Сразу после смерти Стали в умах появилась идея о необходимости реформ. Первая – переход к территориальному управлению (совнархозам), что не решило проблем но привело к новым: в планировании и управлении были утеряны отрасли.
Реформа Косыгина… - модель рыночного социализма. Главный смысл реформы: некоторая децентрализация управления, снижение плановых показателей, распределение финансовых потоков. У предприятий появилось 3 фонда симулирования: фонд материального поощрения, фонд развития производства и фонд социального развития. Цель - создать стимулы повышения эффективности – не была достигнута. Под фонды стимулирования было велено выделять материальные ресурсы. Денег у предприятий оставалось больше, но использовались они хуже. Но стал развиваться неформальный бартерный товарообмен.
Вместо валовой продукции в качестве главного показателя ввели объем «реализуемой продукции».
Для стимулирования эффективного использования применяемых ресурсов была введена «плата за фонды». Также был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления.
В итоге, с одной стороны, появились зачатки рыночных отношений, с другой, появился диссонанс в сглаженной плановой системе.
Одна из попыток структурных изменений – формирование объединений предприятий. Предполагалось, что объединение будет более приспособлено к техническому прогрессу и самостоятельной жизни, чего не произошло.
В итоге, никаких продвижений в экономике.
Андропов: широкомасштабный экономический эксперимент - (выполнение планов по поставкам с бОльшим поощрением рабочих, чем раньше) – опять никаких результатов.
75. Конкурентоспособность и институты.
Высокий уровень конкуренции в обследовании по России не выявлен (см. выше)
Конкурентные преимущества российских предприятий неустойчивы
- Половина предприятий (46%) ориентируется на рынок традиционной продукции массового спроса
- Подавляющее большинство предприятий (3/4) конкурирует исключительно по ценам
- Не более 1/3 предприятий сформировали узнаваемую торговую марку, выделяются производством уникальной продукции или быстро реагируют на запросы потребителей
- Лишь одно из четырех предприятий предлагает своим потребителям выгодные условия оплаты или послепродажного обслуживания
- Для подавляющего большинства предприятий (9 из 10) отсутствуют стимулы к разработке новой продукции и совершенствованию дизайна
В среднем, с учетом использования разных критериев, доля конкурентоспособных фирм составляет 25-30%
Институциональные проблемы:
Исследование ГУ-ВШЭ, 2009 г.: Доля предприятий считающих проблему серьезной: Налоги – 60%; Рабочая сила – 50%; Коррупция, макроэкономическая нестабильность – 30
%; Проблемы с транспортом и связью – менее 10%
Появился реальный дефицит кадров, характерный для всех категорий предприятий:
– Квалифицированные рабочие (нехватка на 51% предприятиях-лидерах и 60% аутсайдерах)
– Специалистов (нехватка на 20,7% предприятиях-лидерах и 14,6% аутсайдерах)






