Социально – философской мысли

Социальная философия – это раздел, анализирующий общество, историю и человека, как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий. Определений общества много. Общество – в широком смысле это обособившаяся от природы часть материального мира, одна из форм существования бытия, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Предметом социальной философии является общество. Наиболее тесным в соприкосновении с социальной философией находится история и социология. Социология – наука об обществе. Социолог просматривает взаимодействие людей, их связей и взаимоотношений. С этой целью они используют интервью, опрос и т д. Философия общества обращает внимание на такие проблемы как: закономерность общественного развития, движущие силы, смысл и направление исторического процесса, решение которых зависит от исходной мировоззренческой установки. В древности существовала теологическая трактовка исторического процесса, рассматривавшего его как реализацию божественного замысла – Провидения. В рамках этой концепции, получившей название провиденционализм, признавалось наличие божественной воли, но при этом начисто игнорировалось свобода воли людей. Определенное родство с провиденционализмом при явной противоположности исходных посылок демонстрирует вульгарно-материалистическая концепция (философия Нового времени): Гоббс, Гольбах. Эта концепция исходит из того, что источник необходимости не Бог, а естественные материальные условия жизни людей. Здесь игнорируется свобода воли людей, возможность их активного участия в историческом процессе.

Существовало и в истории философии направление, отрицавшее наличие какой-либо объективной необходимости в историческом процессе, исходившее из абсолютизации свободной воли человека. Это волюнтаризм. Оно исходит из того, что деятельность человека в историческом процессе абсолютно свободна от влияния окружающей действительности и зависит только от силы его воли и ума (Шопенгауэр, Ницше, Лавров). В 20в особое распространение получила марксистская концепция общества, исходившая из признания определяющей роли общественного бытия в социальном развитии. Маркс выделяет след формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Эта концепция обладает большими эвристическими возможностями, недостатком её является абсолютизация значения экономической сферы для развития общества. Другая концепция Вебера – концепция идеальных типов: если существуют законы развития общества, то они непознаваемы для науки. Основа социальной жизни – духовная сфера и политика. Для постижения исторической реальности он в качестве инструмента создал некую теоретическую схему – «идеальные типы» господства: харизматическое господство, патриархальное, рациональное. Достоинство этой концепции в понимании механизма господства. Недостаток – отрицание возможности формулировки объективных законов социального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: