Смысл человеческого бытия и принципы ценностной ориентации человека в мире

Среди множества ценностей есть высшая ценность – ценность, определяющая смысл жизни для отдельной личности. Ведь человек – это единственное живое существо, которое постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть (исходя из идеала), и стремится к этому должному как к высшей цели. Обобщая возможные пути обретения смысла жизни, можно выделить следующие моменты: 1) обретение смысла с помощью того, что человек дает жизни; 2) обретение смысла с помощью того, что человек берёт от жизни; 3) обретение смысла посредством позиции, которую человек занимает по отношению к судьбе, обстоятельствам, которые он не может изменить. Человек выбирает своё призвание и в нём находит уникальный по своей конкретности смысл своего бытия, жизни. Рассмотрим наиболее часто встречаемые формы смысла жизни.

Гедонистический смысл жизни. Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - наслаждение). Аскетический смысл жизни. Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, отрешенного от всех земных забот и страстей.

Смиренно-стоический смысл жизни. Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга. Смирение является покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости.

Категорически-императивный смысл жизни. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон называется императивом. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Религиозный смысл жизни. В религиозном понимании смысла жизни доминирует не разум, а вера, т.е. то, что разуму противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека. Цель жизни, можно сказать, - в спасении души.

Действенно-гуманистический вариант смысла жизни выводит на природу человека, т. е. на его фундаментальные или базовые потребности. Необходимость их удовлетворения постоянно толкает людей на все более полное обустройство жизни, страны, земли, на гуманизацию общественных отношений.

Ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На этой основе формируется ценностная позиция человека. Ради чего же вообще стоит жить? Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле — очень важный этап бытия индивида. Главный смысл земного бытия состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, т.е. удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Именно это и составляет, наверное, смысл жизни большинства людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: