Философское учение о ценностях. Нравственные, эстетические, религиозные ценности и их роль в человеческой жизни

Термин «ценность» широко используется и в обыденной жизни, и в философии, он указывает на социокультурное значение явлений действительности. Ценность можно определить как выявляемую в психических переживаниях эмоциональную значимость объекта для потребностей субъекта. Ценность – это качество явлений действительности зависящее как от их объективных свойств, так и от потребностей субъекта. На основе ценностей формируется ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней структуры личности. Закреплённая опытом совокупность сложившихся ценностных отношений образует основу мировозрения как конкретной личности, так и общества. Ценности являются некой гармонической системой выстраивающейся в полном соответствии с идеалом. Критерии для классификации ценностей берут различные. Наиболее распространённым является деление ценностей на материальные и духовные. Материальные ценности обязательно несут на себе отпечаток человеческого духа, а духовные выражаются при помощи определенных материальных средств. Возможна классификация ценностей по сферам человеческой деятельности: экономические, политические, экологические и т. д. Поскольку ценности содержат субъективную составляющую, то их ещё классифицируют по субъекту: индивидуальные, групповые, общечеловеческие. Кроме того, издавна ценности делят на относительные (имеющие ограничения- ценности для определенного субъекта) и абсолютные (неизменные). Абсолютными ценностями для человека являются его родовые свойства: свобода, творчество, моральность. Своеобразным аспектом полноты бытия человеческого рода выступает идеальное бытие отдельной личности. Человек может достичь полноты бытия только в соборной взаимодополняющей деятельности с другими людьми, т. о., уникальное бытие отдельной личности, действительно, есть не только для себя бытие, но и бытие для других. Абсолютность ценностей обеспечивает надёжность и гармоничность движения человечества по пути Добра. Поведение человека есть творческий процесс, предпринимаемый ради осуществления какой-то цели – ценностей. Это обуславливает возможность игнорирования отдельным человеком абсолютных ценностей. Абсолютные ценности выступают как объективная необходимость, с которой можно не считаться, но которую нельзя обойти или отменить. В частности эгоизм (как абсолютизация любви к своему Я) неизбежно ведёт к обеднению бытия, ведь обособляя себя от человеческого рода, личность абсолютизирует тем самым свою ограниченность, что объективно является злом. Зло т. о. саморазрушительно. Оно делает недостижимым полноту человеческого бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: