В 1861 г. Достоевский помещает в ноябрьской книжке «Время» статью о новой газете Ивана Аксакова «День». При всем уважении редактора и при некоторых совпадениях во взглядах (община, самобытность народа), ФМ выступил против сф учения. Он говорит, что несомненна общественная роль литературы (з). Притом он указывает на некоторые ошибки западников, но говорит о сочувствии к ним «массы общества». ФМ видит значение петровской реформы в том, что она внесла «великий элемент общечеловечности» и поставила его «как главнейшую цель всех стремлений русской силы и русского духа». Полемика продолжилась в 1862 г. в статьях «Два лагеря теоретиков», «Девятнадцатый нумер “Дня“». Автор упрекает сф за беспощадные обвинения общества во лжи, за слепую вражду к молодому поколению, «материалистам и коммунистам», за теоретический подход к жизни.
- Сатирические журналы: специфика, тематика, авторы.
- Журнал «Искра» как сатирический журнал.
- Журнал «Будильник» как сатирический журнал.
Общественный подъем конца 50 -60 гг. дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равного которому не было в России с XVIII в.
|
|
Волна обличительной литературы нашла отражение в появлении юмористических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «Потеха») и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»). Они были ориентированы на невзыскательного городского обывателя, ищущего развлекательного чтении, анекдотов, пикантных подробностей.
Наиболее определенно черты сатиры проявились в журналах «Искра», «Будильник» (СПБ).
«Искра» (1859-1873)
Основан художником-карикатуристом Н.А.Степановым и поэтом В.С.Курочкиным. острота, злободневность, разнообразие содержания, большое количество иллюстраций, широкий круг авторов. Постоянное общение с читателем, коллективная работа редакции.
Ближайший редакционный круг: П.И. Вейнберг, Г.З.Елисеев, Н.С.Курочкин, Д.Д.Минаев, М.М. Стопановский. Кроме того, журнал имел много авторов и обширную сеть корреспондентов. Душа коллектива – обаятельные и веселый В.С.Курочкин. современники отмечали его редакционный талант, щедрость, с которой он делился своими идеями и замыслами с другими сотрудниками и особенно с молодежью.
Отделов, как таковых, не было. Заканчивался обычно журнал отделом «Искорка» с мелкими заметками, стишками, «изречениями». Ведущий отдел «Нам пишут» помещал материал их провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Передовики журнала – Г.З.Елисеев и П.А.Гайдебуров объединились в 59-65 гг, чтобы писать «Хронику прогресса». По цензурным причинам статьи этого цикла появлялись не в каждом номере. В конце 60-х «Искра» стала уделять много внимания иностранной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение по этому поводу вел В.И.Богданов под названием «Заметки со все концов света». Для «Искры» вообще характерны циклы публикаций.
|
|
По политическим взглядам «И» совпадала с демократическими изданиями, видели общественное предназначение в литературе и в журналистике, критиковали сторонников эстетической критики. Для них были привлекательны судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей.
Попасть в журнал боялись – настолько ярко он обладал резким обличительным тоном. Курочкина называли «представителем суда общественного мнения». Популярность журнала была невероятная.
Два периода сатиры: обличение пореформенного периода 61 году ступило место резкой критике реформ. Манифест «И» как и «Современник» встретили молчанием, ибо подготовленные материалы не прошли в печать, а другие материалы редакция ставить не обиралась. В 62 году весьма иносказательно журнал показал свое отношение к Манифесту: «Пусть и не будет имени рабства, если этого требует приличие, но ведь можно и умненькими мерами свободный народ прикрутить так, что он все-таки будет выполнять свое предназначение». Стесненная рамками цензуры, «И», как и вся демократическая журналистика, пользовалась языком иносказания. Авторов сковывала самоцензура даже в безобидных статьях. Журнал писал: «Читать умейте между строк на самом интересном месте».
Художественные приемы иносказания:
Читатели знали особое обозначение городов, губернаторов, литераторов и изданий (авторы пользовались принципами созвучия, к примеру, Муму – это псковский губернатор Муравьев).
Также использовались внешне нейтральные слова для обозначениясоциально-историчеких понятий. К примеру, «компромисс» - либерализм, «недоразумение» - конфликты между крестьянами и помещиками, «скачки» - революционные действия и идеи. И др.
Пародия. В ней использовался чиновничий жаргон, либеральная фразеология, косноязычие провинциального помещика и т.д.
Жанры:
Рассказ, очерк, фельетон, сатирический портрет, корреспонденция, обозрение, пародия, эпиграммы, язвительные заметки, изречения, анекдоты и др.
Карикатура, рисунки. Особо запомнился карикатура на министра внутренних дел Валуева, идущего по канату между светом и тьмой. Цензурный комитет приказывал «И» сбриавть бакенбарды с изображаемого лица, изображать его в профиль, чтобы сходство не бросалось в глаза.
После 1862 году, в период петербургских пожаров, студенческих волнений, польского восстания, воинственный тон журнала отразился на ее судьбе. В 64 Курочкин отстранен от редактирования, из журнала уходит Степанов, который потом будет издавать «Будильник». В 68 Василий Курочкин восстановлен в качестве редактора в 68г.
С 1870 редакция выхлопотала разрешение выходить без предварительной цензуры, которое не распространялось на сатирические издания, при условии, что они не будут печатать карикатур. А карикатуры будут выходить в отдельном ежемесячном альбоме. Они явно выходили за рамки утвержденной программы. Курочкина вновь отстраняют. Выход журнала приостанавливается, что сказывается на тираже, популярность падает. Очередное, третье, предостережение с приостановкой выпуска на четыре месяца, остановило его деятельность навсегда.
Значение «И», ее профессиональная репутация были очень высоки в демократической журналистики XIX в. и оказали влияние на формирование других изданий.
«Будильник» (1865 – 18??)
Создан Н.А.Степановым после ухода из «И» в результате возникшей между ним и В.Курочкиным денежных недоразумений. Первые полтора года «Б» в отличии от других сатирических изданий выходил два раза в недель, что, однако, оказалось неудобным, и журнал перешел на еженедельный выпуск. Схож с «И». Сатиры и карикатуры посвящены социальным противоречиям, взяточничеству, произволу, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы. Карикатура журнала изображала мироедов, наживающихся на бедах крестьян. Писалось о нечеловеческих условиях труда, об эксплуатации детей.
|
|
Как и «И», «Б» с иронией отзывался по поводу восторгов либералов о проведении реформ.
С 1867г. много вниман6ия уделяется международным событиям. Отдел «Политические шалости».
В «Б» принимали участие многие авторы «И». Тем не менее «Б» не сумел подняться на искровский уровень популярности. Развлекательный и юмористический материал занимал большую часть журнала, оттеснив на второй план сатиру. В 65 тираж был 3500-4200 экземпляров, то в 67-71 уже не поднимался выше 2500 экз.
Степанов неоднократно пытался освободить журнал от предварительной цензуры, но безрезультатною С 1873 г. издание журнала было перенесено в Москву. Степанов номинально оставался редактором до самой смерти (77), но фактически не имел никакого отношения к нему еже с 71г.
- М.Е. Салтыков-Щедрин – публицист.
- М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор.
Более сорока лет продолжалась журнальная деятельность М.Е. С-Щ, связанная с ведущими демократическими журналами «Современник» и «Отечественные записки».
Три периода:
1. «Писание рецензий» для «Отечественных записок» и «Современника» (46-48, 56-62).
Литературная слава пришла к Салтыкову после публикации в 56 году (под псевдонимом Н.Щедрин) «Губернских очерков» в журнале Каткова «Русский вестник». Причина успеха: злободневность, антикрепостничество. Современники увидели в нем продолжателя гоголевской традиции. В изображении мира провинциального общества, он создает яркие сатирические образы мошенников-купцов, чиновников-лихоимцев и др социальных типов, характеризующих «болото» общественных отношений. Во «Введении» к «Г.о.» он писал, что есть много путей служить общему делу, но обнаружение зла, лжи и порока небесполезно и предполагает полное сочувствие к добру и истине.
|
|
Несмотря на успех «очерков», он продолжает состоять на госслужбе. С 56 по 62 он служит в различных ведомствах, это хорошая школа гражданского возмужания и богатейший материал для будущей сатиры.
С 1860г. он преимущественно публикуется в «Современники», помещая там рассказы и очерки («Невинные рассказы», «Сатиры в прозе»), а также статьи по крестьянскому вопросу.
2. Руководство журналами: с 62 по 64 он соредактор Некрасова «Современника», 68-84 руководит с Некрасовым «Отечественными записками». После смерти Некрасова становится официальным редактором журнала до его закрытия.
В 1862 оставляет службу, работает в редакции «Современника». Это трудное время для журнала (смерть Добролюбова, арест Чернышевского). Салтыков принял на себя часть редакционной работы и стал одним из самых пишущих авторов. Он принимает участие в сатирическом отделе «Свисток» и всего себя в это время отдает публицистике. Пишет ежемесячные хроники-обозрения «Наша общественная жизнь», в которых отражены кардинальные вопросы переломного момента в истории 60-х, т.е. поворота правительства к реакции. Внимание читателей, полемика с Писаревым («Русское слово»). Сатирически обличал нигилизм и «скромное служение естественным наукам».
Разногласия с Антоновичем и некоторыми другим членами редакции привели к некоторой изоляции Салтыкова. Тогда он пишет Некрасову, что отныне он будет только писать в журнал, и не будет принимать участие в трудах редакции.
Вновь государственная служба. Служба для писателя превращается в несносную обузу. 1868 Салтыков уволен в окончательную отставку.
Осенью 1867 года Некрасов покупает у Краевского «Отечественные записки, предлагает Салтыкову стать соредактором. Он становится членом редакции и активным сотрудником обновленного журнала. В 77 году умирает Некрасов, он становится ответственным редактором, опираясь на сотрудничество Елисеева и Михайловского.
Конец 60-70е годы – самый напряженный и плодотворный период в творчестве Салтыкова. Все новые произведения он печатает только на страницах «Отечественных записок» («История одного города», сатирические очерки и рассказы «Помпадур и помпадурша», «Письма из провинции», «Признаки времени», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «В среде умеренности и аккуратности»», романы «Господа Головлевы», «Современная идиллия», множество публикаций, критических статей и рецензий).
Как редактор он многое сделал для придания журналу демократического направления, он тщательно отбирал авторов, всегда помогал и советовал им. Но в редакции считалось опасным посылать его решать какие-либо вопросы с министрами, руководителями цензурных органов и другими чиновниками, т.к. он не был способен к фальши, а к этим людям он был чужд малейшего подобострастия. Более всего он ценил прямоту характера. Он абсолютно нетерпим к враждебным ему направлениям общественной мысли, и, по мнению Чехова, только он умел открыто презирать. «Две трети читателей не любили его, но верили ему все», - так говорил Чехов. Сатирическое отношение к действительности – это идейная позиция публициста. Все «подробности» русской жизни – материал для сатирических образов, всегда реалистичных и конкретных. Его «градоначальники» желали освободить себя от тягота «закона», прятали в шкаф тома «Свода законов Российской империи» или же садились на них. Главный тормоз русской жизни публицист видел в сохранении и господстве пережитков крепостничества. Новый хозяин жизни – сельский буржуа – недалеко ушел от строго крепостника. Сатира идет и на консерваторов и на либеральных («умеренных» и «аккуратных» российских прогрессиста, литераторов подхалимов). Либералы с радостью встретили положение о земствах, хотя она сводилась к тому, чтобы снабжать друг друга фондами и подрядами.
Сатирический цикл «В среде умеренности и аккуратности» показывает новоявленных молчалиных.
75 г. он заболевает, едет лечится за границу. Очерки «За рубежом». за внешне привлекательным фасадом европейской цивилизации он видит неотвратимую угрозу бездуховности.
1 марта 1881 года убийство АII, волна реакции. «ОЗ» вынуждены усилить внутреннюю цензуру. 82 год «Временные правила» ужесточают положения печати. Однако реакция в стране становится одной их основных тем журнала. Трудные условия. 20 апреля 1884 года постановление о запрещение журнала.
3. 84-89 (смерть Салтыкова) вынужден сотрудничать с другими изданиями. («Вестник Европы», «Русские ведомости»). Создает циклы «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонская старина». Эзопова манера помогала проводить через цензуру самые крамольные мысли.