Первый этап реформ в экономике в рамках социалистического выбора. Июльский пленум ЦК КПСС. Кооперация и аренда

Страна перед радикальным выбором. Альтернативы:

1) оставить все как есть, "держать и не пущать";

2) умеренные реформы, частичная либерализация типа оттепели, социализм с человеческим лицом;

3) радикальные рыночные преобразования, расставание с социализмом.

Выбор второго варианта – умеренных реформ – был в тот период практически предопределен. В плане адекватной оценки условий и ожидаемых последствий, определения целей и задач советское руководство во главе с М.С. Горбачевым оказалось не на высоте, что, впрочем, неудивительно.

Во-первых, в силу самого своего положения оно не могло прямо ставить задачу перехода от социализма к капитализму, отказа от коммунистических идеалов. Значит, с самого начала оно было зашорено рамками социалистического выбора и соответствующими идеологическими штампами.

Во-вторых, все общественные науки, прежде всего экономическая, десятилетия жившие в рамках дозволенного, были не готовы к тому, чтобы дать руководству, уже готовому слушать ученых, объективные оценки ситуации и надежные рекомендации.

В то время никто не предвидел, что долгожданные реформы могут вызвать кризис или не смогут его остановить, что демократизация может вызвать распад СССР.

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК и последовавшая за ним сессия Верховного Совета СССР, положили начало первому этапу реформ в экономике СССР и России – реформ в рамках социалистического выбора. Горбачев, указывая на необходимость радикальной реформы управления экономикой, предложил ее формулу: "больше социализма, больше демократии". Идеология реформы была такова: исходный пункт – предприятие, создание для него благоприятной экономической среды, предусматривающей больше прав и больше ответственности, изменение внутренних механизмов управления. Под новое предприятие подстраиваются все остальные звенья хозяйственного управления.

Принятый вскоре Закон "О государственном предприятии (объединении)" содержал следующие основные положения: 1. Изменение содержания планирования. 2. Полный хозрасчет и самофинансирование. 3. Социалистическое самоуправление. 4. Отношения с вышестоящим органом. 5. Снабжение и сбыт по прямым связям, а также централизованно. 6. Цены устанавливаются централизованно, по договоренности с потребителем или самостоятельно. 7. Внешнеэкономические связи. 8. Социальное развитие… Сейчас эти решения выглядят двусмысленными и разрушительными. Двусмысленность проистекает из желания совместить несовместимое. Особо разрушительным было положение о выборности руководителей, вообще о производственной демократии. Ее предлагали взамен политической демократии, которой тогда еще не было и о которой заговорили только через год. "Радикальная реформа управления" призвана была решить острейшие проблемы экономики, находившейся в предкризисном состоянии. Очень скоро стало ясно, что она этих проблем не только не решает, но и во многом их усугубляет. Для кризисной ситуации нужны были гораздо более решительные шаги и понимание того, что они вызовут не немедленное улучшение обстановки, а на первых порах существенное ее ухудшение.

Наибольшее, я бы сказал революционное, значение в период 1988–1991 гг. имело принятие законов о кооперации и об аренде. Они, особенно первый из них, положили начало преобразованиям собственности, разгосударствлению экономики, развитию реальных рыночных отношений и частного предпринимательства. У кооперативов оказался принципиально иной статус, чем у госпредприятий, статус практически полноценного частного предприятия и рыночного агента. Кооператив самостоятельно принимал все решения в рамках действующего законодательства. Он был вправе свободно продавать и покупать любую продукцию. Кооператив использовал свою и арендованную собственность. Кооператив был волен самостоятельно определять цены на свою продукцию (услуги) и договариваться с поставщиками о ценах на приобретаемые ресурсы. Кооператив платил налоги, весьма умеренные первое время.

Таким образом, в СССР впервые со времен нэпа наряду с государственным возник реальный частный сектор. Очень скоро большинство госпредприятий оказались обвешаны гроздьями кооперативов. Сегодня их назвали бы аффилированными. Свобода деятельности кооперативов привлекла массу предприимчивых людей. Большинство сегодняшних крупных состояний выросло из возникших тогда кооперативов и других организаций, близких к ним по статусу. Закон о кооперации дал поистине взрывной эффект. На 1 января 1990 г. их уже было 193 тыс.

Еще одна переходная форма от госсобственности к частной собственности, т.е. своеобразная форма приватизации, – аренда. Аренда предприятий как организационно-хозяйственных единиц нигде никогда до этого не практиковалась. Предприятие было определено как "имущественный комплекс", и тогда его целиком оказалось возможным отдать в аренду. Появилось понятие арендного предприятия. В 1990 г. в СССР насчитывалось уже 6,2 тыс. арендных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: