Билет № 12. 1. Является ли общество саморазвивающейся системой?

1. Является ли общество саморазвивающейся системой?

Да; нет.

2. Выделите какие категории относятся к философской системе Гегеля?

Вещь в себе; абсолютная идея; закон отрицания отрицания; философское сомнение; качество; мера; категорический императив.

3. Является ли противоположность материи и сознания абсолютной?

Да; нет.

4. Кому из мыслителей принадлежит формулировка основного вопроса философии как проблемы соотношения материи и сознания, мышления и бытия?

Канту; Гегелю; Марксу; Фейербаху; Энгельсу.

5. Кто относится к русским «славянофилам»?

Хомяков; Данилевский; Чаадаев; Самарин; Соловьев; Ильин; Аксаков.

1. Необходимость и случайность.

Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, то есть обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступать.

Представители идеализма отрицают объективное, независимое от сознания существование необходимости.

Необходимая связь между причиной и следствием в объективной действительности сама по себе не существует, что она привносится в мир субъектом, когда он пытается выразить эту связь в понятийной форме. Необходимость существует вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отраженной, в сознании, выступает в качестве логической необходимости.

Наряду с логической необходимостью существует необходимость природная, присущая вещам и составляющая их внутреннюю сторону.

В объективной действительности необходимость существует не сама по себе, в чистом виде, а в органической связи со случайностью, которая в отличие от необходимости, обусловленной внутренними причинами материального образования, его природой, обусловлена внешними причинами, стечением обстоятельств. Будучи формой проявления необходимости, случайность существует объективно, вне и независимо от человеческого сознания и познавательной деятельности.

Если в основе необходимости лежит связь причины и следствия, то в основе случайности — связь нескольких причинных рядов. Звенья каждого такого ряда связаны между собой необходимым образом, но в моментах пересечения их образуются новые причины, возникают взаимодействия, не вытекающие из внутренней природы вступивших в них образований. Эти взаимодействия и порождают случайные явления. Каждое материальное образование в одно и то же время и необходимо и случайно.

так как необходимое в чистом виде не существует, а проявляется через массу случайных отклонений, то познание его возможно лишь через исследование случайного.

Поскольку случайное способно превращаться в необходимое, а необходимое в случайное, то, познав условия, при которых совершается указанный переход, можно их искусственно создавать и превращать случайные, соответствующие практическим интересам свойства в необходимые, а необходимые, противоречащие этим интересам свойства — в случайные.

2. Философия прагматизма.

Прагматизм (греч. pragma — действие, деятельность, дело) — субъективно-идеалистическое течение в буржуазной философии, считающее практическую полезность знания источником и главным критерием его истинности. Основные принципы прагматизма впервые сформулировал в 70-х гг. 19 в, Пирс, выдвинувший положение: «Существовать— значит быть полезным».

Прагматизм выступил с лозунгом связать философию с жизнью, понять философию как способ решения человеческих проблем, а человека — как активно формирующего реальность в соответствии со своими целями, желаниями, потребностями.

Исходный принцип прагматистской философии—отрицание объективной реальности. Согласно прагматизму, вне нас объектов нет, существует лишь некоторый неопределенный материал, так или иначе оформляемый нами. Дьюи, например, полагал, что нельзя и ставить вопроса о том, какова действительность сама по себе: она есть нечто пластическое и бесформенное, лишенное какой-либо определенной структуры и собственных объективных закономерностей. Человек своей деятельностью вносит порядок в хаос опытных данных, придает миру завершенность и определенность. При этом он руководствуется только своей выгодой и пользой. Прагматизм отрицает возможность объективно-истинного познания и всякую теорию, всякую систему мировоззрения объявляет конструкцией, которая может считаться истинной только в том случае, если она кому-нибудь полезна. Тем самым прагматизм допускает плюрализм (множество) истин, служит теоретическим обоснованием неограниченного произвола.

С точки зрения прагматизма, истинной может оказаться и религия, поскольку она приносит «пользу» — дает человеку «утешение» в невзгодах. Исходя из принципов прагматизма, можно оправдать любую реакционную политику, если она приносит «успех». Все это определяет ненаучность прагматизма, его крайне индивидуалистический и волюнтаристский характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: