосредственно и через представителей. Непосредственная форма участия в управлении делами государства реализуется гражданами прежде всего посредством референдумов, а представительная осуществляется посредством реализации ими права избирать и права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избираться и быть избранными.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 3 ст. 32). Он гарантируется государством в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой граждан без какой-либо дискриминации, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Ограничения при приеме на государственную службу четко определены федеральным законом.

Право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) нацелено на обеспечение демократического порядка формирования органов судебной власти. Оно обеспечивает каждому гражданину России возможность без всякой дискриминации занять должность судьи при достижении 25-летнего возраста, наличии высшего юридического образования и необходимого стажа работы по юридической профессии, а также быть присяжным заседателем и народным заседателем.

Конституция предоставляет гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право дает возможность обращаться с просьбой, жалобой, предложением личного или общественного характера в любой орган и к любому должностному лицу, вплоть до Президента России. Государственные структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Как правило, заявление и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней.

Политические права, закрепленные в Конституции РФ, дополняются политическими свободами.

Духовная свобода, свобода мыслей в области политики проявляются в конституционных свободе мысли и слова, праве на информацию (ст. 29). Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной власти в эту сферу, призваны предотвращать политический и идеологический контроль за духовной жизнью человека, его политическими взглядами, мнениями и высказываниями. Вместе с тем они позволяют человеку приобретать политические убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственной жизни. Конституция РФ вместе с тем гарантирует, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Со свободой мысли и слова тесно переплетается право на информацию. Оно означает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, предполагает беспрепятственное опубликование в средствах массовой информации материалов, отражающих различные точки зрения, подходы, суждения, мнения политических и общественных деятелей, ученых, журналистов, граждан по самому широкому кругу проблем, возможность создавать свои печатные органы, издавать и распространять печатную продукцию в порядке, установленном законом.

В то же время не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30). Свобода деятельности общественных объединений гарантируется, и никого нельзя принудить к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Граждане Российской Федерации активно пользуются этим правом, которое включает право создавать на добровольной основе общественные объединения, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Широко используется гражданами Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), но осуществление этого права не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализуя это право в тех или иных предусмотренных организационных формах, граждане могут преследовать самые различные цели и задачи, использовать разнообразные приемы, способы и методы выражения своих идей, взглядов, убеждений, намерений по общественно значимым вопросам.

Категорически запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, предупреждают и пресекают противоправные действия, а в случае необходимости привлекают виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

Для жизни человека важнейшее значение имеют социально-экономические права и свободы, вся совокупность которых опирается на две изначальные категории: труд и собственность. Именно они обусловливают место человека и гражданина в обществе и государстве.

Системообразующим прав и свобод в сфере экономической жизни и деятельности является право частной собственности, вокруг которого объединяются все другие, близкие по содержанию права и свободы, а в социальной области - право на свободный выбор труда, рода занятий и профессии, составляющее центр подобных ему прав и свобод.

Характеристику экономических прав и свобод человека и гражданина начнем с системообразующего права - права частной собственности. Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также свободно использовать имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Закрепляя право граждан и объединений на частную собственность, Конституция РФ обеспечивает его надлежащими гарантиями. Согласно ст. 35 данное право охраняется законом, гарантируется право наследования имущества и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В случае принудительного отчуждения имущества для государственных нужд оно подлежит предварительному и равноценному возмещению. Признавая за гражданами и их объединениями право частной собственности на землю, Основной Закон РФ подчеркивает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных граждан (ст. 36).

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) гарантируется государством, если последняя не направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в противном случае она подлежит запрету. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной деятельности. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 8).

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются Гражданским кодексом РФ и большим числом федеральных законодательных актов.

Конституция РФ в ст. 37 провозглашает свободу труда, подкрепляя это запретом на принудительный труд. Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, избирать род деятельности и профессию.

Закрепляется право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, за который гарантируется вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации. Одновременно Основной Закон признает за каждым право на защиту от безработицы, что отвечает реалиям формирующихся рыночных отношений.

Неисполнение государством своих обязанностей по предоставлению гражданам возможности выбирать род деятельности и профессию, оплате труда в соответствии с его количеством и качеством, уклонение от решения индивидуальных и коллективных трудовых споров могут повлечь за собой применение такого способа давления на него, как проведение забастовок.

В органической связи со свободой труда находится право на отдых (ч. 5 ст. 37). Согласно этому праву каждому работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Конституция РФ устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи (ст. 38). Забота о детях, их воспитание рассматриваются как равное право и обязанность родителей, а забота о нетрудоспособных родителях закрепляется как долг трудоспособных совершеннолетних детей.

Среди социальных прав важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В то же время поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Закрепленное право на жилище как одно из самых необходимых жизненных благ (ст. 40) имеет ряд конституционных гарантий. Оно подкреплено положением о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и местного самоуправления призваны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, среди которых важное место занимает положение Конституции РФ о предоставлении бесплатно или за доступную плату жилья из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В числе важнейших социальных прав - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Действенная конституционная гарантия этого права состоит в том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации также финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Гарантия рассматриваемого права заключается и в предусмотренной Конституцией РФ ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

В Конституции РФ нашли отражение права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), которые примыкают к предыдущему праву и способствуют охране здоровья населения. Основной Закон закрепляет и право граждан на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституция РФ включает в число социально-экономических прав граждан Российской Федерации право на образование (ст. 43), общедоступность и бесплатность основных видов которого гарантируются государством через систему государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях в пределах установленных федеральных государственных образовательных стандартов.

Конституция РФ закрепила обязательность основного общего образования. Каждый вправе также на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются важным дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Таким образом, реализация и защита социально-экономических благ позволяют человеку отстоять свое право на достойную жизнь, защититься от экономического произвола и социальной несправедливости.

Правовые средства в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Формирование гражданского общества и правового демократического государства в Российской Федерации требует создания сильной, независимой и доступной для населения судебной власти, способной осуществить реализацию обязанности государства по обеспечению соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия.

Потребность в судебной защите закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, разнообразия форм и видов собственности, обладатели которой нуждаются в ее правовой защите. Определяют необходимость усиления значения юридических форм защиты прав и свобод человека и гражданина и такие факторы, как возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, а также упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав. Судебная форма защиты прав и свобод человека и гражданина становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой защиты, господствовавшим в недавнем прошлом в нашей стране.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - это самостоятельная государственная функция, в чем убеждает нас содержание ряда статей Конституции Российской Федерации. Так, объявив Россию демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), Основной Закон провозгласил права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложил на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной (ч. 1 ст. 45), в том числе и судебной (ч. 1 ст. 46), защиты прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Таким образом, приведенный постатейный перечень свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека и гражданина, но и считает защиту прав и свобод своих граждан одной из основных функций государства.

Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено необходимостью реального и эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а судебный порядок вполне справедливо и обоснованно рассматривается как наиболее совершенный из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности.

Повышение роли правосудия, в том числе и как средства защиты прав и свобод человека и гражданина против произвола власти, выступает важнейшим условием самоограничения власти. В этом заинтересовано и само демократическое правовое государство, учреждая институты, ограничивающие ее возможности по отношению к личности. Велика роль среди них и института судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России.

Эффективное функционирование института судебной защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества. Не будет преувеличением утверждение, что отсутствие реального права на судебную защиту ограничивает степень свободы личности, низводит конституционные права человека и гражданина до уровня простой декларации. Значение судебной защиты для повышения уровня правовой защищенности личности трудно переоценить, а в ряде случаев судебная защита является единственным средством правовой защиты человека, например: реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к судебной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим.

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Это проявляется в следующем. Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и употребление в Конституции РФ термина "каждый" подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. При этом право на судебную защиту гарантируется не только российским гражданам, но также иностранцам и не имеющим гражданства лицам.

Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду, в силу прямого указания Конституции Российской Федерации и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации, в связи с чем Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", обязав суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию Российской Федерации, в том числе и при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения. Поэтому отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд РФ принял целый ряд постановлений о неконституционности законов, в которых отсутствует указание на возможность обращения в суд.

Предметом судебной защиты являются не только материальные, но и процессуальные права, которые, являясь способом обеспечения правового статуса личности и гарантией конституционных прав граждан, сами включаются в правовой статус и нуждаются в защите в случае их нарушения или ущемления, так как нарушение процессуальных прав ограничивает для лица возможности защиты прав материальных. Следует признать, что защите подлежат и права граждан, сопровождающие выполнение налагаемых на них государством обязанностей и мер ответственности. Таковыми являются право на разумность и пропорциональность применяемой за правонарушение ответственности, достойные человека условия отбывания наказания и пр.

В-третьих, в полном соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах государство обязано обеспечить любому лицу, чьи права и свободы, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Так, Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) любых государственных органов, включая органы, осуществляющие уголовное преследование, и судебные органы. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. И правовая позиция Конституционного Суда РФ в этом вопросе, безусловно, имеет принципиальное значение.

В-четвертых, судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 УПК РСФСР), поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией Российской Федерации целей - защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина не только универсальна, но и эффективна, что обусловлено независимостью суда от всяких органов и влияний и наличием особой процедуры и особых принципов его деятельности.

Обязательность исполнения судебного акта, а также наличие правовых механизмов его принудительного исполнения повышают эффективность судебной защиты. Акты судебной власти способны обеспечить защиту нарушенных или оспоренных прав, в силу того что правоприменительная деятельность суда носит авторитарный характер.

Принципиальная возможность обратиться в суд с жалобой на любое нарушение прав и свобод означает, что судебная защита выступает гарантом надлежащего исполнения властными структурами их обязанностей по защите прав и свобод личности, способствует повышению уровня правовой защищенности личности, обеспечивает ее свободу.

Гарантированность судебной защиты прав и свобод выполняет роль фактора, гармонизирующего общественные отношения. Принципиальная возможность для каждого гражданина обратиться за защитой в суд есть средство охраны его прав и свобод не только от уже реальных, но и от возможных нарушений.

Право на судебную защиту не исчерпывается только правом на обращение в суд, но и включает в себя право на личное участие в отстаивании своих прав и свобод, право требования от суда предоставления защиты, а также право на получение юридической помощи для реализации указанных прав. Право на защиту в связи с этим может рассматриваться как совокупность правомочий, обеспечивающих лицу возможность добиваться восстановления в правах. Возможность личного участия в отстаивании своих интересов - одна из гарантий эффективности судебной защиты и способ ее реализации, а лишение права на личное участие в защите собственного права рассматривается как ограничение права на судебную защиту.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство по Конституции РФ обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Только в совокупности указанные нормы создают гарантию судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Не имея доступа к правосудию (ст. 52), лицо не может реализовать свое право на судебную защиту (ст. 46), а указание на обеспеченность его прав правосудием (ст. 18) придает смысл обращению лица в суд за защитой нарушенных прав и свобод.

Судебную защиту прав и свобод человека и гражданина осуществляют суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, к которым относятся:

- суды общей юрисдикции - от районного суда до Верховного Суда РФ, - несущие наибольшее бремя по защите прав и свобод человека и гражданина, рассматривая подавляющее большинство спорных дел в этой сфере;

- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды округов, Высший Арбитражный Суд РФ), рассматривая соответствующие их подсудности дела, обеспечивают защиту прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности;

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяют конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле в соответствии со своей компетенцией.

Совершенно новым в отечественном конституционализме является положение ч. 3 ст. 46 Основного Закона РФ об обращении в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, устанавливающее дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е. каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации. Право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено, исходя из содержания указанной нормы, двумя факторами: наличием соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпанием всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. Эти дозволения касаются только межгосударственных органов, а не международных неправительственных организаций.

Такое нововведение стало возможным в силу того, что Российская Федерация стала правопреемницей СССР в отношении Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Это означало признание Россией компетенции Комитета ООН по правам человека и возможность обращения российских граждан в него после вступления в силу Факультативного протокола для Российской Федерации.

Несомненно, существенное расширение возможностей по защите прав и свобод в межгосударственных органах российские граждане получили после вступления России в Совет Европы (28 февраля 1996 г.) и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (30 марта 1998 г.), что означало признание Российской Федерацией для себя обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека, который работает на постоянной основе и принимает обоснованные, персонифицированные и совместимые с положениями Конвенции жалобы без специального на то заявления соответствующего государства-участника.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что от результативности функционирования судебной власти по защите прав и свобод человека и гражданина зависит уровень правовой защищенности каждой личности и общества в целом, что является критерием зрелости и демократичности современного государства.

Понятие, система (классификация), функции и принципы организации национальных учреждений по правам человека

Практическая реализация основных прав и свобод человека и гражданина на территории определенного государства осуществляется при взаимодействии человека с другими людьми, с обществом, с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Личные, экономические, социально-культурные и политические права человека определяют его положение в обществе и государстве во всех основных сферах жизнедеятельности.

Национальный механизм и средства защиты прав человека должны обеспечить защиту прав человека в отношениях между:

1) отдельными лицами;

2) человеком и обществом как определенной совокупностью коллективов людей;

3) человеком и органами публичной власти (органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Конституция РФ, так же как конституции других государств, основную обязанность по защите прав человека возлагает на государство.

Государственная защита прав человека осуществляется всеми органами государственной власти.

Глава государства, законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы судебной власти, специально создаваемые государственные органы, например органы прокуратуры, - все они призваны охранять, защищать и способствовать реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

В федеративных государствах защита прав человека обеспечивается органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов федерации.

Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления также обязаны в своей деятельности в первую очередь соблюдать и обеспечивать права человека.

Государственная защита прав человека в его отношениях с другими лицами и обществом является важной внутренней функцией государства.

Судебные органы, органы исполнительной власти, а в случаях пробелов в законодательстве и органы законодательной власти достаточно эффективно осуществляют защиту прав человека, если они нарушаются другими людьми, юридическими лицами или иными элементами общества.

Сложнее обстоит дело, когда государство должно обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина во взаимоотношениях "человек - государство".

В идеале государственная защита прав человека от неправомерных актов и действий органов публичной власти и их должностных лиц должна быть системной и самодостаточной.

Взаимный контроль органов различных ветвей государственной власти и контроль вышестоящих органов за деятельностью нижестоящих органов государственной власти и органов местного самоуправления - это обязательное условие и основа реальной защиты прав человека от нарушений со стороны отдельных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Однако, как свидетельствует практика, внутригосударственный механизм защиты прав человека весьма далек от совершенства. В реальности, когда человек сталкивается с нарушениями его прав со стороны органов публичной власти, механизм государственной защиты не работает в автоматическом режиме. Человек вынужден "ходить по инстанциям", т.е. самостоятельно обращаться в различные контролирующие органы государственной власти, чтобы защитить свои права.

В целях поддержки человека в защите его прав гражданское общество создает и использует разнообразные общественные институты, например профсоюзы; правозащитные группы и другие неправительственные организации (НПО); профессиональные ассоциации (например, ассоциации адвокатов и врачей); национально-культурные и иные общинные объединения; религиозные организации; средства массовой информации и т.д.

Правозащитные НПО определяются как общественные объединения, создаваемые гражданским обществом и действующие в защиту прав человека.

Неправительственные правозащитные организации (НПО) обычно имеют правовую форму общественных организаций, фондов, ассоциаций.

Ряд из них защищают права и действуют от имени определенных социальных групп общества. Это, например, общественные организации, которые защищают права женщин, детей, военнослужащих, инвалидов, национальных меньшинств, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.

В составе гражданского общества создаются и такие общественные объединения, которые защищают права человека в определенной сфере, например потребительские и экологические организации.

Таким образом, защита прав человека в случаях их нарушения со стороны органов публичной власти осуществляется как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.

Возникает закономерный вопрос о том, что же считать национальными учреждениями по защите и (или) наблюдению за осуществлением прав человека в пределах конкретного государства.

В практике деятельности государств и международных организаций произошла эволюция подхода к определению понятия национальных учреждений и организаций, осуществляющих защиту прав человека.

В своем начале концептуальная основа деятельности Организации Объединенных Наций в области определения понятия "национальное учреждение по правам человека" была предельно широкой и включала практически любое учреждение на национальном уровне, имеющее прямое или косвенное воздействие на поощрение и защиту прав человека. То есть в понятие национальных учреждений по защите прав человека включались все государственные и общественные органы и организации, которые так или иначе участвуют в защите прав человека.

Соответственно, судебным властям, административным трибуналам, законодательным органам, неправительственным организациям, юридическим конторам и программам социального обеспечения уделялось такое же внимание, как и национальным комиссиям, институту омбудсмена и соответствующим структурам.

Вопрос о национальных органах по правам человека впервые обсуждался Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС) в 1946 г. в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". На второй сессии в 1946 г. ЭКОСОС предложил государствам-членам рассмотреть вопрос о желательности учреждения информационных групп или местных комитетов по правам человека в пределах своих стран для сотрудничества в развитии деятельности Комиссии по правам человека.

18 - 29 сентября 1978 г. в Женеве проходил семинар по национальным и местным учреждениям, занимающимся защитой прав человека, с целью выработки руководящих принципов в отношении структуры и функционирования национальных учреждений по правам человека.

Однако лишь в последние несколько лет международное сообщество смогло прийти к согласию относительно оптимальной структуры и функционирования этих органов.

Крупной вехой в этом процессе стала разработка Принципов, касающихся статуса и функционирования национальных учреждений, занимающихся защитой и поощрением прав человека, которые были поддержаны Генеральной Ассамблеей в 1993 г. В том же году Всемирная конференция по правам человека вновь подтвердила значение и конструктивную роль национальных учреждений по правам человека и призвала правительства укреплять такие органы.

В процессе работы в области национальных учреждений Организация Объединенных Наций пришла к выводу, что невозможно или не следует рекомендовать всем странам единую модель национального учреждения как необходимого механизма для выполнения их международных обязательств в области прав человека. Хотя каждая страна может с пользой для себя воспользоваться опытом других стран, национальные учреждения должны создаваться с учетом местных культурных и правовых традиций, а также существующей политической организации.

Широкая формулировка понятия национального учреждения по правам человека сужалась до тех пор, пока не была выделена узкая группа учреждений и не были определены конкретные общие функции таких учреждений.

Самое главное, что из этого понятия были исключены государственные органы и организации.

В настоящее время для целей деятельности Организации Объединенных Наций под термином "национальное учреждение" понимается орган, который создается правительством в соответствии с Конституцией, или с законом, или с декретом и функции которого конкретно определены как поощрение и защита прав человека.

Национальные учреждения по правам человека отличаются от неправительственных правозащитных организаций и других правозащитных институтов гражданского общества по следующим основным критериям:

1. Каждый вид национального учреждения по правам человека закрепляется в конституции или в специальном нормативно-правовом акте (законе, указе, положении и т.п.) именно как правозащитная организация.

Неправительственные правозащитные организации гражданского общества создаются на основе общих положений конституции и законодательства об общественных объединениях.

2. Национальные учреждения по правам человека создаются и формируются государством.

Как правило, в состав национальных учреждений по правам человека входят представители НПО и другие видные общественные деятели, но критерии, процесс формирования и персональный состав национальных учреждений по правам человека определяют органы государственной власти.

Неправительственные правозащитные организации и другие общественные объединения по защите и содействию в реализации прав человека создаются гражданским обществом без участия государства.

Главное отличие правозащитных общественных объединений и других общественных институтов гражданского общества от национальных учреждений по правам человека в том, что они формируются и осуществляют свою деятельность без вмешательства государства.

3. Национальные учреждения по правам человека наделяются особыми полномочиями, которых нет у неправительственных правозащитных организаций (НПО) и других общественных объединений по защите и содействию в реализации прав человека.

По своей юридической сущности национальные учреждения по правам человека находятся между органами государственной власти (органами местного самоуправления) и неправительственными правозащитными организациями (другими общественными объединениями по защите прав человека).

Государство и гражданское общество в одинаковой мере заинтересованы в создании таких национальных учреждений по правам человека, которые выступают, по сути, посредником в споре между государством и человеком или гражданским обществом.

Общепризнанная классификация национальных учреждений по правам человека пока отсутствует.

Она представляется достаточно сложной, потому что на практике различные виды национальных учреждений по правам человека часто выполняют одинаковые функции. И наоборот, в разных странах одинаковые по названию национальные учреждения по правам человека могут выполнять различные функции.

Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся под эгидой ООН в 1993 г. в Вене, поощрила создание и укрепление национальных органов защиты прав человека в соответствии с Принципами, касающимися статуса и функционирования национальных учреждений, занимающихся защитой и поощрением прав человека (далее - Принципы).

Согласно Принципам национальные учреждения по правам человека должны выполнять следующие функции:

- действовать в качестве источника информации о правах человека для правительства и народа своей страны;

- оказывать помощь в просвещении общественности и содействии осознанию и уважению прав человека;

- рассматривать, обсуждать и давать рекомендации в отношении какого-либо конкретного положения дел, которое может сложиться в той или иной стране;

- консультировать по любым вопросам, касающимся прав человека, по запросам правительства;

- следить за состоянием законодательства, иными нормативными правовыми актами и судебными решениями в области защиты прав человека, а также готовить доклады по этим вопросам для соответствующих органов;

- выполнять любые другие функции, которыми наделяет их правительство, в связи с обязательствами государства по международным договорам и соглашениям, участником которых оно является;

- представлять правительству, парламенту, любому другому компетентному органу рекомендации, предложения и доклады, касающиеся любых вопросов, связанных с поощрением и защитой прав человека (в том числе касающихся законодательных и административных положений и любого случая нарушения прав человека);

- поощрять согласование национального законодательства и практики с международными документами по правам человека;

- содействовать ратификации международных документов и следить за осуществлением международных стандартов;

- оказывать содействие в подготовке докладов, представляемых в соответствии с международными документами;

- принимать участие в разработке программ, касающихся преподавания и исследований по вопросам прав человека, и распространять информацию о правах человека, привлекая внимание общественности к этим вопросам, в частности, посредством информирования и просветительской деятельности;

- осуществлять сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран.

Принципы также предусматривают, чтобы национальные учреждения по правам человека имели полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о нарушениях прав человека и оказывать им содействие в их разрешении.

Функции национальных учреждений в этом отношении могут основываться на следующих приоритетах:

- стремиться к дружественному урегулированию посредством согласительной процедуры, принятия обязательных для исполнения решений или посредством иных средств;

- информировать подателя жалобы о его правах и об имеющихся в его распоряжении средствах правовой защиты и облегчать ему доступ к таким средствам;

- рассматривать жалобы или направлять их любому компетентному органу;

- давать рекомендации компетентным органам, в частности, путем предложений об изменении законов, других нормативных правовых актов или административной практики, которые препятствуют свободному осуществлению прав человека.

Несмотря на значительные трудности в классификации национальных учреждений по правам человека, в настоящее время большинство национальных учреждений классифицируются по принадлежности к одной из трех широких категорий: "комиссии по правам человека", "специализированные учреждения по правам человека" и "институт омбудсмена".

Возможность создания комиссий по правам человека, специализированных учреждений по правам человека и института омбудсмена учреждается Конституцией и получает свою конкретизацию в специальных законах или в других нормативных правовых актах.

В этих специальных законах или в иных нормативных правовых актах определяются цели, задачи, функции, принципы и порядок формирования национальных учреждений по правам человека, устанавливаются полномочия, формы и методы их деятельности.

Особо закрепляются полномочия по взаимодействию национальных учреждений по правам человека с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в деле защиты прав человека.

Формирование и персональный состав комиссий по правам человека, как правило, определяются главой государства или правительством.

Омбудсмена, как правило, избирает парламент государства.

Специализированные учреждения по правам человека могут создаваться и формироваться как парламентом, так и высшими исполнительными органами государства (главой государства или правительством)

Поэтому, с определенными оговорками, можно считать, что деление (классификация) национальных учреждений по правам человека зависит как от ветви государственной власти, так и от органа публичной власти, который формирует или избирает персональный состав национального учреждения по правам человека.

Кроме этого основного деления, необходимо учитывать, что в федеративных государствах субъекты федерации также имеют право создавать свои национальные учреждения по правам человека.

В разных странах по-разному решается вопрос о возможности создания национальных учреждений по правам человека на уровне муниципалитетов. Но чаще всего законодательство государств не содержит специальных запретов на создание органами местного самоуправления своих правозащитных организаций.

Достаточно проблематично, но можно провести различие между комиссиями по правам человека (специализированными учреждениями по правам человека) и институтом омбудсмена по функциям, которые они осуществляют.

Перечень функций, которые выполняют национальные учреждения по правам человека, как указано выше, в принципе однороден, но последовательность или значимость этих функций для каждого национального учреждения по правам человека является специфической.

Главной функцией комиссий по правам человека является функция содействия человеку в реализации его основных прав и свобод.

Комиссии, а также специализированные учреждения по правам человека в отличие от омбудсмена обычно в большей степени занимаются вопросами системных и массовых нарушений прав человека, особенно проблемой дискриминации, как со стороны государства, так и со стороны общества. В этом отношении комиссии по правам человека нередко предпринимают расследование не только действий органов публичной власти и их должностных лиц, но и действий юридических и физических лиц, коллективов людей и общественных организаций.

Другой не менее важной функцией является просветительская и консультативная деятельность. Просветительская и консультативная деятельность обращена к гражданам или общественности, а консультативная в том числе может быть обращена к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Как любая правозащитная организация, комиссии по правам человека также принимают индивидуальные жалобы и осуществляют функцию беспристрастного расследования.

Комиссии по правам человека могут создаваться для защиты как широкого, так и узкого спектра основных прав и свобод человека.

Специализированные учреждения по правам человека - это по существу такие же комиссии по правам человека, которые создаются для защиты от дискриминации со стороны общества и государства определенных социальных групп населения, например для защиты прав женщин, детей, военнослужащих, матерей погибших военнослужащих, инвалидов, национальных меньшинств, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.

Специализированные учреждения по правам человека обычно создаются для содействия проведению государственной политики, разработанной для социальной защиты одной или нескольких таких групп.

В целом такие учреждения выполняют функции, аналогичные функциям неспециализированных комиссий по правам человека, описанные выше.

Специализированные учреждения по правам человека также правомочны расследовать случаи и формы правонарушений и дискриминации в отношении отдельных лиц, принадлежащих к конкретной группе, или группы в целом.

Имея общие полномочия расследовать жалобы какого-либо члена группы на действия другого лица или государственного органа, эти специализированные учреждения, как и другие национальные учреждения по правам человека, далеко не всегда правомочны выносить обязательные решения или возбуждать судебное преследование.

Специализированные учреждения по правам человека осуществляют информационную и консультативную помощь для отдельных граждан и для органов государственной власти и общественных организаций.

Так же как комиссии по правам человека, они осуществляют мониторинг эффективности действующего законодательства и правоприменительной практики в отношении определенной социальной группы. Выводы о состоянии законодательства и правоприменительной практики в отношении определенной социальной группы систематически доводятся до сведения органов государственной власти и широкой общественности.

Главная функция института омбудсмена заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной и муниципальной власти в отношении конкретных граждан. Институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны органов публичной власти и их должностных лиц. Соответственно, омбудсмен в первую очередь выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и публичной властью.

Вместе с тем деятельность омбудсмена не всегда ограничивается индивидуальными жалобами.

Так же как комиссии и специализированные учреждения, омбудсмен может по собственной инициативе начинать расследование вопросов, которые, по его мнению, вызывают глубокую озабоченность общественности или являются вопросами, затрагивающими права групп, а по этой причине едва ли могут являться предметом жалобы отдельного гражданина.

Основными принципами организации деятельности национальных учреждений по правам человека являются:

- независимость;

- установленная юрисдикция и необходимые полномочия;

- доступность;

- сотрудничество;

- оперативная эффективность;

- отчетность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: