Роль государства в фазе рыночных реформ

В 1992 г. основным содержанием дерегулирования был демонтаж институтов планово-распределительной системы. Наиболее одиозные элементы – фонды, наряды – исчезали сами собой. Правительство планировало, что в 1992 г. через госзаказы и централизованную систему распределения пройдет еще 50–55% продукции госпредприятий. В первом полугодии этот показатель едва достиг 40%: сами предприятия предпочитали прямые связи. К концу 1993 г. от старой системы ничего не осталось, хотя никаких правительственных решений по этому поводу не принималось.

Более сложно шла ликвидация отраслевых министерств, главков, ВПО и т.п. Министерства не хотели погибать, они трансформировались в различные формы. Пример: Росхлебопродукт – бывшее Министерство заготовок, превратилось в государственную компанию. Сотрудники не воспринимали радикальной рыночной ломки. Нарастающее сопротивление реформам привело уже в 1992 г. к увеличению финансовой поддержки предприятий, в том числе на пополнение оборотных средств, к дополнительным субсидиям на посевную, к принятию льгот для Национального фонда спорта, для ветеранов Афганистана и т.д. Реально мы имели в 1993–1994 гг. "большое и слабое государство" – огромные обязательства при неспособности их выполнять.

Можно сказать, что первый этап либерализации основал ведущие институты рыночной экономики, открыл путь к ее развитию. Но надежный заслон против бюрократизации создан не был. С тех пор основная тенденция состояла в усилении регулирования, в воздвижении административных барьеров для бизнеса, в результате чего произвол бюрократии является сегодня одним из главных факторов неблагоприятного делового климата, высоких трансакционных издержек в России, существенным тормозом экономического роста на основе частной инициативы.

71. Основные показатели конкурентоспособности.

Рассмотрим долю национального экспорта в целом и долю продукта в национальном экспорте на соответствующем рынке. Если доля товара в рынке выше, чем в экспорте, то тогда конкурентное преимущество есть (коэффициент выше единицы).

Конкурентные преимущества России есть для товаров: грубообработанная древесина, природный газ, чугун и железо, удобрения.

Слабость России в высокотехнологичных отраслях. Спрос на технологии из-за рубежа.

Другой показатель – эластичность по цене. Российские товары низкоэластичны по цене, но иномарки российской сборки высокоэластичны.

Участие иностранных инвесторов ведет к росту масштабов и улучшению структуры экспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: