Раскройте сущность теории Z Оучи
В теории организаций Z, предложенной Оучи, центральными положениями являются пожизненная занятость работников, забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное карьерное продвижение, отличная передача информации, преданность компании и активная забота о достижении высокого качества. Если Мак-Грегор прожил бы дольше и сумел завершить теорию Z, возможно, он пришёл бы к варианту, содержащему аналогичные составляющие.
В 1974 г. Ричард Джонсон и Уильям Оучи опубликовали в Наrvard Business Review статью "Made in America (under Japanese management)«- констатация растущего разрыва производительности труда в японских и американских компаниях:
На сборочной линии одной американской компании в Атланте, штат Джорджия, 35 американок собирали транзисторные панели, производя ряд стандартных операций. В Токио на другом предприятии той же компании на таком же конвейере работало 35 японок, выполнявших те же операции. Единственным отличием этих линий была их различная производительность: японские работницы производили на 15% больше панелей, чем американки, находившиеся в 7000 миль от них.
|
|
5 отличительных черт японского менеджмента
1. акцент на движении информации и инициативы снизу вверх;
2. превращение высшего руководства из органа, издающего приказы, в орган, способствующий принятию решений;
3. использование среднего управленческого звена как инициатора и движущей силы решения проблем;
4. принятие решений па основе консенсуса;
5. повышенное внимание к благополучию сотрудников.
Ключевые черты:
• Вовлеченность персонала
• Высокое доверие
• Стабильность положения