1. Кто впервые сформулировал основные законы и категории диалектики?
Маркс; Фейербах; Кант; Гегель; Энгельс.
2. Можно ли согласиться с утверждением Пифагора, что число есть сущность вещи?
Да; нет.
3. Совпадают ли по своему содержанию понятия «субстанция» и «материя»?
Да; нет.
4. Существует ли объективная основа единства чувственного и рационального познания?
Да; нет.
5. Отличается ли научное познание от обыденно-эмпирического?
Да; нет.
1. Единство и взаимообусловленность эволюционных и революционных процессов развития.
Анализируя процесс изменения количества и качества, очень важно учитывать их глубину и значение. По этому основанию совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные. Революция — это такое изменение, в ходе которого происходит ломка основного качества вещи, ее коренное качественное преобразование. Эволюция— это такое изменение, при котором основное качество вещи сохраняется. К эволюционным относятся как количественные изменения вещи, так и изменения ее не основных качеств
|
|
Рассмотрение эволюции и революции в их диалектической взаимосвязи является одним из методологических принципов в разработке стратегии и тактики марксистско-ленинских партий по революционному преобразованию общества, в их борьбе против реформизма, правого ревизионизма и «левацкого» авантюризма.
Поскольку не только количественные изменения переходят в качественные, но и качественные—в количественные, то для достижения необходимых количественных показателей следует изменять не только количественные характеристики вещей, но и преобразовывать их качество.
Так как каждый предмет является много качественным, причем в различных своих связях и отношениях он проявляет различные качества, то в процессе познания нужно стремиться выявить все качества предмета, рассмотреть его во всех связях и отношениях. Принцип всесторонности рассмотрения — один из важнейших методологических принципов материалистической диалектики.
Другое важное методологическое требование — выделять из множества качеств предмета его основное, коренное качество.
Велика методологическая роль закона перехода количественных изменений в качественные и обратно в открытии новых явлений. Показательным в этом отношении является предсказание Д. И. Менделеевым существования и свойств некоторых неизвестных еще в то время химических элементов.
2. Философия психоанализа З. Фрейда.
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики.
|
|
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
система «Сверх - Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов (совесть). Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.
В качестве важнейших структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.
Ошибочные действия являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.
Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.
Впервые в психологии Фрейд обстоятельно показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.
Особое внимание Фрейд уделяет влечениям
• влечения «Я», цель которых - самосохранение индивида;
• сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода;
Третьим пластом психической структуры личности Фрейд называет предсознательное «Я». Оно находится между «Сверх - Я» и «Оно» (бессознательным). все, что находится в сознании или может войти в него, строго процензуровано.
По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.