Журнал славянофилов «Сельское благоустройство»: особенности, тематика, авторы

С воцарением АII в славянофильском кругу возникла надежды на решение двух важнейших задач – уничтожения крепостной зависимости и созыв «общей Земской думы». Сф стали обсуждать идею собственного журнала. К осени Хомяков, К.Аксаков, Самарин и Кошелев приняли решение о совместном выпуске нового журнала «Русская беседа». (1856 г) Журнал прекращает свое существование в 60 г, когда умерли Хомяков и К. Аксаков, напечатав речи, произнесенные в память о Хомякове на заедании Общества любителей русской словесности, которое он возглавлял.

В 1858 году Кошелев сумел наладить выпуск сф журнала «Сельское благоустройство». Когда началось открытое обсуждение крестьянского вопроса (обнародование в ноябре 1857 года рескрипта на имя виленского генерал-губернатора Назимова), Кошелев решил создать журнал, посвященный исключительно «делу уничтожения крепостного состояния». Ежемесячное издание, предназначенное для обсуждения конкретных вопросов будущей реформы не вызвало у власти подозрения на тот момент, и разрешение на него выдали без лишних хлопот.

Вначале журнал расходился хорошо, и в сотрудниках не было недостатка. Это объясняется тем, что особых требований к статьям не было. Главный критерий был, чтобы они были «дельные и прилично написанные». Задачей издателя-редактора было выбрать лучшие статьи и подготовить примечания к тем, чо противоречили по его мнению. Большинство авторов – помещики из провинций. Среди основных авторов были Самарин и князь Черкасский, которые как и Кошелев составили свои проекты крестьянской реформы. И это были более радикальные решения крестьянского вопроса, чем правительственное.

Освобождение кр-н должно быть за выкуп, с землей, с сохранением общинного землевладения. Община – не только социально-экономическое устройство, но и хранительница религиозно-нравственных устоев. Хотя сф и оперировали в журнале словами экономического порядка при пропаганде отмены крепостного права. Но позиция их определялась все-таки иначе. «Стыдно и непонятно, как мы можем называть себя христианами и держать в рабстве своих братьев и сестер…Уничтожение рабства надо главнейшее основать на Христовом учении о братстве», - писал Кошелев в своем дневнике еще в 1848 году.

Издатель-редактор «Сельского благоустройства» был одновременно и самым активным его автором. Для четырнадцати номеров журнала он подготовил около тридцати статей, а также библиографические заметки и редакционные примечания к чужим материалам.

«Высочайше одобренные» цензурные правила от 1858г., в которых говорилось, что все статьи, касающиеся крестьянского вопроса, положено отдавать не только в местную цензуру, но и в МВД, усложнили работу «Сельского благоустройства». Из тех статей, что Кошелев отправил, двенадцать не разрешили печатать, а пять сократили так, что он и не захотел их печатать. Кошелев писал, что они запрещают писать что-либо впользу крестьян, зато дозволяют говорить против них, что они запрещают использовать слова «освобождение от крепостной зависимости». Вскоре в журнале превалировали статьи антилиберальной направленности. Кошелев просил помощи у Черкасского, однако его следующая публикация оказала журналу плохую услугу. Он, как оказалось, счел возможным оставить телесное наказание, ограничив их восемнадцатью ударами. На это с возмущением откликнулись многие издания, а из Питера в редакцию пришла посылка с надписью «Князю Черкасскому» и «Издателю», а в посылке лежали два пучка розг. В тоже время на журнал сыпались упреки со стороны помещиков, они переставали подписываться на него. Цензурные затруднения стали невыносимы: статьи задерживались на несколько месяцев и приходили настолько измененными, что абсолютно противоречили позиции автора. В итоге февральский номер вышел в апреле. Он открывался объявлением о прекращении издания «по причинам совершенно от редакции не зависящем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: