1. Совпадают ли по своему содержанию научное и философское понятие материи?
Да; нет.
2. Был ли присущ Фейербаху исторический взгляд на общество?
Да; нет.
3. Является ли диалектический материализм и материалистическая диалектика логическим обобщением предшествующей философии?
Да; нет.
4. Материальный мир, природа есть порождение объективного существующего «мирового духа», «абсолютной идеи». Кто из философов стоял на этой позиции?
Демокрит; Гоббс; Спиноза; Гегель; Кант; Фейербах.
5. Существует ли материалистическая трактовка истины?
Да; нет.
1. Учение о «ноосфере» В.Вернадского.
деятельность человека может и должна не разрушать, а поддерживать принципы организации биосферы, дополнять биосферу и взаимодействовать с ней в качестве компонента единой динамической системы. Если современный его этап превращает естественные процессы в индустриальные, то следующий этап призван приспособить индустриальные к естественным и создать таким путем новый тип круговорота вещества и энергии на нашей планете. В современную эпоху возникает необходимость в производстве и воспроизводстве самой природной среды.
|
|
В. И. Вернадский (1863—1945) учение о ноосфере.
Вернадский подошел к поставленной проблеме исключительно с естественнонаучных позиций, с позиций естествоиспытателя, исследующего геологические, планетарные процессы. Для Вернадского ноосфера есть сфера человеческого труда и разума, точнее, сфера, организованная и управляемая разумной деятельностью людей,— результат планомерного, сознательного преобразования природы. В будущем не отдельные элементы природной среды, а вся природная среда станет единым подвластным человеку комплексом естественных условий и технических средств, поддерживающих эти условия. Ученый считал, что биосфера должна неизбежно стать ноосферой при условии, что разум человека будет направлен, на созидание, а не на разрушение природы.
Поскольку отношения людей к природе определяются через их отношения друг к другу, постольку подлинное единство человека и природы предполагает, прежде всего подлинное единство самого человечества. Разум должен объединить людей всех стран и народов в борьбе за выживание человечества, несмотря на существующие между ними различия.
2. Чувственная и рациональная ступени отражения.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция,
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
|
|
Сенсуализм (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах»,
Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятии. Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие — это целостный образ отображаемого предмета. Представления формируются на основе памяти. Ощущения, восприятия, представления сходны с отображаемыми объектами, являются образами объектов, и поэтому объекты познаваемы.
Рационализм (Декарт, Спиноза) недооценивает роль чувственного в познании, утверждая, что мышление может постигать сущность вещей, минуя чувства, не опираясь на ощущения (врожденные идеи, интеллектуальные умозрения).
Понятие — элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах.
Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают.
Умозаключение — процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.
Выделяют два различных уровня мышления: рассудок и разум.
Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах жесткого стандарта, неизменной схемы, рассматривая понятия и предметы как неизменные и постоянные.
Разум — диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, постижение сущности вещей в их развитии и саморефлексия своего познания, деятельности.